Возникновение специфических реакций.
С началом обучения в школе у67 – 69% неподготовленных детей возникают специфические реакции: страхи, срывы, истерические реакции, повышенная слезливость, заторможенность.Такой ребенок боится учителя, испытывает страх перед выходом к доске для ответа, он боится опоздать на урок, низких отметок, унижения.
5. Социальное окружение: учитель, класс, семья.
От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Опыт показывает, что ребенок, которого с самого начала «не полюбил» учитель начальных классов, впоследствии плохо учится, агрессивен или не уверен в себе, склонен к асоциальным поступкам.
Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться. Тихий и податливый ученик часто превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя и посредственно.
Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, имеет большое значение. Напряженная, эмоционально дискомфортная обстановка отрицательно влияет на самочувствие школьника, что сказывается и на его успеваемости.
И здесь именно вы, родители, можете помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебно-воспитательный процесс.
Что для этого необходимо?
Подготовить ребенка к общению со сверстниками и взрослыми
В характере ребенка родителей должно интересовать его отношение...
...к другим людям,
которое проявляется в следующих качествах характера: эгоизм — альтруизм, честность, правдивость — лживость, рассудительность — легкомыслие, общительность — замкнутость, тактичность — грубость, стремление превосходить — подчиняться;
...к сверстникам,
которое проявляется в следующих качествах характера: драчливость, конфликтность, подозрительность, открытость, завистливость, уступчивость;
...к самому себе,
которое проявляется в следующих качествах характера: скромность, самоуважение, самокритичность, гордость, закомплексованность, чувство неполноценности;
...к взрослым,
которое проявляется в следующих качествах характера: послушание, уважительность, капризность, заискивание;
...к собственным вещам,
которое проявляется в следующих качествах характера: бережливость, жадность, неряшливость, аккуратность;
...к делу,
которое проявляется в следующих качествах характера: ответственность — безответственность, трудолюбие — легкость, настойчивость, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, добросовестность, старательность.
Понаблюдайте, умеет ли ваш ребенок устанавливать контакты
· если ребенок это может делать смело и охотно, — это говорит о раскованности и открытости ребенка.
· если ребенок недоверчив и осторожен, хочет избежать контакта, — это говорит о том, что ребенок испытывает проблемы в общении, возможно, чего-то боится.
· в школе ребенок будет постоянно находиться в окружении других детей, учителей. Поэтому необходимо привить ребенку навыки общения:
· уметь слышать и слушать своего товарища;
· говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль;
· пользоваться словами вежливого общения, избегать грубостей.
Полезный совет
Создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решения, определять стиль поведения и т. п. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом. Попросите ребенка сходить в магазин, позвонить бабушке и т. д. Главное, учить ребенка общению.
Нужно привить ребенку правила, обязательные для всех
• Не спеши первым сесть за стол.
• Не разговаривай во время еды.
• Не забывай закрывать рот, когда жуешь.
• Не чавкай.
• Не торопись первым выскакивать в дверь.
• Не перебивай говорящего.
• Не кричи и не повышай голос, если перед тобой не глухие.
• Не размахивай руками.
• Не показывай пальцем на кого бы то ни было.
• Не забудь снять шапку, входя в дом.
• Не повторяй слишком часто «я».
• Не вмешивайся в чужойразговор, не произнеся «простите».
• Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.
• Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.
• Не держи руки в карманах.
Научить ребенка подчиняться определенному режиму
Если ребенок посещает детский сад, то он уже умеет соблюдать определенный режим. При поступлении в школу режим дня ребенка коренным образом меняется.
Режим дня важен для ребенка,т.к. он способствует нормальному развитию, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Режим дня составляется с учетом состояния здоровья, возрастных физиологических и других индивидуальных особенностей ребенка. Он предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе и отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правилличной гигиены.
Помните:
- Каждое утро ребенок должен начинать с зарядки. Это должно войти у него в привычку.
- Необходимо привить ребенку гигиенические навыки: приучить самостоятельно умываться, чистить зубы и др.
-Принимать пищу следует не раньше, чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1-2 часа до сна. Правильно организованное питание (4—5-кратный прием пищи) имеет большое значение для нормального физического и нервно-психического развития ребенка. Особенно полезны молоко и молочные продукты.
- Для восстановления сил и работоспособности организма ребенку нужен нормальный сон. Детям 6-7 лет необходимо спать 10—11 часов.
- В выходные дни режим не нарушается, но ребенку необходимо дать выспаться.
Полезный совет
Начинать приготовление домашних уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным занятиям. В первую очередь выполняются задания средней трудности, затем самые трудные и, наконец, самые легкие.
Привить навыки самостоятельности.
Как воспитать самостоятельность у ребенка:
• Поручайте ребенку конкретные дела и требуйте их самостоятельного выполнения.
• Выполненное самостоятельно дело отмечайте положительно.
• Давайте возможность ребенку проявить инициативу в выборе различных дел.
• Стимулируйте самостоятельное выполнение домашних заданий.
• Оказывайте минимальную помощь ребенку в выполнении домашних заданий.
Развивать эмоционально-волевую сферу.
В школе нередко между детьми возникают ссоры, обиды и иные конфликтные ситуации. Очень важно, чтобы ребенок умел сдерживать свои эмоции, управлять своим поведением. Необходима внешняя и внутренняя саморегуляция поведения, которая приобретается по мере накопления жизненного опыта.Однако не малую роль играет семейное воспитание. Учите ребенка подавлять агрессивные вспышки, импульсивные реакции. Зная особенности своего ребенка, вы сможете скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В ваших силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения во многих прогнозируемых ситуациях.
Советы родителям первоклассников
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребенку очень трудно с самим собой. И тысячу раз были правы наши прабабушки, которые отправляли своих отпрысков в гимназии только в 9 лет, когда нервная система уже сформировалась.
Однако серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1.
Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7 –летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
Правило 2.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15 минут. Поэтому, когда вы с ним будете делать уроки, через каждые 10-15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день - так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4.
Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то - нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
Несколько коротких правил:
- Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
- Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
- Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
- Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
- Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
- Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
- Не добивайтесь успеха силой. Принуждение- есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
- Признавайте права ребенка на ошибки.
- Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
- Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
- И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Советы
Если:
· Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
· Ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
· Ребенка хвалят, он учится быть благородным;
· Ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
· Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
· Ребенок растет в терпимости, он учится понимать других;
· Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
· Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
· Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным;
· Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.