Глава 4. становление и развитие дошкольной педагогики

Педагогическая теория зарождалась во взглядах на процесс воспитания, образования и развития человека выдающихся ученых, просветителей Древнего Восто­ка, Китая, Египта, Греции, на Руси.

Древнегреческий философ Сократ(470–399 до н.э.) – один из родоначальников познания исти­ны с помощью наводящих вопросов. До наших дней этот прием дошел под названием «сократический ме­тод» или «эвристическая беседа». В этих беседах Со­крат стремился пробудить у слушателей стремление к нравственности. Сократический метод познания истины становится началом мудрости.

Современник Сократа Демокрит(ок. 460–370 до н.э.) высказывал идеи о природосообразности вос­питания и развития детей. В процессе обучения он отдавал предпочтение развитию мышления ребенка, лю­бознательности с помощью разнообразных упражнений, особенно в труде. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы», – учил Демокрит.

Выдающийся мыслитель Древней Греции Платон(427–348 до н.э.) в своих многочисленных трудах изложил педагогическую систему образования и вос­питания граждан. Платон предлагал следующую орга­низацию образования:

• с 3 до 6 лет дети собираются для совместных игр под руководством женщин;

• с 6 до 12 лет дети учатся чтению, письму, счету, пению, игре на музыкальных инструментах в го­сударственных школах;

• с 12 до 16 лет юноши обучаются в палестре – школе, где основное внимание уделяется всесторонне­му физическому развитию;

• с 16 лет в центре внимания становятся такие предметы, как арифметика, астрономия, геометрия, что способствует военной подготовке;

• с 18 до 20 лет юноши получают специальную воен­но-физическую подготовку.

Платон предлагал и некоторые методики работы с воспитуемыми. Например: «Насильственно не препо­давай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».

Ученик Платона философ Аристотель(384–322 до н.э.) развивал свою теорию воспитания свободорожденных граждан. Воспитание, по Аристотелю, есть еди­ный процесс, имеющий три стороны: физическое во­спитание, нравственное и умственное.

Аристотель предпринял первую попытку в исто­рии педагогической мысли дать возрастную периоди­зацию воспитания и образования. Он выделил три периода возрастного развития:

• от рождения до 7 лет;

• от 7 лет до наступления половой зрелости (14 лет);

• от 14 лет до 21 года.

Именно Аристотель обратил серьезное внимание на воспитание детей дошкольного возраста и особенно игровой деятельности. Аристотель видел в воспитании средство укрепления государственного строя, оно должно быть «заботой государственной, а не частной инициативы».

Так же, как Аристотель, римский оратор и педагог Квинтилиан(42–18) большое внимание уделял до­школьному воспитанию. Важным средством воспита­ния он считал игру. В шесть лет ребенка необходимо начинать учить, но обучение должно быть интересным для него, чтобы не отвращать его от этого важного за­нятия.

Большую известность получила педагогическая деятельность педагога-гуманиста эпохи Возрождения итальянского профессора Падуанского университета Витторино да-Фельтре.Он организовал свою школу, названную «Дом радости». Школа находилась в непосредственной близости от природы. В этой школе большое внимание уделялось всестороннему развитию детей.

В истории педагогической мысли ведущее место по праву принадлежит чешскому педагогу Яну Амосу Коменскому(1592–1670). Он обосновал теорию обра­зования и воспитания как систему научных знаний. Он считал, что человек как часть природы должен разви­ваться по законам природы..Коменский разработал возрастную периодизацию, выделив четыре периода в развитии ребенка, каждому из которых должна соот­ветствовать своя школа.

Неоценимое значение до сих пор имеет труд Я.А. Коменского «Великая дидактика». Для развития дошкольной педагогики важную роль играет его рабо­та «Материнская школа». В ней раскрываются цели и задачи воспитания ребенка от рождения до школы.

Коменский определил, что должен познать ребе­нок в первые шесть лет. Так, по существу, появилась программа знаний и умений, которые дети должны приобрести в первые шесть лет. В книге описываются и методы воспитания детей. Последняя глава называ­ется «Каким образом родители должны готовить своих детей к школе». Содержание этой главы не потеряло своей актуальности и сегодня. Коменский горячо лю­бил детей и постоянно подчеркивал необходимость уважительного отношения к ребенку.

