Краткие сведения по теории и истории методики развития речи

Предмет методики развития речи. Методика развития речи детей с нарушениями речи (специальная) — педагогическая наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Основной целью данной методики является разработка научно обоснованной системы обучения родному языку. Предметом курса методики развития речи (специальной) является формирование и развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Содержание

методики — формирование номинативной, коммуникативной и когнитивной функций речи, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной речи, подготовка детей с нарушениями речи к обучению грамоте, ознакомление дошкольников с художественной литературой.

Исходя из цели, определяются следующие задачи:

• изучение онтогенеза речевой деятельности;

• изучение развития речи при различных формах речевых нарушений;

• разработка принципов обучения родному языку детей с нарушениями речи;

• усовершенствование средств, методов и приемов развития речи

дошкольников с речевой патологией;

• определение содержания и организации работы по развитию речи

в специальном дошкольном учреждении.

В указанных задачах определяется как теоретическая, так и практическая направленность специальной методики развития речи. Для решения поставленных задач необходимо использовать связи методики развития речи (специальной) с другими науками (языкознание; психология; лингвистика; психолингвистика; педагогика общая, дошкольная и специальная; логопедия). Особую важность для решения данных задач имеет связь теории методики развития речи (специальной) с практическим опытом педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Историческая справка о становлении методики развития речи

(специальной) и ее связь с другими науками. Методологической ос-

новой методики развития речи (специальной) являются положения

философии и психологии о взаимосвязи языка и мышления, о языке

как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия лю-

дей, о ведущей роли деятельности и речи в развитии личности, теория

речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия);

теория о словесной регуляции деятельности (В.В. Лубовский); прин-

ципы коррекционной направленности обучения и воспитания детей с

нарушениями речевого развития.

Теоретическую основу методики развития речи (специальной)

составляют лингвистические, психологические и педагогические кон-

цепции, раскрывающие закономерности формирования и развития

речевой функции в онтогенезе и при нарушениях речи.

Методика развития речи (специальная) опирается на исследова-

ния других наук. Прежде всего на науку о языке — языкознание (лин-

гвистика) — как науку о человеческом естественном языке и общих

законах строения и функционирования человеческого языка, изучаю-

щую разные уровни языковой системы: фонетику, фонологию, грам-

матику (морфологию, словообразование, синтаксис), лексикологию,

фразеологию.

В ХХ-ом веке на стыке языкознания и психологии появилась

психолингвистика — наука, сочетающая в себе систему понятий и

методов психологии и лингвистики и определяющая взаимодействие

единиц языка с механизмами и формами речевой деятельности. Из-

вестный лингвист А.А. Реформатский подчеркивает невозможность

замены слова "речь" на слово "язык", говоря о развитии и обогащении

речи детей, так как имеется в виду психофизиологический процесс.

Речь — это "разные формы применения языка в различных ситуациях

общения". Язык — средство общения, а речь — сам процесс общения.

Методика развития речи (специальная) тесно связана с различ-

ными отраслями психологии — детской и педагогической. Знание

закономерностей психического развития ребенка, использование ме-

тодов психолого-педагогической диагностики позволит педагогу наи-

более успешно планировать занятия по развитию речи, делая акцент

на личностных особенностях, учитывая состояние восприятия, памя-

ти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с на-

рушениями речи. В процессе обучения и воспитания детей с наруше-

ниями речи должны быть предусмотрены как общедидактические, так

и коррекционные и психокоррекционные цели.

Педагогика (общая, дошкольная и специальная) является основой

для методики развития речи (специальной) в выборе общепедагогиче-

ских принципов, методов, приемов, средств воспитания и обучения

детей с нарушениями речи. В процессе работы по развитию речи ло-

гопед и воспитатель специального дошкольного учреждения не толь-

ко обогащают словарь детей, формируют и развивают грамматиче-

ский строй, воспитывают звуковую культуру речи, развивают связ-

ную речь и готовят детер к обучению грамоте, но и проводят воспита-

тельную работу для успешной социальной адаптации ребенка с рече-

вой патологией.

Знание симптоматики речевых нарушений, их причин, механиз-

мов, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре де-

фекта позволит успешно и эффективно организовывать систему заня-

тий по развитию речи с детьми с нарушениями речи. Данную сумму

знаний к настоящему времени накопила логопедия — наука о нару-

шениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения

средствами специального обучения и воспитания.

Состояние проблемы развития речи детей. Интерес к детской

речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработ-

ку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,

Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие

другие.

Один из великих педагогов прошлого Ян Амос Коменский уже в

XVII веке сказал о пользе точного употребления слов, "о наименова-

нии вещей полно и вполне продуманно, о возможности выражать все,

о чем думаем, удачно, ясно и отчетливо". В одном из известных про-

изведений Я.А. Коменскии посвятил развитию речи целую главу

"Каким образом нужно искусно упражнять детей в развитии речи", в

которой уделил внимание проблеме изучения грамматике (ее началь-

ных этапов), риторике и поэтике. Одним из первых Я.А. Коменскии

подчеркнул связь мышления и речи, взаимообусловленность их раз-

вития и необходимость целенаправленного формирования этих пси-

хических процессов. "Две особенности решительно отличают челове-

ка от животных: разум и речь; разум нужен человеку для самого себя,

а речь — для ближнего. Поэтому нужно прилагать одинаковую заботу

к тому и другому, чтобы и ум, и язык были у человека как можно бо-

лее развиты и усовершенствованы".

