III. Этап развития педагогики в XX- XX1в.
Объект педагогики — сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс воспитания, образования и обучения.
Задачи педагогики:
-изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
выяснение закономерностей процесса воспитания, образования;
-разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами, внедрение результатов исследований в практику преподавания;
-планирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
Функции педагогики.Задачи педагогики определяют ее основные функции: теоретико-познавательную и практически-прикладную.
Методы исследования в педагогике
-педагогическое наблюдение;
-исследовательская беседа;
-изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся;
-педагогический эксперимент;
-изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Основные категории педагогики:
образование, самообразование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача, педагогический процесс.
Педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт трансформируется в качества формируемого человека.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
-целевой
-содержательный
-деятельностный
-результативный
-ресурсный
Методы педагогического воздействия ― Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как минимум, пять групп методов воздействия на личность:
-убеждение
-упражнения и приучения
-обучение
-стимулирование
-контроль и оценка.
Приемы ― Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях.
Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями.
Педагогическая технология - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе определенных психолого-педагогических установок. Основные педагогические технологии и установки:
-Традиционное обучение
-Педагогика сотрудничества
- Развивающее обучение
-Игровое обучение
-Проблемное обучение
-Авторские педагогические технологии
-Эмоционально-смысловой подход
-Компьютерные технологии обучения
-Разноуровневое обучение
-Метод проектов
-Учение через обучение.
Педагогическая задача ―результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.
Образовательная система России.Согласно Закону "Об образовании" в образовательной системе Российской Федерации выделяется три вида образования:
1.Дошкольное образование
2. Общее образование
3. Профессиональное образование
Дистанционное обучение.осуществляется с помощью средств (как правило, электронных) и методов педагогического общения преподавателя и обучаемого при минимальном количестве обязательных занятий.
Непрерывное образование ―образованиерассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека.
Формы организации учебной деятельности:
-Урок
-Лекция
-Семинарские, практические и лабораторные занятия
-Диспут
-Конференция
-Зачет
-Экзамен
-Факультативные занятия
-Консультация
К теме 12. Основы воспитания
Воспитание в педагогическом процессе.
Принципы воспитания.
-Воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности.
-Процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры
-Активная развивающая самостоятельная деятельность детей.
-Взаимосвязь воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника
-Обязательное пребывание в коллективе в процессе воспитания
-Выделение положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них.
-Необходимость сочетания активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога
Составные части воспитания.
-Умственное воспитание
- Физическое воспитание
-Трудовое воспитание
- Нравственное воспитание
-Эстетическое воспитание
-Идейно-политическое воспитание
-Экономическое воспитание
-Экологическое воспитание
-Правовое воспитание
Методы воспитания.
-Традиционные
-Инновационно-деятельностные – моделирование, алгоритмизация, творческая инвариантность.
-Неформальные
-Тренингово-игровые – деловые игры, социально психологические тренинги и др.
-Рефлексивные
Семья как объект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности.
Социализация ― процесс усвоения индивидом социального опыта и включение личности в систему общественных отношений, в том числе в систему социальных ролей, прав и обязанностей.