Особое место в истории педагогической мысли за­нимают труды известного философа и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо(1712–1778). Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и инди­видуальные особенности. Он требовал считаться с инте­ресами ребенка, не подавлять его свободы. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

Руссо выделил три источника воспитания: приро­ду, людей и окружающие вещи.

Педагог-практик, теоретик и публицист И.Г. Песталоцци(1746–1827) обогатил педагогическую мысль целым рядом открытий.

Именно он высказал идею развивающего обучения, которое давало бы пищу всем органам человека: «Глаз хочет смотреть, ухо – слы­шать, нога – ходить и рука – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».

Природосообразность он понимал как «совокупность определенных задатков, которые отличают человека от всех прочих существ на Земле...». Особое внимание в своих трудах Песталоцци уделял роли матери. Он счи­тал, что любовь матери к младенцу – основа его спокой­ствия, любви и доверия, а из этих чувств развиваются первые ростки нравственности и религиозности.

Видное место среди педагогических идей прошло­го занимают идеи Роберта Оуэна(1771–1858). В 1816 г. он создает воспитательно-образовательное учрежде­ние, в котором воспитывались дети от года и до 10 лет. Причем дети от года и до пяти лет воспитывались в детской школе, где было два отделения. Фактически это было учреждение для детей дошкольного возраста. Воспитание в детской школе заключалось в расширении представлений ребенка об окружающей среде, в развитии чувства товарищества. Много времени отво­дилось детским играм, гимнастике, танцам, пению.

В дошкольном отделении школы Р. Оуэна осуще­ствлялось физическое воспитание, которое сопровож­далось прогулками на воздухе, экскурсиями, гимнас­тикой. Свои мысли об организации воспитания он изложил в книге «Опыты об образовании характера». Огромное влияние на развитие педагогической теории и практики России второй половины XIX в. и на все последующие годы оказала педагогическая де­ятельность К.Д. Ушинского(1824–1870).

К.Д. Ушинскому принадлежит заслуга в постанов­ке и разработке многих важнейших вопросов педаго­гической теории и практики. К.Д. Ушинский обосно­вывает в своих работах идею народности в воспитании. Народность, определяющая воспитание, подчеркивал он, включает в себя прежде всего язык народа, исто­рию, традиции, фольклор.

Рассматривая язык важнейшим компонентом на­родности, Ушинский разрабатывал учение о родном языке. Родной язык он считал «величайшим народным наставником». Он настаивал на обучении детей родно­му языку и создал для этого книгу «Родное слово», которая переиздавалась уже 150 раз.

Важное место в педагогической системе Ушинс­кого занимает дидактика. Свое дидактическое учение он строил на психологической основе, стремясь пре­одолеть разрыв между обучением и воспитанием де­тей. При этом он подчеркивал, что обучение есть лишь средство воспитания, поэтому оно должно но­сить воспитывающий характер. Он впервые в педа­гогике обосновывает принцип – воспитывающего обучения.

К.Д. Ушинский является родоначальником обосно­вания психологических основ обучения и воспитания, анализ которых изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания».

Он постоянно подчеркивал значение игры в жизни ребенка. В частности замечательный педагог писал: «В действительной жизни дитя – не более как дитя, су­щество, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя – уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созиданиями».

Можно сказать, что специальных работ о развитии дошкольной педагогики в характеризуемые нами годы нет, но в каждом труде представителей зарождающей­ся педагогики как науки особое внимание обращается на детей дошкольного возраста, на роль матери в вос­питании, предлагаются некоторые методики работы с детьми, обосновываются отдельные принципы воспи­тания и обучения.

Детские сады в России

Первый детский сад в России был открыт в 1859 г. в Гельсингфорсе. Затем появился детский сад в Петер­бурге, позже детские сады стали открываться в Моск­ве, Николаеве, Одессе, Смоленске, Иркутске и других городах. Они открывались частными лицами, были платными и предназначались для детей привилегиро­ванных классов. Для детей рабочих открывались дет­ские сады на средства благотворительности.

Опыт работы воспитательных домов появился в Москве, а затем в Петербурге в 1763 г. по инициативе и под руководством известного деятеля просвещения И.И. Бецкого.