Швейцарский педагог-демократ Иоганн Генрих Песталоцци

внес огромный вклад в методику развития речи, подчеркивая, что

речь необходимо развивать, начиная со звуков, их сочетаний в слогах,

затем он предлагал "обучение словам или средствам ознакомления с

отдельными предметами" и обучение речи — "...научиться ясно вы-

ражаться о предметах, ставших нам известными и обо всем, что мы в

состоянии о них узнать." По его мнению, огромную роль играют со-

циальные условия, речевое окружение. Взрослые должны как можно

больше и чаще говорить с маленьким ребенком и между собой о

предметах и явлениях окружающего мира, употребляя множество на-

званий. Благодаря частому проговариванию слова взрослых бессозна-

тельно усваиваются ребенком, говоря современным языком, происхо-

дит накопление пассивного словаря.

Константин Дмитриевич Ушинский разработал педагогиче-

скую систему первоначального обучения родному языку, в которой

были сформулированы цели, задачи, принципы обучения, а также

разработаны содержание и методическое наполнение. Он впервые в

отечественной педагогике подчеркнул значение обучения ребенка на

родном языке (из истории известно, что обучение в семьях среднего и

высшего сословия осуществлялось на французском, немецком и дру-

гих иностранных языках). К.Д. Ушинский писал: "Усваивая родной

язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоиз-

менения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы,

множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и фило-

софию языка, :— и усваивает легко и скоро, в два-три года, столько,

что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и

методического учения." К.Д. Ушинский обосновал необходимость

первоначального преподавания русского языка. Им были поставлены

три цели обучения: первая — развитие словарного запаса ребенка с

привлечением наглядности и его жизненного опыта; вторая цель —

обучение родному языку с опорой на доступные художественные

произведения, обладающие положительной идеей; третья цель — раз-

витие грамматического строя речи. К.Д. Ушинский впервые опреде-

лил круг детского чтения, сделав акцент на "язык народа — лучший,

никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его

духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В язы-

ке ... претворяется творческой силой народного духа в мысль, в кар-

тину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее кли-

мат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы — весь

тот глубокий, полный мысли и чувства, голос родной природы,

...который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах,

в устах народных поэтов...": народные сказки, пословицы, поговорки,

загадки, прибаутки, произведения русских писателей и собственные

произведения. Идеи К.Д. Ушинского наряду с другими легли в основу

современной методики развития речи.

Сторонницей и последовательницей взглядов К.Д. Ушинского

была Елизавета Ивановна Тихеева, подчеркивающая, что "лингви-

стическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые

годы жизни совершаться исключительно на родном языке". Ею были

разработаны система занятий по обогащению словаря с использова-

нием наблюдений, экскурсий, рассматривания картин, дидактических

игр и т.п., методика обучения связной речи, т.е. система работы по

"живому слову". Е.И. Тихеевой были разработаны занятия, "которые

не требуют иллюстративного материала, а черпают содержание из

готовых запасов представлений детей. К ним мы относим: разговор с

детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение, письма,

заучивание стихотворений". Практические рекомендации, содержа-

щиеся в книге "Развитие речи детей" включают в себя раздел, посвя-

щенный недостаткам речи и их преодолению. Автор классифицирует

недостатки речи детей по трем категориям: первая — физиологически

обусловленные нарушения речи; вторая — нарушения речи, обуслов-

ленные "недостатками анатомического и психофизического харак-

тера" (ринолалия, заикание, нарушения речи при нарушении слуха);

третья — нарушения речи, обусловленные влиянием речи окру-

жающих. Е.И. Тихеева делает акцент на необходимость ранней ди-

агностики и специально организованного коррекционного обучения

детей с нарушениями речи, включающее в себя "устные и письмен-

ные упражнения, воздействуя на сознание детей в одном и том же

направлении, содействовать постепенному искоренению этих [рече-

вых] ошибок".

Дальнейшее развитие теории и практики методики развития речи

осуществила Евгения Александровна Флёрина, в области исследо-

ваний которой находилось эстетическое воспитание дошкольников

средствами художественного слова. Она подчеркивала, что в "ярких

образах художественной литературы, в различных видах словесной

работы необходимо давать разнообразный материал как со стороны

познавательной, так и эмоциональной, всесторонне обогащая воспри-

ятие детей, расширяя их кругозор".

Наряду с вышеперечисленными исследованиями, в которых тео-

рия и методика развития речи и обучения родному языку рассматри-

валась в разных аспектах, существует ряд исследований, посвящен-

ных дневниковым записям речи детей (И.А. Бодуэн де Куртене,

Чарльз Дарвин, супруги Штерн и др.). В нашей стране наиболее из-

вестен дневник ученого-языковеда Александра Николаевича Гвоздева, фиксировавшего речь сына Жени. Эти записи после лингвисти-

ческой обработки были преобразованы в фундаментальный труд

"Вопросы изучения детской речи", в котором был проанализирован

процесс усвоения ребенком фонетической системы и грамматическо-

го строя языка. А.Н. Гвоздевым были выделены периоды в формиро-

вании грамматического строя русского языка, характеризующиеся

специфическими особенностями:

"1. Период предложений, состоящих из аморфных слов-корней,

которые употребляются в оном неизменном виде во всех случаях, где

они используются...

2. Период усвоения грамматической структуры предложения,

связанный с формированием грамматических категорий и их внешне-

го выражения...

3. Период усвоения морфологической системы русского языка,

характеризующийся усвоением типов склонения и спряжения...".

Исследования А.Н. Гвоздева легли в основу современной теории

и методики развития речи детей.

Формирование современной методики развития речи являлось

результатом коллективного труда ученых и методистов-практиков. На

современном этапе методика развития речи совершенствуется вслед-

ствие изменения социально-политических условий, изменений в сис-

теме образования в связи с достижениями научно-технического про-

гресса.

Наши рекомендации