Индивидуальные консультации проводятся по приглашению ло-

гопеда или по просьбе или предложению родителей один раз в неде-

лю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй по-

ловине дня. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи

ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима

ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопро-

вождаются показом открытых занятий. Родители при необходи-

мости и при наличии возможностей могут посещать занятия лого-

педа и воспитателей в течение всего периода обучения и могут ви-

деть, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других

детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает

эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает реко-

мендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и

важность использования наглядных средств и манипуляций с предме-

тами в домашних условиях.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют

более широкие возможности для использования разнообразных видов

наглядности, когда дети могут и на ощупь определить форму, размер,

цвет, твердость предметов, попробовать на вкус, убедиться в сочно-

сти овощей и фруктов, ощутить разницу в затрате мышечных усилий

при пережевывании различных видов пищи. Преимущества натураль-

ных наглядных средств очевидны при изучении времен года и при

наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная

крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстриро-

вать с помощью других видов наглядности.

Родители получают информацию о необходимости дозирования

нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по

оборудованию места для занятий ребенка дома.

Наглядная информация для родителей может быть представлена

в виде различных уголков, советов логопеда на доске объявлений,

информационных папок с вкладышами с рекомендациями по закреп-

лению полученных знаний.

Для удобства работы мы постепенно перешли на использование

определенных карточек с заданиями, в которых сконцентрирован

многолетний опыт совместной работы логопедов и родителей по кор-

рекции общего недоразвития речи детей.

Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение

учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в

школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обуче-

ния, более грамотно включаться в коррекционную программу воздей-

ствия по преодолению речевого дефекта.

Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют воз-

можность сориентироваться, на каком наглядном материале можно

закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-

ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, ка-

кую использовать художественную литературу.

К примеру, при изучении темы "Посуда" родителям рекоменду-

ется закрепить:

1. Словарь.

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать

ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столо-

вые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: Чашка нужна для то-

го, чтобы пить чай. (Я пью чай из чашки).

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной ложкой, по звуку опре-

делить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл,

дерево, фарфор, пластмасса), назвать относительные прилагательные:

стеклянный, металлический, фарфоровый.

2. Грамматический строй.

а) Образовать множественное число имен существительных: ка-

стрюля — кастрюли; чашка — чашки.

б) Существительные с уменьшительными суффиксами: стакан —

стаканчик, тарелка — тарелочка.

в) Числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай,

поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек.

г) Прилагательные с существительными: красная чашка, фарфо-

ровое блюдце, пластмассовый стаканчик.

д) Местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан,

мое блюдце, мои тарелки.

е) Родительный падеж имен существительных: стакан без до-

нышка, чайник без носика.

3. Связная речь.

а) Описательный рассказ по плану. Что это? Какой? Из чего сде-

лан? Какой он? Что у него есть? Для чего он нужен?

б) Сравнительно-описательный рассказ двух предметов. Чем по-

хожи? Чем отличаются?

в) Рассказ по серии картинок. Установить правильную последо-

вательность событий. Составить 1-2 предложения по каждой картин-

ке. Кто что делает?

г) Пересказ прочитанного текста. "Федорино горе" К. Чуковского.

4. Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, пона-

блюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды. Процесс изго-

товления посуды можно наблюдать во время экскурсии на Гжельский

фарфоровый завод.

Предложенные формы работы с родителями эффективно приме-

няются нами в течение ряда лет, постоянно изменяются в соответст-

вии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию

детей дошкольного возраста.

Рекомендуемая литература.

1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М., 1981.

2. Визель Т. Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990.

5. Исаев Д. Н. Психологическое недоразвитие у детей. М.—JL, 1982.

6. Мастюкова Е. М., Грибанова Г. В., Московкина А. Г. Профи-

лактика и коррекция нарушений психического развития детей при

семейном алкоголизме. М., 1989.

7. Петрунек В. П., Таран Л. Н. Нервные дети и их воспитание. М

1971.

8. Программа обучения и воспитания детей в детском саду. (Под.

ред. Васильевой М. А.), М, 1985.

9. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим

недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993.

10. Филичева Т. Б., Шаховская С. Н., Соболева А. В. Малышу три

года: как развивается ваш ребенок? М., 1995.

11. Шаховская С. Н. Как научить ребенка думать и говорить. М.,

1993.

Наши рекомендации