В этих воспитательных домах находились дети от рождения и до 18 лет. До 2-х лет дети жили в деревне у кормилиц, а позже поступали в воспитатель­ный дом. В работе с детьми большое внимание уделялось физическому воспитанию.

Часто детские сады включали и начальную школу. Программы в каждом случае составлялись свои. Дет­ский сад-школа Е.П. Смидовичнаходился в хорошем помещении, был прекрасно оборудован, особенно ма­териалами для детского конструирования.

В группах детского сада по желанию родителей детей обучали чтению, письму, счету, В теплое время года многие занятия с детьми проводились на воздухе. Уровень развития детей детского сада был выше, чем у детей, которые не посещали детский сад. Свой опыт о воспитании детей Е.П. Смидович изложила в книге «Детский сад», которая вышла в 1907 г.

В начале 1870-х гг. появилась книга Е.Н. Водовозовой (1844–1923) «Умственное и нравственное разви­тие детей от первого проявления сознания до школь­ного возраста». Это одно из серьезных исследований по вопросам дошкольного воспитания.

Е.Н. Водовозова считала необходимым всесторон­нее воспитание детей – физическое, нравственное и умственное – в их взаимосвязи и говорила о подготовке детей к школе.

Известный вклад в дошкольное воспитание внес замечательный педагог второй половины XIX – нача­ла XX в. П.Ф. Каптерев.Он считал детский сад первой ступенью в общественном воспитании детей.

Каптерев предлагал принимать в детский сад ма­лышей с 4 лет, так как считал, что трехлетние дети еще не владеют речью, физически очень слабы, нуждаются в постоянной материнской заботе.

Каптерев предъявлял высокие требования к педа­гогам и воспитателям. Они должны были обладать большими знаниями, иметь интерес к природе, петь, рассказывать, говорить четко и ясно, уметь наблюдать детей. Кроме того, считал Каптерев, педагоги и воспи­татели должны знать анатомию, физиологию, гигиену, психологию и педагогику детского возраста, историю культуры, знать детскую литературу.

Важную роль в развитии общественного дошколь­ного воспитания в России сыграл замечательный пе­дагог, теоретик и практик С.Т. Шацкий(1878–1934).

Его педагогическая деятельность началась в 1905 г. с организации первых клубов для детей рабочих. Он создал (вместе с архитектором Зеленко) общество «Сетлмент», а позднее «Детский труд и отдых», одним из направлений деятельности которого была работа с деть­ми дошкольного возраста. После революции С.Т. Шац­кий принял активное участие в строительстве новой школы. Он возглавил Первую опытную станцию, зада­чей которой была разработка содержания, форм и мето­дов деятельности новой школы. При опытной станции су­ществовал дошкольный отдел, деятельность которого была направлена на разработку содержания и методов воспитания детей в дошкольных учреждениях, на поис­ки путей подготовки воспитателей для работы с детьми и повышения их квалификации.

Таким образом, в России всегда ряд общественных деятелей педагогов-исследователей и практиков стре­мились обосновать воспитание дошкольников в специ­альных учреждениях для детей различных возрастных групп и при этом в их работах важное место отводится педагогам и воспитателям дошкольных образователь­но-воспитательных учреждений.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте взгляды на воспитание и обуче­ние детей дошкольного возраста педагогов и об­щественных деятелей прошлых столетий. Приве­дите их высказывания по вопросам воспитания и образования.

2. Раскройте основное содержание работы Я.А. Коменского «Материнская школа».

3. В чем заключается педагогическое новаторство К.Д. Ушинского?

4. Изложите взгляды отечественных педагогов, зало­живших основы дошкольного воспитания.

5. Раскройте историю открытия детских садов в Рос­сии.

Глава 5. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства. Таково понимание образования, записан­ное в Законе об образовании РФ. Более широко – это процесс овладения детьми знаниями, предусмотренны­ми программой, и процесс достижения уровня воспи­танности, культуры, нравственности на основе изучае­мых знаний из опыта человечества в разнообразных видах внеучебной и учебной деятельности детей.

