Теоретически обосновать изучаемые приемы и помнить о правомерности их применения.

2. Ознакомить и разучить приемы освобождения от захватов рук: за запястье, кисти, рукава одежды.

3. Воспитание организованности, смелости, уверенности в выполнении изучаемых приемов.

Метод: фронтальный и фронтально-групповой

Место проведения: спортивный зал

Материальное обеспечение: кимоно, татами, свисток, секундомер.

Части занятия Содержание Дозировка в минутах Организационно-методические указания
1.   1. Вводно-подготовительная часть Построение личного состава, прием рапорта от командира взвода, осмотр внешнего вида.     Взвод строится в двухшереножный строй. Командир взвода докла-дывает о наличии личного состава. Преподаватель здоровает-ся с личным составом. Проверяет наличие курсантов по журналу. Осматривает внешней вид слушателей, обращая внимание на однообразие, чистоту и аккуратность формы, строевую выправку, подтянутость.
2. Сообщение темы, цели и задачи занятия Преподаватель объявляет тему занятия, ставит цель и задачи. Кратко сообщает о правомерности применения приемов самбо, основных принципов боевого раздела самбо, необходимости воспитания в себе морально-волевых качеств, смелости, решительности.
3. Строевые упражнения на месте и перестроения в движении. Для четкой организации занимающихся, поддержания дисциплины занятия, сосредото-ченности, формирования навыка коллективных действий провести строевые упражнения на месте и в движении (повороты), перестрое-ния в движении строевым шагом согласно строевому Уставу ВС, при этом обращать внимание на четкость и слаженность действий, осанку. Для перестрое-ния в движении, из колонны по одному в колонну по два (три, четыре т.д.) подается команда: В колонну по два (три, четыре и т.д.) налево (направо) марш! Здесь можно дать указания об интервале и дистанции. Для обратного перестроения подаются команды: 1. «Налево (направо)!» 2. «В колонну по одному направо (налево) в обход шагом марш! В движении выполняются ОРУ.
4. Переход на бег различными способами. Изменять направления движения: спиной вперед; левым, правым боком. Поочередно ускорение по диагонали зала лицом вперед, спиной вперед. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.
5. Кувырок вперед, назад(5-6 раз) Взвод перестраивается через центр зала в колонну по четыре в движении. Преподаватель дает команду: Через центр зала по четыре кувырком вперед марш! Занимающиеся выполняют кувырки до конца ковра и возвращаются обратно легким бегом по краям ковра - две колонны влево, две колонны вправо.
6. Переворот в сторону – «колесо» (4-5раз). Так же как и кувырки.
7. ОРУ и СПУ на месте:   Группа перестраивается в четырех- шереножный, разомкнутый строй в пол оборота налево и направо. Интервал и дистанция строя определяются преподавателем.
  1. И.п. – упор лежа на кулаках. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. (15 -20 раз). Сгибание и разгибание рук в упоре делать под счет преподавателя.
  2. И.п.- строевая стойка. Падение вперед на руки в упор лежа. (10 - 15 раз) Выполняется по звуковому сигналу преподавателя.
  3. И.п. - ноги врозь согнуты, руки вперед.   Выполняется по звуковому сигналу преподавателя.
  - самостраховка при падении на левый бок; Обратить внимание на правильную группировку, подбородок прижат к груди.
  - самостраховка при падении на правый бок; Перестроить группу в две
  - самостраховка при падении на спину. (10-15 раз) Шеренги по кругу ковра (татами).
II Основная часть  
