Социализация как предметная область педагогики

Какие методологические посылки могут стать основанием новой парадигмы педагогики и будут способствовать преодолению рецидивов тоталитаризма в теории и практике современного воспитания? Сегодня, скорее всего, еще нельзя представить их достаточно конкретно и развернуто. Наметим некоторые «контуры» определившихся подходов.

Социально-экономическая и морально-психологическая напряженность жизни нашего общества в настоящее время, политическая нестабильность, межнациональные противоречия сопровождаются крутой ломкой сложившихся в годы социализма духовных ценностей. Еще нет достаточной ясности в определении цели-идеала концепции воспитания, в обосновании механизмов социально-возрастного становления личности в новых условиях. Ведущие организаторы воспитательной деятельности: институты государства, педагоги, родители, детские общественные организации — в одних случаях утратили свой авторитет среди детей и молодежи, в других — неясно представляют свои конкретные возможности в условиях рыночной экономики и новых социальных отношений.

Но педагогика как наука призвана в этих условиях принять и теоретически осмыслить новую материальную и духовную среду, новое жизненное пространство современного детства и выстроить иную парадигму образования личности.

Дефиниция «парадигма» (от греческого paradeigma — «образец») была предложена Т.Куном в его концепции смены фундаментальных научных теорий. Под парадигмой в философии науки понимается определенная совокупность общепринятых в научном сообществе идей и методов научного исследования. Применительно к педагогике под парадигмой можно понимать синтез определенных теоретических положений и способов их педагогической реализации, значимых для данного сообщества ученых-педагогов и педагогов-практиков (учителей, воспитателей, родителей). Парадигма педагогики — это своеобразное предельное основание для педагогической деятельности.

Смена парадигмы не происходит по воле даже очень талантливых и активных научных авторитетов. Педагогическая парадигма созревает, когда в обществе возникают новые формы отношений между поколениями, между Взрослым миром и миром Детства, когда складываются новые ценности в культуре, когда оказываются несостоятельными основные компоненты педагогического процесса (цели, содержание, формы и технологии образования, отношения субъектов). Что же должно было произойти на изломе последних десятилетий XX в., чтобы педагогика радикально изменила всю теоретическую модель педагогической деятельности и обратила специальное внимание не только на обучение и воспитание, но и на социализацию детей?

Включение в систему образования такой важной составляющей, как социализация, не случайно. Современное общество переживает и пытается теоретически осмысливать действие нескольких глобальных тенденций в культуре и социальной жизни. Наука просто обязана откликнуться на эти гуманитарные потребности поисками коренных преобразований в области организации социального взросления молодого поколения.

Необходимость преодоления мифологем тоталитарного педагогического мышления настоятельно требует от нас определиться на данном историческом отрезке жизни общества в проблеме цели и задач воспитания. В обществе все отчетливее оформляется убеждение, что цели эти следует черпать не в идеологических доктринах новых политических партий и движений, а выстраивать их как трансформацию культуры.

Культура, по определению М. К. Мамардашвили, «есть умение обходиться со множественным и разнообразным». Это весьма точно подтверждается практикой общественной жизни в истории цивилизации: чем более неоднородным, структурно разнообразным в культурном, политическом и экономическом отношении становится общество, тем большую жизнеспособность оно обретает, тем успешнее справляется с грузом неизбежно возникающих проблем.

Культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках данного социума. Детерминирующим механизмом в этих процессах является ядро культуры. Оно вырабатывается в течение всей исторической жизни народа и выполняет функцию своеобразного социокультурного генетического аппарата. Именно ядро культуры определяет способы реагирования социума на различные инновации, возможности приспособления к меняющимся условиям материальной и духовной жизни или преодоления их.

Примечательно, что выдающийся русский историк В. О. Ключевский, в одной из своих лекций обратившись к болезненной проблеме влияния западной культуры на Россию, отмечал, что русская культура имеет своеобразный «защитный пояс»: перенимая внешние манеры, платье, речевые обороты, ядро культуры остается неизменным. Ядро культуры — особый механизм самосознания народа: знание о самом себе, о своем глубинном бытии, о своей силе и достоинствах и о своих недостатках и ограниченности.

В наши дни эта же проблема противодействия западным влияниям приобретает черты американизации, глобализма: тиражируются мода, способы проведения досуга, стиль жизни. Опасно ли это для нашей культуры? Несомненно, если не сумеем сохранить ядро своей культуры. А сделать это можно только с помощью воспитания: оберегать, культивировать, развивать самосознание народа.

Бесспорно, можно признать, что существуют разные типы социальности со свойственными им идеальными регулятивами: моралью, нормами межчеловеческих связей, правом, эстетикой, формами межпоколенных отношений. Но в наши дни в социально-политических доктринах и сценариях все чаще эксплуатируются идеи глобализма, идут поиски способов управления глобальными цивилизационными процессами. Существует даже такая формула: современные войны выигрываются не бомбами и ракетами, а движением капиталов на рынке и информационным манипулированием сознанием людей.