Право на получение образования является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В России сфера образования признается приоритетной. Система образования в нашем государстве основывается на следующих принципах:

• гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей, забота о жизни и здоровье человека, свободное развитие личности каждого;

• единство в условиях многонационального государ­ства, защита национальных культур, культурных традиций народов России;

• общедоступность, соответствие системы образова­ния уровням и особенностям развития и подготов­ленности детей, воспитанников, учащихся;

• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

• свобода и плюрализм;

• демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

Реализация этих принципов предполагает высокий профессиональный уровень подготовки воспитателей, учителей во всех сферах образования, творческий ха­рактер их деятельности.

Гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования:

– возможность получения образования на террито­рии России независимо от расы, национальности, языка, пола, возраста, состояния здоровья, нали­чия судимости. Возможные ограничения на про­фессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом;

– получение бесплатного общего и на конкурсной основе бесплатного профессионального образова­ния в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах Государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Если, например, гражданин на конкурсной основе посту­пил в университет и закончил его, то второе выс­шее образование он может получить платное;

– для граждан с отклонениями в развитии создают­ся условия и специальные педагогические подхо­ды для получения образования, коррекции нару­шения развития, социальной адаптации;

– гражданам, проявляющим выдающиеся способнос­ти, государство содействует в получении элитарного образования, в том числе посредством предоставле­ния им специальных государственных стипендий.

В Российской Федерации устанавливаются Государ­ственные образовательные стандарты, определяющие в обязательном порядке минимум содержания образова­ния, максимальный объем учебной нагрузки обучающих­ся, уровень подготовки в учебных заведениях.

Государственные образовательные стандарты яв­ляются основой для объективной оценки уровня обра­зования и квалификации выпускников всех типов об­разовательных учреждений. Общеобразовательные стандарты призваны фиксировать базовый объем со­держания учебных программ и формулировать требо­вания к качеству обучения школьников. Родителям учащихся предоставляется право требовать от образовательного учреждения и государства выполнения взятых на себя обязательств.

В Законе Российской Федерации об образовании (1992) предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Содержание образования сверх указанной минимальной нормы имеют право оп­ределять образовательные учреждения. В связи с этим в Государственном образовательном стандарте общего среднего образования выделяются три компонента: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогичес­кого пространства России, а также интеграцию личнос­ти в мировую культуру. Национально-региональный ком­понент определяет нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Школьный компонент уста­навливает содержание образования в связи со специфи­кой отдельного образовательного учреждения.

Содержание общего среднего образования регла­ментируется определенными нормативными докумен­тами – учебные планы образовательных учреждений разного типа и вида; учебные программы по всем учеб­ным предметам.

Существуют базисные учебные планы, они состав­ляются на основе Государственного образовательного стандарта и служат основой для разработки типовых и рабочих учебных планов.

Учебные программы – нормативный документ, который раскрывает содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основ­ных мировоззренческих идей с указанием последова­тельности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Учебные программы могут быть типо­выми, рабочими и авторскими.

Современная система образования

Система образования – социальный институт, обеспечивающий передачу подрастающим поколениям знаний, умений и навыков, накопленных обществом.

К основным звеньям системы образования относятся: сеть государственных образовательных учреждений; частные образовательные учреждения; учреждения дополнительного образования. В этой общей системе выделяются дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование, среднее профес­сиональное образование, высшее профессиональное образование.

Учредителями образовательных учреждений могут быть:

• органы государственной власти и местного само­управления;

• отечественные, иностранные и зарубежные предпри­ятия, общественные и частные фонды, ассоциации;

• общественные и религиозные организации, зареги­стрированные на территории Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство образова­тельных учреждений.

В системе образования Российской Федерации большое внимание уделяется дошкольным образова­тельным учреждениям.

Основные цели дошкольного образовательного учреждения – осуществление образовательного про­цесса путем обеспечения преемственности между до­школьным и начальным общим образованием, опти­мальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития детей различных возрастных групп.

Дошкольные образовательные учреждения функ­ционируют в следующих видах:

• детский сад;

• детский сад общеразвивающего вида с приоритет­ным осуществлением одного или нескольких на­правлений развития воспитанников;

• детский сад компенсирующего вида с приоритет­ным осуществлением квалифицированной коррек­ции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

• детский сад присмотра и оздоровления с приори­тетным осуществлением санаторно-гигиенических, медико-профилактических оздоровительных мероприятий и процедур;

• детский сад комбинированного вида;

• центр развития ребенка – детский сад с осуще­ствлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Среди общеобразовательных учреждений для де­тей дошкольного и младшего школьного возраста вы­деляются такие виды, как: начальная школа – детский сад; начальная школа – детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Чаще всего на практике встречаются учрежде­ния – начальная школа –детский сад.

