Методика проведения творческого списывания.

Уроки в начальной школе достигают своей цели, когда ученики становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности, когда они оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, находятся в атмосфере творческого поиска.

Творческое списывание обычно усложняется заданиями по развитию речи. Прежде чем проводить списывание, отрабатывается правописание орфограмм.

Орфографические задания при списывании, в основном, сводятся к:

1) подчеркиванию орфограмм (подчеркнуть безударные падежные окончания имен существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах: В саду цветёт сирень. Мы подошли к сирени. Кисти белых цветов ее выделяются на зелени листьев. По саду разносится нежный запах сирени);

2) группировке материала по названному учителем орфографическому признаку (выписать сначала все существительные с безударной О в корне, затем с безударной А: картофель, газета, топор, солома, вагон, слово, корабль, багаж);

3) вставке пропущенных букв:

а) с подбором проверочных слов с образцом (– з...мляника, – радос...ь, образец: радости – радость);

б) с подбором проверочных слов без образца (– зв...зда, – в...рона, – гря...ка);

в) без подбора проверочных слов (сала... ки, в...робей);

4) замене слов, данных в скобках в начальной форме, формой этих же слов, требуемой по смыслу. Такая работа возможна на материале предложений: Зимние каникулы мы проводим в (город), а летом отдыхаем в (деревня).

На первых уроках по выполнению подобных упражнений необходимо разобрать одно-два предложения; позднее предварительного разбора можно не производить.

Упражнения на списывание в начальной школе нередко осложняются логическими заданиями. Такая работа ведется начиная с I класса. Так, первоклассникам во втором полугодии предлагается подписать под картинками ответы на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? (слова, которые должны быть подписаны, даются в отделе для справок). Логические задания, связанные со списыванием, могут быть очень разнообразными. Они требуют от учащихся умения:

1) определять признаки предметов и явлений (написать, каким бывает ветер весной и летом, осенью и зимой; слова для справок: холодный, тихий, тёплый, резкий, сильный, ласковый; образец: Весной и летом ветер тихий, тёплый, ласковый) или, наоборот, по признакам и действиям определить предмет (к следующим группам слов дописать названия предметов: косит, молотит и солому в копны вьёт; вертится, стрекочет, весь день хлопочет; длинный, зелёный, вкусный и солёный; круглое, румяное, сладкое, душистое; слова для дописывания: сорока, огурец, комбайн, яблоко; образец: Комбайн косит, молотит и солому в копны вьёт);

2) подводить видовое понятие под родовое (к словам из первого столбика подписать подходящие по смыслу слова из второго столбика:

Железо, медь, олово посуда

Топор, пила, молоток явления природы

Чашка, блюдце, тарелка металлы

Дождь, снег, иней орудия труда

Образец: железо, медь, олово – металлы);

3) подбирать видовое понятие к родовому (из данных слов записать сначала названия птиц, затем зверей: лиса, ласточка, медведь, волк, заяц, соловей, жаворонок);

4) выявить слово, не обладающее общим признаком (при списывании опустить слова, «чужие» данному столбику):

берёза помидор

осина огурец

тополь город

осень капуста

ольха горох

Очень часто логические задания в упражнениях типа списывания предполагают классификацию слов по их значению в различных вариациях. Например, выписать сначала те слова, которые обозначают названия домашних животных, а затем – диких животных: заяц, корова, жеребенок, теленок, медведь, лисица.

Практически все это осуществляется путем списывания с подчеркиванием (в тексте подчеркнуть слова, обозначающие явления природы: Сильный ветер загудел в вышине. Деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась).

Частным случаем упражнений по списыванию со вставкой пропущенных букв являются упражнения с заданием дописать окончания, например, имен существительных (в колхоз..., на лошадк...).

Упражнения в списывании могут быть осложнены и лексическими заданиями. Среди них можно выделить:

1. Списывание с подчеркиванием синонимов или антонимов.

а) В каждом предложении подчеркнуть близкие по смыслу слова:

Носорог и слон могут посоперничать в неуклюжести и неповоротливости. Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник. Межи да грани держат людей в брани.

