Учение как средство воспитания.
Под учением понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение им знаний, формирование навыков и умений. Результатом учения является формирование и развитие сознания, как понимания человеком окружающего мира и своего отношения ко всему окружающему. Не только деятельность, но и то, как и в каких условиях, она выполняется, обеспечивает целенаправленное воспитание. Исходя из этого, следует, что учение одно из средств используемое в воспитании.
Учение подразделяется на следующие виды учения: учение по образцу; случайное открытие какого-либо знания или умения выполнять действия; приобретение знаний при выполнении другой деятельности (общение, трудовая, игровая); учение в ходе самостоятельного решения проблемы.
Учение, организуемое и направляемое взрослыми, принято называть обучением. Обучение - процесс двухсторонний и целенаправленный, сторонами выступают учение и преподавание. Основа обучения состоит из деятельности по освоению содержания образования. Главная задача обучения – освоение содержания образования. Отсюда следует, что обучение можно рассматривать как воспитание, осуществляемое в ходе усвоения определённого содержания образования.
Методы обучения по источнику приобретения знаний подразделяются на: словесные (рассказ, беседы, лекция, объяснение, работа с книгой), наглядные (наблюдение и демонстрация), практические (упражнение, лабораторная работа, практическая работа, графическая работа).
Рассказ – это последовательное описательное или повествовательное изложение учителем нового материала. Рассказ используется на уроках и во внеурочной деятельности для сообщения информации о происшествиях, событий, предметах и явлениях с целью вызвать работу духовно-нравственного характера, обогатить знания учащихся. Сформулируем требования к рассказу:
- последовательность изложения в соответствии с целью и планом;
- выделение и подчёркивание, а при необходимости повторение главной мысли или идеи;
- убедительность и достоверность освещаемых фактов;
- простота, доступность языка изложения;
- краткость рассказа;
- эмоциональность изложения;
Объяснение – это доказательное, с раскрытием причинно-следственных связей изложение учителем учебного материала. Педагогические требования предъявляемые к общению:
- отчетливая постановка вопроса и цели предстоящей работы;
- выявление структуры изучаемого объекта, а так же закономерных связей между его частями;
- выделение существенных свойств и сторон изучаемого объекта;
- обращение к учащимся с вопросами, побуждающими их следить за ходом рассуждений учителя, а так же делать самостоятельные выводы;
- использование наглядных пособий, приведение убедительных примеров, демонстрация опытов;
- раскрытие причин и следствий изучаемого процесса или явления;
- точное формулирование вывода, закона или правила в конце объяснения;
Беседа – это диалог учителя и учеников, в котором учитель путём постановки вопросов проверяет усвоение учащимися знаний или подводит к усвоению и пониманию новых знаний. Условиями успешности беседы являются:
- правильно определять тему, соотнося её с наличием времени и подготовки учащихся;
- обеспечить понимание учащимися конкретной учебной задачи и их заинтересованность в учебной задаче;
- составить план беседы, сформулировать основные вопросы;
- учитывать в ходе беседы изменение отношения учащихся к обсуждаемой проблеме;
- подвести итоги беседы после обсуждения намеченных вопросов;
Попытаемся сформулировать требования к форме вопросов:
- логическая чёткость и краткость формулировки вопроса;
- ясность и понятность вопроса учащимся;
- гибкость формы и содержания, варьирование формулировок при общей единой направленности к цели;
- последовательное нарастание трудности вопросов;
- не задавать «двойных», «тройных» вопросов, а так же вопросов на которые можно дать несколько правильных ответов;
- избегать вопросов, содержащих готовые ответы в самих формулировках, а так же альтернативных вопросов;
- вопросы должны ориентировать учащихся на ответы в форме полных предложений, рассуждений определённых сравнений и доводов, а так же на вычленение существенных признаков, формулирование выводов.
Школьная лекция – это последовательное изложение учителем фундаментального раздела учебной программы. Для лекции характерны освещение истории возникновения проблемы, основных этапов её решения, а так же современного её состояния и возможного направления дальнейшего развития.