Главная задача детских садов разного вида – со­циализация маленького человека, подготовка к школе в процессе дошкольного образования на основе раз­личных вариантов программ.

В системе образования обязательным является основное общее образование. Система общеобразова­тельной школы состоит из трех ступеней:

I – начальная школа (обучение 3 или 4 года);

II – основная школа (обучение 5 лет);

III – средняя школа (обучение 2–3 года).

К настоящему времени достигнуты определенные позитивные результаты в развитии образовательных учреждений: широкая автономность; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых учебных предметов, востребованных изменивши­мися социально-экономическими условиями; значитель­ное обновление учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам; учет социального заказа на обра­зование; использование образовательными учреждения­ми новых источников финансирования.

Типовое положение о дошкольном образовательном упреждении

В Законе Российской Федерации об образовании говорится о том, что деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регули­руется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.

В соответствии с этим и было разработано и утвер­ждено Типовое положение о дошкольном образова­тельном учреждении.

Типовое положение регулирует деятельность госу­дарственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к об­щечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Типовое положение закрепило все виды детских образовательных учреждений, которые складывались в истории развития дошкольного воспитания. В этом доку­менте подчеркивается, что в дошкольном образователь­ном учреждении образование носит светский характер.

В специальном разделе Типового положения разъяс­няется порядок создания, регистрации дошкольных образовательных учреждений, выдачи им лицензии (разрешения).

В соответствии с Законом Российской Федерации об образовании и на основании Типового положения каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав – это документ, в котором четко устанавлива­ются цели и задачи учреждения, основные направле­ния работы, вариативность используемых образова­тельных программ. В Уставе определяются права дошкольных работников, отношения с родителями вос­питанников, а также платные образовательные услуги. Режим работы дошкольного образовательного учреж­дения устанавливается договором между детским са­дом и учредителем и фиксируется в Уставе дошколь­ного образовательного учреждения.

В Типовом положении предлагается порядок комп­лектования дошкольного образовательного учрежде­ния.В дошкольное образовательное учреждение прини­маются дети от 2 до 7 лет на основании медицинского заключения.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (лица, их заменяющие), педагогические ра­ботники. Отношения между детским садом и родителя­ми регулируются родительским договором,в котором отражаются взаимные права, обязанности и ответствен­ность сторон.

В этом же разделе подчеркивается, что отношения воспитанника и персонала дошкольного образователь­ного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и представления ему сво­боды развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

Права, социальные гарантии и льготы работников дошкольных образовательных учреждений определя­ются законодательством Российской Федерации, Уста­вом детского сада, трудовым договором (контрактом).

Все работники дошкольного образовательного уч­реждения проходят аттестацию. Молодые специалис­ты проходят аттестацию через три года работы.

В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» записано, что общее руководство осуще­ствляет совет педагогов, а порядок его избрания, компе­тенции определяется Уставом образовательного учреждения. Непосредственное руководство деятельностью дошкольного учреждения осуществляет заведующий.

В заключительном разделе раскрываются положения об имуществе и средствах дошкольного учреждения.

Таким образом, Типовое положение закрепляет права дошкольных образовательных учреждений, рег­ламентирует виды этих учреждений, особую значи­мость придает Уставу дошкольного учреждения.

В этом документе обращается внимание на то, что отношения педагогических коллективов к детям долж­ны строиться на основе уважения их прав и учета индивидуальности каждого ребенка.

Задания для самостоятельной работы

1. Назовите принципы системы образования Россий­ской Федерации, покажите их значение в деятель­ности воспитателя дошкольного учреждения.

2. Раскройте значение Государственного образова­тельного стандарта в деятельности различных ти­пов и видов образовательных учреждений.

3. Назовите виды дошкольных образовательных уч­реждений и дайте им краткую характеристику.

4. Раскройте структуру и содержание Типового поло­жения о дошкольном образовательном учреждении.

РАЗДЕЛ II

Наши рекомендации