Методика коррекции психических состояний учащихся
Научно-методологическое обоснование методики коррекции психических состояний тесно взаимосвязано с деятельностью, в которой осуществляется коррекция. Эта деятельность – обучение. Общепризнанно, что для обучения характерно протекающее при осознанности цели эксплицитное овладение процессуальными знаниями или знаниями, непосредственно относящимися к профессиональным умениям [50]. Традиционные формы обучения ограничиваются передачей обучаемым различного рода предметной информации, необходимой им для последующего самопостроения деятельности, и отличаются, поэтому, низкой степенью эффективности формирования профессиональных навыков [31].
Цель коррекционной методики – повысить эффективность передачи знаний, умений и навыков учащихся посредством коррекции их психических состояний [35-43]. Данная коррекция осуществляется в условиях учебно-воспитательного процесса и ориентирована в основном на проведение занятий с использованием специальных коррекционных упражнений.
Практическая дидактика методики коррекции негативных психических состояний учащихся ставит на первый план задачу осознания учащимися их индивидуальных механизмов самокоррекции психических состояний посредством применения различных психотехник (психорегулирующая тренировка, аутотренинг и др.).
Задачами методики коррекции психических состояний учащихся являются:
1) улучшение личностного самочувствия обучаемых, организация в коллективе благоприятного психологического климата;
2) осознание обучаемым себя в ситуации: своих целей и целевой структуры ситуации, ролей, паттернов поведения, репертуаров участников, правил, содержания ситуации, средств самокоррекции негативных психических состояний;
3) осознание обучаемыми ценности своего пребывания среди других индивидов, овладение приемами декодирования психологических сообщений, идущих от окружающих людей и групп;
4) осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям и чувственное познание групподинамических феноменов;
5) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков обучаемых, овладение ими приемами самокоррекции;
6) развитие у обучаемых социальной сенситивности и восприимчивость к состояниям, мнениям других людей [35-43].
Диагностика актуальных психических состояний учащихся проводится педагогом до и после занятия посредством использования таблицы с рисунками. При этом ученик рисует на поле тетради соответствующий смайлик, характеризующий его состояние в данный момент. Таким образом, педагог может оценить общий эмоциональный настрой как класса в целом, так и отдельных учеников, и эффективность своей работы по коррекции психических состояний учащихся.
- счастливый | - несчастный | - спокойный | |||
- веселый | - грустный | - усталый | |||
- оптимистичный | - пессимистичный | - сонливый | |||
- увлеченный | - равнодушный | - удивленный | |||
- радостный | - печальный | - разочарованный |
Методика коррекции негативных психических состояний учащихся, таким образом, состоит в соответствующем подборе упражнений, снижающих личностную психическую напряженность, что обеспечивает хорошее освоение изученного учебного материала и овладение конкретными знаниями, умениями, навыками. Данный результат достигается за счет анализа реальных ситуаций при взаимодействии учащихся, проигрывания ситуаций в ходе социально-психологических тренингов и других творческих заданиях.
Все упражнения, входящие в коррекционную методику можно подразделить на упражнения, направленные на: 1) разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию; 2) повышение настроения, снижение усталости, самовыражение, снижение эмоциональной напряженности в группе; 3) развитие эмпатического переживания, проективное выражение своего Я, тренировку эмпатийного сопереживания; 4) формирование и развитие наблюдательной сенситивности, расшифровку психического состояния другого человека; 5) тренировку уверенного поведения при взаимодействии с другим; 6) осознание своей роли в группе и формирование желаемой модели поведения, усиление групповой сплоченности; 7) развитие воображения, творческой активности, гибкости и оригинальности мышления.
Следует подчеркнуть, что данные упражнения могут быть логично встроены педагогом в канву практически любого урока, сочетаясь с опросом домашнего задания, изучением нового материала, его закреплением и повторением старого материала. Они могут быть встроены в учебно-воспитательную деятельность, отрабатываться в ходе классных часов и экскурсий.
Упражнения, направленные на разрешение личных проблем, снятие стрессов, самокоррекцию:
- для учащихся начальной школы
Упражнение «Сосулька».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы сосулька или мороженное.
Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения, замрите в этой позе на 1 - 2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять.
Расслабьте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.
Упражнение «Воздушный шар».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнения до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Упражнение «Муха».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сядьте удобно, руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лимон».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сядьте удобно, руки свободно, положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок, расслабьтесь. Запомните свои ощущения, теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнения одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
- для учащихся основной школы
Упражнение «Путешествие».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: сидите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату (вдоль стен), затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно.
Упражнение «Слушай себя»-1.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция:сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Посидите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.
Упражнение «Слушай себя»-2.
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бёдер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряжённое состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Посидите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.
Упражнение «Звук».
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Инструкция: понаблюдайте за окружающими звуками. Старайтесь воспринимать физическую сторону звука: там звук, здесь звук. Попробуйте не придавать звукам какого-то особенного значения. Если рядом говорит кто-то, попробуйте представить себя животным, не понимающим человеческой речи. Понаблюдайте за своими мыслям. Попробуйте и к своим мыслям отнестись как к ничему не обязывающему, постороннему явлению.
- для учащихся старших классов