1. Освобождение от захвата рук: запястья, кисти сверху. Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить запястья, кисти рук сверху. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1. С отвлекающим ударом ногой по голени, рывком обеих рук вверх, с выкручиванием их в сторону больших пальцев, освободиться от захвата противника. 2. Провести загиб руки за спину любым удобным способом («рычаг руки внутрь», «рывком»). Взвод строится в двухшереножном строю в круг. Далее преподаватель называет прием, который будет разучиваться, вызывает к себе наиболее подготовленного слушателя и на нем демонстрирует прием в целом. Далее по разделениям, обращая внимание на наиболее сложные моменты. Потом по команде преподавателя курсанты поворачиваются лицом друг к другу, и первые номера начинают выполнять прием по разделениям. По команде: «Делай раз!», «Делай два!» После того как первые номера сделают прием по разделениям 2-3 раза, преподаватель дает команду «поменяться ролями» и вторые номера выполняют прием 2-3 раза. Далее преподаватель предлагает первым номерам выполнение приема в целом по команде преподавателя: "Приготовились!» «Прием!», «Отпустить захват!».  
  Выполнение приема в целом и по команде преподавателя. (Каждый номер по 5 - 6 раз).     3. Самостоятельная работа     "Приготовились!" – 2-е номера захватили 1-е за кисти сверху. "Прием!"- 1-ые номера проводят освобождение от захвата и проводят загиб руки за спину Преподаватель обращает внимание на характерные ошибки и подает команду: "Отпустить захват"- по этой команде курсанты - отпускают захват и становятся лицом друг к другу. Преподаватель предлагает отработку данного приема самостоятельно, контролируя вы-полнение приемов индивидуально, обращая внимание на ошибки и исправляя их. Методику проведения см. выше.
2. Освобождение от захватов рук: за запястья, кисти снизу. Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить запястья, кисти рук снизу. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1 - захватить правой рукой (обратным хватом) запястье правой руки нападающего. 2 - ногой нанести удар по голени нападающего. 3 - отставляя правую ногу вправо назад повернуться направо. Одновременно нажимая своим предплечьем левой руки на предплечье правой руки задерживаемого сверху вниз, освободить левую руку и захватить его правое предплечье изнутри. 4 - провести загиб руки за спину рычагом руки вовнутрь.  
3. Освобождение от захвата одной руки двумя руками противника. Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить запястье правой руки двумя руками. Первому номеру – выполнять по разделениям:   1 - захватить левой рукой за кулак захваченной руки сверху между рук противника. 2 - нанести отвлекающий удар ногой по голени противника. 3 - рывком двух рук к себе, локтем руки, захваченной про-тивником, выполнить движе-ние в сторону его подбородка и освободиться от захвата. 4 - захватить запястье напада-ющего двумя руками и провес-ти загиб руки за спину "нырком". Обратить внимание на движение локтя захваченной руки. Им как бы наносим удар снизу по подбородку и за счет этого движения срываем захват. Захват производить не за предплечье, а именно за запястье при проведении загиба руки за спину "нырком".
4. Освобождение от захвата за рукава одежды сверху или снизу Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить его за рукава одежды сверху или снизу. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1 – отвлекающим ударом ноги по голени нападающего, шагом назад и резким рывком обеих рук вниз или вверх (в зависи-мости от захвата, если захват произведен сверху, тянуть вниз и наоборот) сорвать захват. 2 – провести загиб руки за спину «рывком» При выполнении загиба руки за спину рывком обратить внимание на следующие ошибки: не выполняется рывок за локоть или за одежду на локте, проводящий прием, заходит за спину партнера.
III Заключительная часть Упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. Преподаватель перестраивает груп-пу в колонну по одному и подает команду: «Бегом марш!», «В обход налево (направо) марш!». После 1-2 кругов бега в медленном темпе пе-рейти по команде: «Шагом марш!» на ходьбу, выполняя упражнения на восстановление дыхания и рас-слабление мышц. После этого взвод строится в две шеренги. Преподаватель подводит итоги занятия, зачитывает оценки, отмечает сильные и слабые сторо-ны курсантов. В конце занятия дает задачи на самоподготовку повто-рить способы освобождения от зах-вата рук за запястье, кистей, рукава одежды, назначает консультации для слабоуспевающих.

