Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру

Обращение к эмоциональным переживаниям и личностному смыслу в про­цессе обучения является непременным элементом содержания. Этот опыт по существу выступает для ученика опытом осознания своих потребностей, инте­ресов, стремлений и определения своего личностного смысла обучения.

Вот почему освоение научных знаний должно сопровождаться знакомством с историей научных открытий, борьбы мировоззрений, с личностными поис­ками выдающихся людей. Это будет вызывать не только эмоциональный отклик учащихся, но и побуждать их к собственным мировоззренческим исканиям и нравственным оценкам. Овладение практическим опытом в разнообразной деятельности должно давать переживания успеха, радости общения, сотруд­ничества с товарищами и учителем. Включение учащихся в процесс творче­ства, особенно в художественной деятельности, средствами искусства, позво-

ляет раскрыть сущность нравственных ценностей и вызвать переживания сво­его отношения к ним. Позиция познавательной и творческой активности в обучении стимулирует и другие проявления «самости»: самоорганизацию, са­моконтроль, самоуважение, стремление к самосовершенствованию.

Все компоненты содержания обучения связаны между собой, поскольку опыт личности, его базисные компоненты всегда находятся в единстве. Ког­нитивные качества не могут проявляться без практических умений и навыков, а опыт творчества не сложится без достаточного уровня владения общеизвест­ными знаниями, умениями и навыками. Кроме того, невозможно быть вклю­ченным в процесс обучения и быть свободным от эмоциональных пережива­ний своего отношения к изучаемому, к окружающим людям, к происходящим событиям.

В настоящее время в отечественной дидактике оформилась компетентностная теория содержания обучения (В.А. Болотов, О. Е. Лебедев, А. А. Пинский, В. В. Сериков, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин). Она представляет собой определенное научное достижение теоретической педагогики и одновременно яв­ляется своевременным ответом на новый социальный заказ в отечественном образовании. В докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе» подчеркивается: «...развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решение выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к меж­культурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судь­бы страны, за ее социально-экономическое процветание»56. Таким образом, новый социальный заказ явно обращает внимание на то, что традиционная «предметность» в реализации целостного социокультурного опыта вряд ли обес­печит деятельностно-личностную составляющую обучения.

Суть этой новой концепции заключается в том, что основу содержания обу­чения, по мнению ее авторов, составляют компетентности.

Компетентность — это целостный опыт личности в решении жизненных про­блем, освоенные способы выполнения ключевых функций, относящихся ко многим социальным сферам и социальным ролям.

Предметные знания, умения и навыки при этом не исчезают из содержания обучения, но они выполняют роль своеобразного «предметного поля», на ко­тором предметная осведомленность и предметное умение «переводятся» на уровень универсальных умений. Например, изучение математики способству­ет развитию базисных умений:

□логически мыслить, доказывать, обосновывать, аргументировать, кри­тически оценивать решение или высказывание;

□ владеть языком математики как средством коммуникации и деятельности;

□ строить математические модели и работать с ними;

□вычислять, пользоваться вычислительными устройствами.

---------------

56 Педагогика, 2003. № 10. С. 10.

Но, кроме развития этих базисных умений, изучение математики должно способствовать развитию универсальных умений, которые лежат в основе ком­петентности:

□ умения работать по алгоритму, с формулами, с чертежами;

□ умения анализировать, сравнивать, оценивать информацию;

□ умения применять известные способы в новой ситуации, способности действовать в команде, сотрудничать, способности осознавать результат своей познавательной деятельности, осуществлять рефлексию.

Нетрудно заметить, что все эти умения формируются на межпредметном содержании и связаны с его личностным освоением.

Таким образом, компетентность — это сложный синтез когнитивного, пред­метно-практического и личностного опыта.

Одна из главных проблем, которую пытается решить компетентностная теория содержания обучения, — определить ключевые общеобразовательные ком­петентности. Еще в середине 90-х годов XX столетия Совет Европы разработал «список компетенций», которыми должны владеть все выпускники образова­тельных учреждений стран — членов Евросоюза. Постиндустриальное европей­ское общество требует от молодежи освоения ведущих способов деятельности в социальной, политической жизни, в новом информационном пространстве и поликультурном взаимодействии.

Одной из самых значимых идеологи образования Евросоюза считают «ком­петентность в области коммуникаций»: достаточное владение родным язы­ком (устным и письменным), английским языком (как языком европейского общения), умение адекватно строить общение, поддерживать контакты. Спе­циально выделяется и «компетентность в области компьютерных техноло­гий», без которой невозможно участие в современной социальной жизни и производственной деятельности. Очень важной для европейцев считается такая компетентность, как «способность учиться всю жизнь»: она предпола­гает устойчивую потребность и сложившиеся навыки самообразования. Не менее значимой является и «компетентность в области решения своих про­блем»: способность организовать свои «внутренние ресурсы» (знания, уме­ния, навыки, волю, характер, способности) и «внешние ресурсы» (обстоя­тельства и людей) для достижения поставленных целей. Если выпускники школы умеют организовать себя для достижения собственных целей, счита­ется, что школа как социальный институт выполнила свои функции. Весьма важной считается и «компетентность самопродвижения» («самопрезента­ции») как способность предъявить себя окружающим, ведь во взрослой жиз­ни выпускнику школы предстоит «предъявлять» себя на рынке труда, самоутверждаться в социуме.

Процесс овладения ведущими компетентностями в странах Евросоюза про­веряется у учащихся 9, 11, 13, 15 и 17 лет с помощью государственных стандар­тных тестов.

Отечественная педагогика выделяет в содержании обучения в качестве ве­дущих, ключевых компетенций следующие:

□ информационную компетентность (позволяет ориентироваться в совре­менном информационном пространстве, принимать решения на основе критически осмысленной информации и быть успешным);

□ способность к самообразованию (позволяет самостоятельно осваивать но­вые знания и умения, совершенствоваться профессионально и личностно, изменять квалификацию);

□ коммуникативную компетентность (позволяет получать необходимую информацию от людей и организаций, участвовать в принятии решений, убеждать на основе толерантного отношения к ценностям и интересам других людей);

□ способность к социальному взаимодействию (дает возможность использо­вать ресурсы других людей и социальных институтов для решения об­щих, социально значимых и своих проблем);

□ способность к самостоятельным решениям (обеспечивает собственный выбор действий и ответственность в любом социальном взаимодействии);

□ технологическую компетентность (позволяет осваивать и грамотно при­менять технологии в профессиональной деятельности и различных жиз­ненных ситуациях).

Нетрудно заметить, что ключевые компетентности отражают своеобразный интегрированный результат обучения, причем не тот, который привычно фик­сируется отметками по предметам в итоговом документе об образовании, а прямо ориентированный на главные социокультурные и личностные потреб­ности современной жизни.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ

Как реально «работает» содержание обучения в учебном процессе? Это мож­но представить в виде некой теоретической модели, которая выстраивает содержание обучения на нескольких уровнях, и каждому из этих уровней соот­ветствует определенный нормативный документ, который организует и фик­сирует содержание обучения.

Наши рекомендации