Идеи глобализма проникают и в педагогику. Внешне все выглядит весьма респектабельно: прорыв к единой цивилизационной общности, построение цельной и мировоззренчески актуальной системы образования, воспитание культурной идентичности. На деле — это попытки преобразования многообразной Вселенной культуры в глобальную монокультуру. Средства массовой информации, являясь институтом социализации, становятся одним из самых мощных инструментов формирования у огромных масс людей добровольно-принудительного поведения. Без специально воспитанных качеств субъекта социализации, способного оставаться самим собой и противостоять социальному манипулированию, современное образование невозможно.

Ставя в центр воспитания культуру личности как отражение на индивидуальном уровне ядра культуры, современная отечественная педагогика выделяет в качестве задач воспитание у подрастающего поколения высокого уровня компетентности, профессионализма, а кроме того, способности к культурному самоопределению в отношениях к обществу, к окружающим людям, к духовным и материальным ценностям общества, к самим себе (к своему здоровью, труду, досугу, к своим интересам и способностям). В таком контексте цель воспитания понимается как воспитание субъекта собственной жизни. Здесь отчетливо проявляется план социализации.

Специальные социально-психологические и социологические исследования все отчетливее фиксируют на нынешнем этапе развития общества «разлом» нравственных и жизненно-ценностных приоритетов, социальных интересов старшего и подрастающего поколений. Проявление субъектов воспитания происходит не в недрах старшего поколения, а как бы смещается в общность подрастающего поколения. Этот один из явных признаков префигуративной культуры осознается не только теоретиками, но и практиками современного воспитания, однако воспринимается как случайное кризисное явление. Складывающаяся концепция личностно ориентированного образования пытается осмыслить его педагогически.

В основе личностно ориентированного образования лежит признание самоценности каждого человека, его индивидуального жизненного опыта. Теоретико-методологическая позиция этой концепции не позволяет сводить процесс образования к приспособлению ребенка к взрослой среде и обезличенному опыту старших. Личностно ориентированное образование стремится быть адекватным реально происходящей жизни ребенка, «здесь и сейчас», а не в прошлом или будущем.

Известно, что механизм, позволяющий человеку осмысленно и целенаправленно осуществлять автотрансформацию ядра культуры — самосознание, то есть широкое знание о своем глубинном бытии, о его возможностях, о его ограничениях и недостатках. Это обусловливает актуальность педагогических поисков в области проблем субъекта социализации и воспитания.

Не случайно поэтому отечественная педагогика пытается переоценить ведущие концепции воспитания, которые традиционно обосновывают определяющее значение целенаправленного воздействия в процессе формирования личности, и выйти на проблему содействия средствами воспитания процессу саморазвития личности, ее жизненному самоопределению в культуре, в социуме. Без учета социального бытия воспитанника, организованных и спонтанных социализирующих воздействий невозможно помочь ему выбрать позицию субъекта жизни.

Современные социологи отмечают как достаточно устойчивую тенденцию нового, наступившего тысячелетия — «триумф личности». Люди, испытывавшие угрозу тоталитаризма на протяжении большей части XX в., стремятся заявить, утвердить и реализовать собственную индивидуальность. Так, Э.Фромм в книге «Иметь или быть» рисует свое представление о совершенном человеке современности и воплощает его в такие качества:

§ готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть;

§ чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе, основанные на вере в то, что он существует, что он есть, на внутренней потребности человека в привязанности, заинтересованности, любви, единении с миром, пришедшей на смену желанию иметь, обладать, властвовать над миром и таким образом стать рабом своей собственности;

§ осознание того факта, что никто и ничто вне нас самих не может придать смысл нашей жизни и что только полная независимость и отказ от вещизма могут стать условием для самой плодотворной деятельности, направленной на служение своему ближнему;

§ любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях. Э.Фромм хорошо понимает, что такое «радикальное изменение человеческого сердца» возможно, если общество так же радикально изменит свои функции в отношении человека: переориентирует промышленное производство на «здоровое потребление», внесет гуманистические изменения в политику и государственное управление, обеспечит каждому человеку право на достойную жизнь. Воспитание, опирающееся на такую модель идеала, непременно предполагает учитывать, что социализация, являясь механизмом воспроизводства общества, также понесет в себе радикальные изменения в духе новых качественных ориентации личности.

Попытаемся наметить главные воспитательные основания новой парадигмы педагогики:

1. Основная цель воспитания — «человек как самоцель». Эта своеобразная обратная реакция на десятилетия «социально-заказного» воспитания означает признание уникальности и своеобразия каждого воспитанника, его социальных прав и свобод.

2. Развитие личности идет в течение всей жизни и прежде всего в процессе социализации. Нельзя увлекаться школьным «центризмом» и абсолютизировать возможности воспитания. Воспитание — лишь часть процесса социализации, эпизодическое, хотя и целенаправленное вмешательство в систему жизнедеятельности детей.

3. Ассоциативность и разностороннее сотрудничество старшего и молодого поколения в различных ситуациях воспитания. Приобщая детей и молодежь к социально-культурным ценностям в таком сотрудничестве, воспитание создает практическую среду для социализации, обогащает ее духовное и предметное пространство и само наполняется реальным жизненным содержанием.

4. Отношение к воспитаннику как к субъекту собственного социального становления. Социальное становление на уровне субъекта социализации может охватывать различные сферы жизнедеятельности, идти с неодинаковой интенсивностью, обязательно позитивно проявляется в существенных для личности связях с действительностью.

Наши рекомендации