Занятие № 2





(Время 2 часа)

Цель: научить слушателей выполнять приемы освобождения от захватов и обхватов.

Задачи:

1. Теоретически обосновать изучаемые приемы.

2. Ознакомить и изучить освобождение от захватов ног.

3. Совершенствование освобождение от захватов рук в усложненных условиях.

4. Развитие физических и воспитание морально-волевых качеств.

Метод: фронтальный и фронтально-групповой.

Форма, одежды: кимоно.

Место проведения: спортивный зал.

Материальное обеспечение: секундомер, свисток.

Части занятий Содержание Дозировка (мин.) Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть  
1. Построение, рапорт, проверка личного состава, сообщение темы, постановка цели и задач занятия. Строевые упражнения на месте и в движении. Ходьба и бег различными способами. ОРУ и СПУ на месте и в движении.   Напомнить слушателям о соблюдении правил личной и общественной гигиены. Следить за четким выполнением команд и задания. Методику проведения см. занятие № 1.
II Основная часть  
1. Освобождение от захвата обеих ног Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить обе ноги спереди за подколенные изгибы. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1 - нанести удар локтем по позвоночнику нападающего сверху. 2 - захватить его голову (нападающего) под левое плечо, надавливая предплечьем левой руки на горло правой рукой захватить запястье своей левой руки снизу. 3 - усилием двух рук кверху выполняя удушающий прием, заставить противника расцепить захват. 4 - провести загиб руки за спину "замком". В зависимости от захвата (под левое или правое плечо) головы нападающего загиб руки за спину выполнять на левую руку; если голова захвачена под левое плечо и наоборот. Удар локтем по позвоночнику обозначить. Методика проведения см. занятие №1.
2. Освобождение от захвата одной ноги. Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить двумя рука-ми спереди ногу за подколенный изгиб. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1 - нанести удар локтем по позвоночнику нападающего. 2 - захватить левой рукой подбородок нападающего, а правую руку положить на его темя. 3 -одновременно с отшагиванием захваченной ногой назад, срывая захват, провести скручивание головы нападающего вправо. 4 - провести загиб руки за спину «рывком».     При разучивании приема поворот головы выполняется плавно, чтобы исключить травму позвоночника. Удар локтем по позвоночнику обозначить. Методику проведения см. занятие № 1.
3. Освобождение от захвата одной ноги, когда она оторвана от земли. Второму номеру - стоя лицом к партнеру, захватить двумя руками спереди ногу и оторвать ее от земли. Первому номеру – выполнять по разделениям: 1 - повернуться кругом (в сторону опорной ноги), и упираясь руками в землю нанести удар свободной ногой в лицо противника. 2 - быстро встать и провести любой загиб руки за спину. Обратить внимание на постановку рук. Их надо ставить ближе к своей опорной ноге и не сгибать. Удар ногой в лицо обозначить.   Методику проведения см. занятие № 1.
4. Совершенствование освобождения от захватов рук в усложненных условиях: - выполнить освобождение на точность всех движений, вначале медленно, а затем в постепенно ускоряющемся и в быстром темпе на несопротивляющемся противнике; - выполнить освобождение с дозируемым сопротивлением; - выполнить освобождение с дозируемым сопротивлением в движении.   Методику проведения см. занятие № 1.
III Заключительная часть Упражнения на расслабление и восстановление дыхания. Подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. (1 - 2 круга).     Указать на характерные ошибки.

Занятие № 3

(Время 2 часа)

Цель: научить слушателей выполнять приемы освобождения от захватов и обхватов.

Задачи:

1. Теоретически обосновать изучаемые приемы и напомнить о правилах сопровождения.

2. Ознакомить и изучить освобождения от захватов, и обхватов туловища (с руками и без рук) спереди, сзади.

3. Совершенствование освобождений от захватов ног.

4. Развитие силы, ловкости, быстроты.

Метод: фронтальный и фронтально-групповой.

Форма одежды: кимоно.

Место проведения: спортивный зал.

Материальное обеспечение: секундомер, свисток.

