Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР — одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает формирование и развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания.
Словарь — это слова (основные единицы, речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку, она зависит от возраста, психического развития, социальной среды; под активным — часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями.
Грамматический строй — система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический — умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. Авторы подробно описывают нарушения лексики, у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.
Одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является расхождение в объеме пассивного и активного словаря. По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Бедность словаря проявляется в незнании многих слов: названий ягод, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и лица. В глагольном словаре преобладают слова, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова обобщенного значения и слова, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета. Слова употребляются не точно, в более широком или более узком понимании значений. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях
звуковой структуры слова. Отмечается задержка в формировании семантических полей.
При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
Принципиально важным является мнение О.Е. Грибовой о том, что методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.
Г.И. Жаренкова установила, что при глубоком речевом недоразвитии имеются серьезные нарушения не только в активной речи, но и в понимании обращенной речи; понимание прямо зависит от состояния собственной речи: чем хуже ребенок говорит, тем больше снижено у него понимание.
Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словом в контексте его практической деятельности — при лепке, рисовании, ручном труде.
В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи.
В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной "Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР" (М., 1991) задачи обучения представлены по периодам.
В первом периоде занятия по развитию лексико-грамматических средств языка логопед проводит 2 раза в неделю, во втором — 3 раза, в третьем — 4.
Содержание коррекционного обучения включает следующие задачи.
В первом периоде:
— развитие понимания устной речи;
— подготовка к овладению диалогической формой общения;
— практическое усвоение способов словообразования (уменьшительный суффикс существительных и приставки глаголов); усвоение сочетаний притяжательных местоимений с существительными;
— преобразование глаголов повелительного наклонения;
— составление простых предложений по вопросам.
Во втором периоде обучения:
— практическое образование относительных прилагательных;
— согласование прилагательных с существительными в роде и числе;
— изменение формы глаголов третьего лица единственного числа;
— употребление предлогов "в, на, под, из";
— совершенствование навыка ведения диалога.
В третьем периоде:
— образование глаголов с помощью приставок;
— образование относительных прилагательных;
— образование притяжательных прилагательных;
— образование прилагательных с помощью ласкательных суффиксов;
— образование антонимов и синонимов;
— согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;
— употребление предлогов "к, от, с";
— составление разных типов предложений.
Для детей шестилетнего возраста в программе Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной приводите» планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.
Первый период обучения: "Осень", "Овощи и фрукты", "Сад — огород", "Сезонная одежда — обувь", "Посуда", "Продукты питания", "Птицы, звери, их детеныши".
Второй период: "Зима", "Новогодний праздник", "Семья", "Мебель", "Наш город", "Наша улица", "Профессии", "Транспорт", "Весна", "Сад— огород". .•;..•
Третий период: "Весна", "1 Мая", "Лето", "Сад — огород", "Школа", "Наш дом", "Наша улица", "Наш город", повторение ранее пройденных тем.
В программе дан лексический материал для логопедических занятий и примерные планы-конспекты.
Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.
Н.С. Жукова предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей с норме". На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т. п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.
Л.Н. Ефименкова предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития.
Коррекционная работа с детьми с первым уровнем речевого развития предполагает уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), большое внимание уделяется формированию понимания грамматических форм.
Работа над словом с детьми со вторым уровнем речевого развития начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Обогащается словарь антонимами. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход от простого двусоставного нераспространенного предложения к распространенному идет постепенно.
С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением. Основной задачей является формирование связной речи.
Т.А. Ткаченко представляет методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий. Авторский подход к проблеме формирования лексико-грамматических представлений состоит в следующем:
— четкое деление функций между воспитателем и логопедом (логопед знакомит детей с грамматической категорией, воспитатель проводит занятия по особой системе с учетом лексических тем);
— при планировании и проведении логопедических занятий акцент делается на изучаемую грамматическую категорию;
— при подготовке занятий не ставится задача уложить весь материал в одну лексическую тему, исключается лексическая замкнутость, словарь расширяется без ограничений;
— высокая умственная и речевая нагрузка позволяет добиться значительного обучающего эффекта;
— последовательность в изучении лексико-грамматических тем установлена в соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем недоразвитии.
Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях С.Н. Шаховской, Е.Д. Худенко, Т.Б. Филичевой, Т.В- Тумановой.
Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.
Речевой материал предлагается в виде карточек, одна карточка — одна тема. В дальнейшем планируется расширить и дополнить материал по каждой теме. В каждой карточке представлено несколько речевых заданий, упражнений, игр по одной теме по следующим направлениям:
1. развитие словаря:
— активизация и обогащение словаря по теме;
— описание частей предметов, особенностей строения;
— название действий с данными по теме предметами;
—название признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки;
2. формирование грамматических представлений:
— упражнения на словоизменение (число, род, падеж);
— упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, приставочные глаголы, относительные и притяжательные прилагательные);
— употребление предлогов;
— составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.
Практический материал может быть использован логопедом как домашнее задание для совместной работы родителей с детьми или воспитателями логопедических групп по закреплению основных лексико-грамматических тем. С этой целью речевой материал оформлен в виде конкретных заданий. Для каждой темы подбирается соответствующее грамматическое задание и игры или упражнения для совершенствования фразовой речи.
Последовательность изучения лексическим тем соответствует программе обучения и воспитания детей с ОНР.
При создании лексико-грамматической картотеки тщательно анализировались материалы обследования экспрессивной и импрессивной сторон речи детей, многолетние наблюдения над развитием речи детей с ОНР в процессе целенаправленного обучения, учитывался имеющийся у детей словарь по каждой теме. Словарный запас уточнялся и активизировался на различных занятиях, в ходе наблюдений за явлениями окружающей действительности, выделялся из контекста художественных произведений или устного народного творчества.