Работа с книгой – это метод обучения, при использовании которого формирование умений или овладение знаниями происходит в процессе работы учащихся с литературными изданиями (учебники, пособия, словари). Наиболее часто используются следующие приёмы работы с книгой:
- предварительное ознакомление с материалом;
- повторение пройденного с целью восстановления в памяти знаний, необходимых для изучения нового;
- выполнение заданий учителя по работе с текстом;
- чтение научно-популярной и художественной литературы, документов для подтверждения теоретических положений учебника и самостоятельного формулирования выводов;
- подготовка рефератов, докладов, сообщений по отдельным вопросам;
Попытаемся сформулировать требования для работы с книгой:
- правильный отбор материала для повторения или самостоятельного изучения;
- обязательное рассмотрение на уроке наиболее трудных положений учебника;
- посильность задания для учащихся;
- проведение инструктажа для ориентации учащихся в объеме, содержании и основных приёмах работы;
- контроль за результатами домашней работы, а так же наблюдение за работой учащихся на уроке;
- помощь в освоении основных приёмов работы с книгой;
- сочетание с другими методами, обеспечивающими воспитательное воздействие содержания книги;
- обсуждение и оценка выполненной работы;
Наблюдение – это восприятие изучаемого объекта с целью получения информации об объекте. Наблюдение может быть качественным и количественным, визуальным и с применением оборудования, длительным и кратковременным, групповым и индивидуальным. Требованиями к наблюдению являются:
- определённость цели наблюдения и её понятность учащимся;
- заинтересованность учащихся в выполнении наблюдения;
- осуществление наблюдения по разработанному плану, расчленение общей задачи наблюдения на частные задачи, на этапы;
- фиксирование результатов наблюдения;
- формулирование выводов по результатам наблюдения, их обсуждение, оценка;
Демонстрация – это показ учащимся изучаемых объектов и их изображений, просмотр кино- и видеофильмов и т.п. При использовании наглядных пособий для демонстраций надлежит руководствоваться следующими правилами:
- предъявлять наглядное пособие для восприятия своевременно;
- сопровождать показ объяснением, используя постановку вопросов для стимулирования самостоятельной работы учащихся;
- использовать наглядные пособия при проведении опроса и повторении;
- не использовать слишком много наглядных пособий на уроке;
- заботиться об эстетическом виде наглядных пособий;
Упражнение – это повторное или многократное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или совершенствования качества его выполнения. Совершенствование умений, развитие мышления и воспитание положительных нравственных качеств происходит в ходе выполнения упражнения при условии выполнения следующих условий:
- осмысление учащимися теоретической основы выполняемого упражнения;
- сознательная направленность на улучшение и совершенствование умений;
- строгая последовательность и постепенное повышение степени самостоятельности выполняемых действий;
- разнообразие упражнений и постепенное увеличение их уровня сложности;
- анализ результатов каждого упражнения, осмысление причин ошибок, а так же путей их исправления;
- правильное распределение упражнений во времени;
- форма и содержание организации деятельности должны быть интересными для учащихся, необходимо организовывать упражнения на материале, имеющем воспитательную и познавательную ценность;
Графические работы – это выполнение учащимися схем, графиков, чертежей. Требования к данному методу обучения можно сформулировать следующим образом:
- понимание учащимися теоретической основы выполняемой работы;
- знание учащимися сферы применения вырабатываемых умений;
- высокая познавательная ценность выполняемых действий;
- предъявление эстетических требований к оформлению работы;
- следование установленным стандартам в размещении и в изображении условных обозначений;
Лабораторная работа – это изучения учащимися каких-либо явлений и процессов с помощью специального оборудования. К лабораторным работам предъявляются следующие требования:
- чёткая определённость цели работы и её понятность учащимися;
- наличие плана работы;
- подготовленность учащихся к выполнению действий, а так же к использованию оборудования;
- обеспечение выполнения учащимися мер техники безопасности;
- наблюдение и контроль учителем за выполнением учащимися запланированных действий;
- фиксация учащимися хода и результатов лабораторной работы;
- формулирование выводов, обсуждение результатов и оценка выполненной работы;
Практическая работа – это применение учащимися умений и знаний в деятельности, обеспечивающей получение практического результата в виде изменения изучаемого объекта. К организации практических работ предъявляются следующие требования:
- обеспечить наличие у учащихся необходимых знаний, а так же обеспечить их заинтересованность в выполнении практической работы;
- привлечь учащихся к участию в составлении плана практической работы;
- провести инструктаж по технике безопасности (при работе с оборудованием);
- обеспечивать высокую воспитательную значимость содержания и результатов практической работы;
- использовать в ходе практической работы коллективные формы труда;
- стимулировать систематический самоконтроль за ходом и результатами практической работы;
- завершаться практическая работа должна её оценкой и обсуждением.
В ходе процесса обучения на учащихся оказывают воспитывающее влияние: содержание усваиваемого материала, личность учителя, его отношение к ученикам и учебному предмету, формы и методы учебной работы, а так же обстановка в классе и в школе. Кроме внешних условий воспитывающее влияние оказывают так же мотивы учения (социальные, познавательные, личностные, коммуникативные).
Достижение положения, когда в процессе обучения целенаправленно формируется личность в нравственном, интеллектуальном и эстетическом отношениях, обеспечивается при соблюдения этих условий:
- в учении усваиваются необходимые, связанные с жизнью учащегося знания;
- процесс обучения способствует развитию и совершенствованию психических процессов учащихся;
- усвоение знаний, формирование навыков и умений осуществляются в реальной деятельности самих учеников, осознаваемая учащимися как личностно значимая;
- в обучении проявляется забота об укреплении здоровья учащихся;
- отношения между учащимися имеют гуманистический характер;
- отношения с учителем имеют личностный характер: учитель заинтересован не только в том, чтобы ученик знал его предмет, но и в его судьбе;
- обучение осуществляется в положительной эстетической обстановке;