Части заня­тий Содержание Дози­ровка (мин.) Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть  
1. Построение, рапорт, проверка личного состава, сообщение темы, постановка цели и задач занятия. Строевые упражнения на месте и в движении. Ходьба и бег различ­ными способами. ОРУ и СПУ на месте и в движении.   Обратить внимание на правильность и четкость выполнения упражнений. Методику проведения см. занятие № 1.
II Основная часть  
1. Беседа на тему: "Правила сопровождения (конвоирования)". При сопровождении задержанного необходимо соблюдать следующие правила: 1. Причинить ноющую боль противнику в том или ином суставе таким образом, чтобы не дать возможность ему вырваться. 2. При сопровождении держать противника от себя на расстоянии, при котором он не мог бы использовать свои ноги или руки для защиты (ударить, прижать и т.д.). 3. При использовании рычага ста-раться быть выше сопровождаемого. 4. При сопровождении загибом руки за спину нужно исключить возможность ухода со стойки задержанного кувырком вперед.  
2. Освобождение от обхвата туловища спереди без обхвата рук. Второму номеру обхватить туловище спереди без обхвата рук. Первому номеру: 1 - с шагом правой ноги назад или левой, упираясь ладонями в подбородок или, если голова нападающего прижата к груди, большими пальцами надавить на глаза нападающего разорвать обхват. 2 - провести загиб руки за спину "рывком". Надавливание на глаза обозначить.   Обратить внимание на одновременную работу рук и ног. Методику проведения см. занятие № 1.
3. Освобождение от обхвата туловища спереди с обхватом рук. Второму номеру обхватить туловище спереди с обхватом рук. Первому номеру: 1 – ударом двух рук в промежность нападающего заставить его распустить обхват 2 - захватить одну из рук противника и провести загиб руки за спину "замком". Удар в промежность обозначать. Методику проведения см. занятие № 1.
4. Освобождение от обхвата туловища сзади без обхвата рук. Второму номеру обхватить туловище сзади без обхвата рук. Первому номеру: 1 - подвести правое предплечье под правый локоть нападающего снаружи, если захват нападающим осуществляется таким образом, что правая рука нападающего находится сверху его левой руки, а левой рукой захватить за кисть этой же руки так, чтобы большой палец был сверху. 2 - поднимая предплечьем правой руки локоть захваченной руки вверх и дожимая левой рукой кисть разорвать захват. 3 - поворачиваясь направо кругом провести загиб руки за спину "замком". При дожиме кисти можно нанести удар пяткой по подъему стопы нападающего или головой в лицо нападающему. Все удары с партнером имитируются. См. занятие № 1.
5. Освобождение от обхвата туловища сзади с обхватом рук. Второму номеру обхватить туловище сзади с обхватом рук. Первому номеру: 1 - нанести удар головой, затылком, в лицо нападающего одновременно с ударом пяткой по подъему стопы нападающего. 2 – прогнуться максимально в спине тазом вперед, рукой нанести удар в промежность нападающего, разорвать обхват. 3-е шагом вперед и разворотом кругом провести загиб руки за спину "рывком". Удары в лицо затылком, пяткой по подъему стопы, в промежность обозначать имитировать. Шаг вперед делать одновременно с разведением рук в сторону. См. занятие №1  
III Заключительная часть  
  Медленный бег с переходом на ходьбу и выполнением упражнений на дыхание и расслабление мышц. Подведение итоги занятия. Задание на самоподготовку.   Выполняется в составе всей учебной группы одновременно. Отметить лучших, отстающих пригласить на консультацию.

Занятие № 4

(Время 2 часа)

Цель: научить слушателей выполнять приемы освобождения от захватов и обхватов.

Задачи:

1. Теоретически обосновать изучаемые приемы.

2. Ознакомить и разучить освобождения от удушающих захватов спереди, сзади, сбоку.

3. Развитие силы, выносливости, ловкости.

4. Воспитание решительности и целеустремленности.

Метод: фронтальный и фронтально-групповой.

Форма одежды: кимоно.

Место проведения: спортивный зал.

Материальное обеспечение: секундомер, свисток.