б) В каждом из следующих предложений подчеркнуть слова, противоположные по значению: Весна красна цветами, осень – плодами. Смелый там найдёт, где робкий потеряет.

2. Списывание с заменой некоторых слов их синонимами или антонимами.

а) Подчеркнутые в словосочетаниях слова заменить близкими по значению именами прилагательными: Опрятная девочка (аккуратная), ответственное дело (серьёзное), непроходимый лес (дремучий).

б) Первые слова в данных словосочетаниях заменить противоположными по смыслу: Восход солнца, приход поезда, конец книги, горе матери.

3. Списывание со вставкой.

а) Вставить в предложения слова, близкие по значению подчеркнутым: Почёт и ... собирают по капле. Стужа да ... – на печи мужик замёрз.

б) Вместо точек вставить слова, противоположные по смыслу подчеркнутым: Лучше горькая правда, чем красивая ... . День да ... – сутки прочь. На море бывает прилив и ... .

Стилистические задания имеют цель научить детей сознательно, свободно пользоваться средствами языка для выражения своих мыслей, что возможно лишь при условии понимания оттенков значений различных грамматических форм, особенностей их употребления в речи.

Посильны и интересны для учащихся начальных классов упражнения с заданиями: вставить в предложения слова, наиболее подходящие по смыслу: Где-то рядом ... (затявкала, залаяла) овчарка. Зорко охраняют наши рубежи верные (сыновья, сыны) Отечества.

Нередко в условии к упражнению, помещенному в учебнике, указывается не одно, а сразу несколько заданий. В таких случаях можно говорить о комбинированных видах списывания. В них могут сочетаться различные по своему характеру задания. Так, например, могут объединяться два орфографических задания (при списывании вставьте пропущенные буквы и подчеркните сомнительные согласные: В зимний холо... всякий моло...), стилистические задания могут комбинироваться с орфографическими. Например, слова, из которых учащиеся должны составлять предложения, могут быть даны с пропущенными буквами: холодный, всю, ключ..., ночь..., в, шумит, овраг... .

Чаще всего в упражнениях грамматические задания переплетаются с орфографическими. Скомбинированные таким образом упражнения особенно полезны на первых порах при выработке тех или иных правописных навыков, так как выполнение грамматических заданий помогает выбору орфографически правильных форм. Примеры видов списывания с грамматико-орфографическими заданиями:

1. Дописывание окончаний с указанием грамматической формы с образцом (в пустын..., на строительств...). Образец: (1 скл., предл. п.) – в пустыне.

2. Дописывание окончаний с указанием грамматической формы без образца: в колхоз..., на лошадк... .

При изучении любой грамматико-орфографической темы особенно эффективными являются те из упражнений в списывании, в которых грамматические и орфографические задания органически увязываются с заданиями по развитию речи.

В качестве материала для списывания могут предлагаться отдельные слова, сочетания слов, отдельные, не связанные между собой по смыслу предложения, а также целые связные тексты. Соответственно возникают упражнения по списыванию разной полноты – полное списывание и выборочное списывание.

Полным будет называться списывание с разными заданиями, когда списыванию подлежат все слова и упражнения, а выборочным – когда учащиеся отбирают для записи части текста, соответствующие поставленному учителем условию. При отборе материала из текста для выборочного списывания за основу можно брать графические, грамматические, орфографические, лексические, логические и стилистические задания (выписать имена существительные 1 склонения; из текста выбрать и записать слова с непроверяемыми безударными гласными корня; из рассказа выписать сначала имена существительные, обозначающие людей, затем – обозначающие названия предметов).

Ценность выборочного списывания в том, что оно исключает возможность механической записи, позволяет давать насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствуя тем самым более быстрому запоминанию учащимися отдельных написаний.

Методические рекомендации для учителя

1. Прочитать предложение (или более мелкий смысловой отрезок), подлежащий списыванию за один такт.

2. Повторить предложение, не глядя в текст.

3. Выделить орфограммы в списывае мом тексте (подчеркнуть).

4. Прочитать предложение так, как оно написано («как будешь себе диктовать во время записи»).

5. Повторить, не глядя в текст, предложение так, как будешь себе диктовать во время письма.

