III. Этап развития педагогики в XX- XX1в.

Объект педагогики — сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс воспитания, образования и обучения.

Задачи педагогики:
-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;

выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;

-разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами, внедрение результатов исследований в практику преподавания;
-планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.

Функции педагогики.Задачи педагогики определяют ее основные функции: теоретико-познавательную и практически-прикладную.

Методы исследования в педагогике
-педагогическое наблюдение;

-исследовательская беседа;

-изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся;

-педагогический эксперимент;

-изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Основные категории педагогики:

образование, самообразование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогический процесс.

Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

-целевой

-содержательный
-деятельностный
-результативный
-ресурсный

Методы педагогического воздействия ― Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:

-убеждение
-упражнения и приучения
-обучение
-стимулирование
-контроль и оценка.

Приемы ― Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.

Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.

Педагогическая технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе определенных психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии и установки:

-Традиционное обучение
-Педагогика сотрудничества
- Развивающее обучение
-Игровое обучение
-Проблемное обучение
-Авторские педагогические технологии
-Эмоционально-смысловой подход
-Компьютерные технологии обучения
-Разноуровневое обучение
-Метод проектов
-Учение через обучение.

Педагогическая задача ―результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Образовательная система России.Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:

1.Дошкольное образование

2. Общее образование

3. Профессиональное образование

Дистанционное обучение.осуществляется с помощью средств (как правило, электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий.

Непрерывное образование ―образованиерассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека.

Формы организации учебной деятельности:

-Урок

-Лекция
-Семинарские, практические и лабораторные занятия
-Диспут
-Конференция
-Зачет
-Экзамен
-Факультативные занятия
-Консультация

К теме 12. Основы воспитания

Воспитание в педагогическом процессе.

Принципы воспитания.

-Воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности.
-Процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры

-Активная развивающая самостоятельная деятельность детей.
-Взаимосвязь воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника

-Обязательное пребывание в коллективе в процессе воспитания

-Выделение положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.

-Необходимость сочетания активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога

Составные части воспитания.

-Умственное воспитание
- Физическое воспитание

-Трудовое воспитание
- Нравственное воспитание

-Эстетическое воспитание

-Идейно-политическое воспитание

-Экономическое воспитание

-Экологическое воспитание

-Правовое воспитание

Методы воспитания.

-Традиционные
-Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
-Неформальные
-Тренингово-игровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.

-Рефлексивные


Семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.

Социализация ― процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, в том числе в систему социальных ролей, прав и обязанностей.

Наши рекомендации