Части заня­тий, Содержание Дозировка (мин.) Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть  
1. Построение, рапорт, проверка личного состава, сообщение темы, постановка цели и задач занятия. Строевые упражнения на месте и в движении. Ходьба и бег различными способами. ОРУ и СПУ на месте и в движении.   Обратить внимание на правильность и четкость выполнения упражнений. Методику проведения см. занятие № 1.
II Основная часть  
1. Освобождение от удушающих захватов спереди (пальцами рук) Второму номеру – выполнять удушающий прием пальцами рук спереди. Первому: 1 - захватить правой рукой, если прием делается на правую руку нападающего, кисть правой руки нападающего сверху, а левой снизу (обратным хватом). 2 - ногой нанести отвлекающий удар по голени нападающего и с шагом правой ноги назад повернуться направо. 3 - рывком обеих рук вправо сорвать захват и провести рычаг внутрь с переходом на загиб руки за спину. Обратить внимание на правильность захвата за руку нападающего. Захват должен осуществляться за кисть, а не за предплечье. Удар по голени обозначается. См. занятие № 1.
2. Освобождение от удушающего захвата пальцами рук сзади. Второму номеру выполнять удушающий прием пальцами рук сзади. Первому номеру - захватить запястье правой руки нападающего двумя руками сверху и нанести удар ногой назад по промежности нападающего. 2 - приседая и надавливая шеей на большой палец захваченной руки сделать "нырок" под нее назад. 3 - оказавшись сзади - сбоку нападающего, провести загиб руки за спину толчком.     Захват руки нападающего необходимо проводить так, чтобы правая рука была под левой. Приседая не наклоняться вперед. См.занятие № 1.
3. Освобождение от удушения предплечьем сзади. Второму номеру выполнять удушающий прием предплечьем сзади. Первому номеру: 1 - нанести удар пяткой по подъему стопы или ребром ладони в промежность, приседая, захватить двумя руками одежду на правом плече нападающего сверху. 2 - выпрямляя ноги с одновременным рывком руками и наклоном туловища вперед влево, выполнить бросок захватом руки на плечо. 3 - перейти к загибу руки за спину. Удары обозначить. Во время броска осуществлять поддержку партнера. См.занятие № 1.    
III Заключительная часть  
  Бег в медленном темпе с переходом на ходьбу и выполнением упражнений на дыхание и расслабление мышц. Подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку. Выполняется в составе всей учебной группы одновременно. Отметить лучших, отстающих пригласить на консультацию

Занятие № 5

(Время 2 часа)

Цель: научить слушателей выполнять приемы освобождения от захватов и обхватов.

Задачи:

1. Совершенствование приемов освобождения от захватов рук: за запястье, кисти, рукава одежды.

2. Напомнить права и ответственность применяющего приемы.

3. Развитие физических качеств и воспитание смелости, инициативности.

Метод: фронтальный и фронтально-групповой.

Форма одежды: кимоно.

Место проведения: спортивный зал.

Материальное обеспечение: секундомер, свисток.

Части заня­тий, Содержание Дози­ровка (мин.) Организационно-методические указания
I Вводно-подготовительная часть  
1. Построение, рапорт, проверка личного состава, сообщение темы, постановка цели и задач занятия. Строевые упражнения на месте и в движении. Ходьба и бег различными способами. ОРУ и СПУ на месте и в движении.   Обратить внимание на правильность и четкость выполнения упражнения. Методику проведения см. занятие № 1.
II Основная часть  
1.   2. Совершенствование выполнения приемов освобождения от захватов - за запястья, кисти сверху – 8-10 раз; - за запястья, кисти снизу – 8-10 раз; - одной руки двумя руками – 8-10 раз; - одежды на рукавах – 8-10 раз.     Текущий опрос 3-5 пар курсантов   Напомнить о правах и ответст-венности применяющего прие-мы. Ознакомить курсантов со спортивной терминологией сам-бо и дзюдо, обратить внимание на методику проведения заня-тия. Привести пример примене-ния приемов из практики. При-емы совершенствовать в сле-дующей последовательности: -повторение приема в целом, стоя на месте, а затем в передвижении; -выполнение приемов по звуковым и зрительным сигналам; - выполнение приемов из различных исходных положений; - выполнение приемов после физической нагрузки; (отжимание от пола, подтягивание). См. приложение №1.  
III Заключительная часть  
1. Бег в медленном темпе с переходом на ходьбу и выполнение упражнений на расслабление мышц. Подведение итогов занятия. Задание на самоподготовку.   Выполняется в составе всей учебной группы одновременно. Отметить лучших, отстающих пригласить на консультацию

Наши рекомендации