6. Записать, диктуя себе так, как проговаривал предложение последние два раза (текст закрыт).

7. Проверить написанное.

Этап списывания под руководством учителя должен присутствовать на каждом уроке русского языка. В течение 8–10 минут интенсивно отрабатываются все изученные орфограммы русского языка. Ученики «пропускают» через себя каждое слово, развивая орфографическую зоркость и речедвигательную память. Они начинают чувствовать природу русского языка задолго до усвоения многочисленных орфограмм и постановки знаков препинания, выстраивают свои интересные наблюдения за звучащим и написанным словом в стройную систему. Это непосредственным образом влияет на формирование устойчивой положительной мотивации к обучению: результат работы у всех положительный, ошибки предупреждены.

Данный алгоритм позволяет учитывать психофизические особенности младшего школьника. Одновременно «работают» слух, зрение, моторика, артикуляция, которые в едином ритме и последовательности формируют осмысленное мыследействие.

Рассмотрим некоторые виды творческих письменных упражнений, повышающих активность, самостоятельность учащихся и способствующих развитию мыслительных операций (анализ, синтез, нахождение сходств и различий, обобщение и систематизация, объяснение и доказательство) за счет систематического использования антиципации (предопределения, предвосхищения учащимися содержания, видов и результатов предстоящей учебной деятельности); целенаправленного и интенсивного развития словесно-логического мышления и устной речи.

Учащимся предлагается прочитать запись, найти в ней несоответствие и сформулировать задание. Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учащиеся отмечают, что запись представляет собой соединение двух текстов: первый — о птицах, второй — о лягушках, — и формулируют задание: «Необходимо определить границы двух текстов и восстановить их».

Учитель просит прочитать каждый из отрывков и доказать, что это разные тексты.

Первый отрывок

Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком.

Второй отрывок

Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Дети. Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говорится о гнездовании птиц, во втором — о рождении лягушки.

Учитель. Какие части текстов даны?

Дети. У первого текста дано начало, у второго — начало или середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями, которые можно помещать в любую часть исходного текста. (Учащиеся составляют возможные предложения для каждого из текстов, учитель записывает их на доске.) Затем ученики по выбору записывают и дополняют один из текстов. После выполнения работы получились следующие тексты.

Птичья жизнь

Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком, который птицы берут из одуванчика. Весной самка откладывает яйца. Из них вылупляются птенцы. Родители носят червяков для своих деток. Когда птенчики вырастут, они покинут гнездо.

Заботливые родители

Птицы строят гнёзда. Гнёзда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать, приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов! Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Как видно из работ, учащиеся творчески, самостоятельно подошли к выполнению задания: распространили предложения, дополнили тексты интересной, познавательного характера информацией, придумали простые, сложные, разные по эмоциональной окраске предложения.

Такие упражнения будут более эффективны, если использовать дополнительные задания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису. Например, наиболее удачное сочинение прочитывается в классе. Его автору предлагается задумать из него одно слово. Одноклассники должны определить это слово с помощью вопросов. По ответам «автора» учащиеся должны назвать задуманное слово. Условие: ученик, загадавший слово, имеет право отвечать на вопросы «да» или «нет». Функция учителя сводится к корректировке вопросов, контролю и оценке. К тексту «Как рождается лягушка» ученик составил задание по синтаксису и морфологии:

1. Слово в простом или сложном предложении? (В простом.)

2. В предложении есть однородные члены? (Да.)

3. Это слово является именем или глаголом? (Ни то, ни другое.)

4. Задуманное слово является союзом? (Да.)

Ответ: «Задуманное слово — союз и».

Учащимся предлагается прочитать текст и сформулировать задание к нему, ориентируясь на запись: живёт на коврике. бережёт своё брюшко в виде колёсика. «Хвост» не даёт уползти от меня далеко. я рисую. — не только сложное устройство, но и полезный зверёк. помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему планеты.

Задание. Необходимо определить, о ком или о чем идет речь в тексте. На основе этого составить два текста. В тексте пропущено слово мышь — 1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора; 2) мелкий грызун.

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют текст новыми предложениями об этих объектах, по выбору записывают один из текстов, сами формулируют дополнительные задания.

1. Я люблю работать на компьютере. В этом помогает мышь. Мышь — сложное устройство, с помощью которого можно передвигать курсор и вводить информацию. Для удобства работы мышь располагается на коврике.

2. Мышь — мелкий грызун. Он питается зерном, хлебными крошками. Мышь — это вредитель, который уничтожает посевы. Мышь — переносчик вредных для человека заболеваний. Но мышь — это и полезный зверёк. Он помогает поддерживать экосистему планеты.

Создание текста учащимися по кругу

Работа проводится в группах по 3–5 человек. Учитель контролирует время выполнения работы. У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку учителя записывает один ученик из группы. Затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику. Получивший лист второй ученик в течение 2–3 минут должен написать 1–2 предложения, соответствующие содержанию первого предложения. Возможны следующие варианты: Листья на деревьях переливаются яркими красками. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Далее второй ученик передает лист по кругу третьему ученику, которому необходимо прочитать записанный текст и дописать свои предложения. Ягоды рябины висят, как салютики. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие.

Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, который должен написать обобщающее предложение ко всему тексту. Затем группа читает получившееся у нее сочинение.

Осенний лес удивляет своей красотой. Листья на деревьях переливаются яркими красками. Ягоды рябины висят, как салютики. На ветках кустарника осталась одинокая паутинка. В ней застрял осиновый листочек. Под берёзовым листиком спрятался подберёзовик. А ты видел это очарование?

Осенний лес удивляет своей красотой. Осенние солнечные лучи раскрывают кладовую природы. Ярким огнём багровеет дальний лесок. Укрывшись опавшим листом, спрятался в сухой траве гриб. В мокрой от росы паутине запутался паучок. Ему уже не удастся спрятаться от наступающих холодов.

Осенний лес удивляет своей красотой. Из-за шороха листьев под ногами еле слышна песня лесного ручья. Лодочки-листочки отважно отправляются в далёкое путешествие. Вот какой-то жучок замешкался и вместе с листочком упал в ручей. Счастливого плавания, жук-капитан!

Группа выбирает наиболее удачный текст для прочтения перед классом и продумывает дополнительные задания к нему.

1. Задание по синтаксису и словообразованию. К подлежащему из предложения «Осенний лес удивляет своей красотой» добавьте суффикс определения и окончания дополнения. Какое слово получилось? (Лесной.)

2. Задание по синтаксису. К какому одному существительному можно отнести прилагательные частый, глухой, густой? (Лес.)

Полезным упражнением для закрепления является создание текста учащимися по кругу с использованием слов на изученное правило, изученную часть речи.

Так, при изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предлагается задание: «Составить текст, в котором встречалась бы изученная часть речи». Пример текста: В комнате стоит большой круглый аквариум. В нём живут две золотые рыбки. Ранним утром солнечные лучи купаются в голубой воде аквариума. Ярко-золотые рыбки переливаются в утреннем солнышке, как волшебные. Хочется подойти к ним и загадать самое заветное желание.

При закреплении написаний ча-ща, чк-чн получился текст: Дача бабушки стоит на берегу речки. Неподалёку от неё видна водокачка, а за ней стоит старая роща. Летом к бабушке приезжает внучка. Вечером, когда туча закрывает небо, приятно сидеть всем вместе у печки с чашкой чаю и смотреть, как горит большая свечка.

Творческие письменные работы могут применяться на последнем этапе словарно-орфографической работы, во время введения нового слова в активный словарь детей. Так, при закреплении написаний словарных слов учитель нередко использует тематические группы, которые могут составить и сами учащиеся, а затем по ним придумать текст.

Создание текста-агадки по кругу можно использовать во время предъявления нового словарного слова. Каждому учащемуся дается текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифрованное слово, которое ему необходимо определить.

Например, первому учащемуся предлагается прочитать записанные на доске слова (медведь, лисица, заяц); сформулировать задание к ним (Выделите слово по самостоятельно найденному признаку); выполнить упражнение с учетом задания (Необходимо выделить слово лисица, так как в нем три слога, оно женского рода, в нем есть звонкие и глухие согласные, а слова медведь и заяц — мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие). Далее учащийся создает свой текст загадки об этом животном и передает лист следующему ученику, сидящему справа. Например: «Рыжая сестрица — хитрых речей мастерица».

Второй ученик, прочитав загадку первого ученика, отгадывает ее, но ответ не записывает, а загибает текст-загадку первого ученика на оборотную сторону. Далее пишет свою загадку об этом же животном.

Например: «С пушистым хвостом, но не белка. Огненная, но не пламя. Любит воровать яйца, но не куница». И так по кругу. Последний ученик должен записать свой текст загадки и отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит, так сладко, чуть дыша...

Кто это? (Лисица.)

Проверка проводится коллективно. Задача учеников — отгадать записанные загадки. Главную роль в этом виде упражнения выполняет первый ученик, который должен верно указать принцип выделения зашифрованного слова.

Это далеко не все виды творческих письменных упражнений, которые может использовать учитель при обучении русскому языку. На уроке можно выделить 5–7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений».

Таким образом, списывание позволяет связать занятия по грамматике и орфографии с работой по стилистике.

В письменных работах учащихся часто встречаются случаи неправильного предложного и беспредложного управления. Тренировочные упражнения на управление можно провести на уроках изучения, склонений существительных, на уроках изучения глаголов и связей слов в простом предложении в курсе синтаксиса.

При этом полезно дать задание — подобрать к глаголам соответствующие управляемые существительные, в скобках назвать вопрос, надписать над существительным падеж.

Например, осветить (что? чем?) комнату свечой.

Можно взять такие глаголы: сидеть, хвалить, одеть, надеть, скучать, подползать, наслаждаться, цепляться, прятаться, добиться, поражаться, радоваться, расставаться, оглядываться.

Дать задание на подбор управляемых слов к однокоренным существительным и глаголам, например: вера (в кого? во что?)—вера в силы народа; верность (кому? чему?) — верность делу революции; верить (кому? чему? в кого? во что?)—верить другу, верить в победу.

Берутся еще такие слова: гордиться, гордость; доверие, доверить; испуган, испугаться; обидеться, обижен; обрадован, обрадоваться; отказ, отказать, отказаться.

Тренировочные упражнения на предложное управление можно провести и на уроках изучения предлогов. Так, дается задание составить предложения со словами писать о (об), говорить о (об), описывать, упрекать в, отчитывать за, отчитываться в, сделать отчет о, беспокоиться о, тревожиться за, обращать внимание на, уделять внимание.

Наконец, творческое списывание, связанное с выработкой навыков по орфографии, может быть и такого типа. На уроке изучения правописания сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ в качестве закрепления предлагается задание: назвать слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, рщ, обозначающие: а) людей и их профессию, б) птиц, в) животных.

Учащиеся, списывая задание, после каждого пункта записывают существительные с нужными сочетаниями. Проверяется работа в классе. Во время проверки вызванные учащиеся читают подобранные ими слова и объясняют их правописание. Затем с отдельными из названных слов составляются предложения и записываются в тетради.

Слова, которые могут быть подобраны учащимися:

женщина, внучка, каменщик, погонщик, барабанщик, зеленщик, фонарщик, сборщик, пограничник, помощник, денщик, птенчик, синичка, пеночка, галочка, ласточка, курочка, собачка, кошечка, белочка.

Таковы некоторые виды списывания, которые могут быть проведены на уроках изучения морфологии. Без этой подготовительной работы учащиеся будут встречать большие трудности при выполнении таких работ, как творческий диктант, свободный диктант, изложение, сочинение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях гуманизации образования, когда главной задачей школы является разностороннее и гармоничное формирование личности школьника, раскрытие его творческих способностей, вопросы развития самостоятельной письменной речи учащихся приобретают особое значение.

На современном этапе развития общества методисты и учителя стремятся найти пути повышения уровня грамотности учащихся и решить проблему совершенствования методики преподавания орфографии.

В основу работы был положен общепризнанный тезис о необходимости повышения уровня грамотности учащихся начальных классов, о возможности проведения соответствующей работы уже в первом классе.

Цель исследования: на основе фонемной трактовки основного принципа орфографии и деятельности подхода к обучению организовать и проверить на практике эффективность методики творческого списывания.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы исследования мы исходили из:

1) лингвистических основ обучения письму на сознательном уровне; 2) анализа традиционного подхода к обучении орфографии;

3) анализа методики обучения списыванию.

В ходе проведения исследования было выявлено, что обучение списыванию способствует повышению уровня грамотности младших школьников.

Остается только надеяться, что сформированное умение при дальнейшем обучении в старших классах не исчезнет у детей, а еще и укрепится.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что гипотезу исследования можно считать подтвержденной, а цель исследования достигнутой.

На основе результатов проведенной работы мы можем предложить учителям следующие рекомендации:

1. Строить работу по обучению орфографии и формированию умения списывать, исходя из фонематического принципа русского правописания.

2. Данную работу начинать непосредственно в период обучения грамоте.

3. Формировать у учащихся орфографическую зоркость.

4. Работу по формированию умения списывать проводить систематически.

Уроки в начальной школе достигают своей цели, когда ученики становятся активными и непосредственными участниками учебной деятельности, когда они оказываются поставленными перед необходимостью обосновывать свою точку зрения, находятся в атмосфере творческого поиска.

На уроке необходимо выделять 5–7 минут для проявления творчества учащихся: «Даже небольшое сочинение — это средство самовыражения личности школьника, его мыслей, знаний, чувств, стремлений».

Творческого списывания полезны, так как способствуют умственному развитию детей (классифицируют, сравнивают, обобщают языковые факты), совершенствованию их речи и навыков грамотного письма (применяются слова, содержащие контролируемые орфограммы).

Список литературы:

Тиринова О.И. Орфографические упражнения//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа-2009-№3.-С.30-48 (глава 1.2)

1. Русский язык в школе. – 1993. - № 3. – с. 36 – 43

2. Баранов М.Т. Зрительный диктант // Русский язык в школе . – 1991. - № 1. – с. 117

3. Жедек П.С. Методика обучения письму // Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1993. – с. 102 – 170

4. Срагович А.В. Списывание в системе обучения орфографии // Русский язык в школе. – 1986. - № 4. – с. 28 – 32

5. Шатова Е.Г. Методика формирования обобщений при обучении орфографии. – М.: Прометей, 1990. – 184с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 560с.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.,1999.

8. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

9. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.__

10. Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 7 т. М.-Л., 1949. Т. 7. С. 320.

11. Ушинский К. Д. Указ. соч. Т.5. С. 334.

12. Ушинский К. Д. Указ. соч. Т. 6. С. 248.

13. Закожурникова М. Л. и др. Русский язык: Учеб. для 3 кл. нач. шк. 18-е изд. М., 1991.

14. Горецкий В. Г., Федосова Н. А. Пропись 2 к «Русской азбуке» для I класса начальной школы. М., 2000. С. 11.

15. Романовская З. И. Развитие речи и мышления в системе обучения академика Л. В. Занкова. «Начальная школа», 1994, №8, с. 55.

16. Король Л. Ф. Творческие работы на уроках русского языка. «Начальная школа», 1998, №4, с. 40-46.

17. НуруллинаН. Н. Как я учу детей писать сочинения. «Начальная школа», 1998, №3, с. 80.

18. Чуракова Н. А. Русский язык. Учебник.. 2 кл, ч 2., М,: Академкнига,

19. Бакулина Г. А. Творческий подход в обучении русскому языку. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // 2000. – № 11. - С. 39, 54.

20. Федорова 3. А. Как я развиваю творческие спо­собности детей // 2002. № 3. - С. 61.

21. Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников // 2000. – № 7. - С. 66.

22. Томина Т.С. Творческий потенциал интегрированного урока-практикума // Начальная школа. – 2007. – № 1. С. 77.

23. Мамина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников // 2008. — № 4. С. 63.

24. Смирнова О.И. Виды творческих письменных работ на уроках русского языка // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 42.

25. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.

26. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М., 1987.

27. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2002.__

28.

Наши рекомендации