Благотворительные общества и союзы в социальном призрении России, их деятельность в 19 веке

Практическое занятие №5

Практическое занятие №5

Благотворительные общества и союзы в социальном призрении России, их деятельность в 19 веке

Вскоре после отмены крепостного права в России широко распространилось гуманитарное движение, основным содержанием которого стало развитие различных направлений и форм общественной помощи, расцвет меценатства и благотворительности, рост числа обществ и заведений в сфере общественного призрения, что способствовало формированию новых научных подходов, концепций и теоретических моделей филантропической деятельности. Сама эпоха стала мощным генератором идей по социальным проблемам.
С середины XIX века теоретические вопросы социальной помощи разрабатывались в рамках двух основных парадигм: теологической и светской. Несмотря на их очевидную близость, можно отметить отсутствие единого понятийного аппарата, сходной терминологической основы в исследованиях представителей разных направлений. По сути, существовал параллелизм этих подходов, находивших практическое воплощение в разных парадигмах деятельности -религиозной благотворительности и общественном призрении.
Социальная помощь, проявлявшаяся в актах христианского милосердия, была предметом обсуждения в православной богословской литературе задолго до того, как светские авторы впервые уделили ей внимание. Можно с уверенностью утверждать, что в конфессиональной парадигме эта проблема разработана наиболее подробно и полно. Святоотеческая и житийная литература содержит не только идеологические установки на богоугодные дела, но и развернутую теорию жертвенного милосердия как нравственной основы веры, иллюстрированную многочисленными примерами подвижничества. Однако эти произведения в качестве полноценных источников для светской исследовательской литературы будут использоваться лишь начиная с 90-х годов XIX века.
Первые серьезные попытки теоретического осмысления явления социальной помощи и общественного призрения как его конкретной формы с позиций светской науки относятся к первой четверти XIX века, когда в России уже оформилась государственная система призрения в лице губернских приказов, созданных на основании екатерининских «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 года. В их основе - вполне прагматическая установка на сокращение числа нищих с помощью нехитрых управленческих технологий на «внебюджетной» основе. Таково, в общем, сочинение
А.Е. Измайлова, изданное в 1804 году 53. Хронологически это едва ли не самое раннее произведение, открывшее мощный пласт научной и популярной литературы XIX-XX веков получивший впоследствии название «моральной статистики».
Более весомым в научно-теоретическом плане явилось исследование
А. Стога, вышедшее в 1818 году. Автор попытался вписать историю социальной помощи в контекст политической истории России с древнейших времен -Х^! веков. Предметом исследования стала деятельность государства по поддержке нуждающихся, эволюция ее декларированных форм и содержания 54
В обоих случаях авторам пришлось сосредоточиться на историческом материале и анализе «буквы» и духа екатерининских «Положений...», учитывая практически полное отсутствие оперативной информации с мест о реальном положении дел в общественном призрении.
Текущая деятельность и организационная структура общественного призрения в начале XIX века не могли стать объектом научного изучения хотя бы потому, что это противоречило бы духу «романтической» эпохи: взоры современников, благодаря таланту Н.М. Карамзина, были прикованы к седой старине, к прошлому, ставшему «вдруг» славным и потому интересным. Чтение исторических сочинений вошло в моду, и публика требовала новых сюжетов, причем научная достоверность их лишь косвенно принималась в расчет. В ряду текущих событий современники тоже вряд ли выделили проблемы общественного призрения: на фоне героической эпопеи 1812-1814 годов, восстания 14 декабря 1825 года, становления и развития освободительного движения в стране, реформаторской деятельности П.Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина вопросы несовершенства «системы управления богоугодными заведениями» выглядели незначительными. Обращение классиков русской литературы А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина к этим сюжетам в известной мере «подогревало» интерес публики, готовило ее к серьезному восприятию проблемы, но не могло в одночасье изменить ситуацию в общественном мнении.
Рубежным событием, «перевернувшим» сознание «мыслящей» России, стало поражение в Крымской войне и смена царствований. Новые внешне-и внутриполитические приоритеты правящей группировки, приход во власть поколения либеральных бюрократов, подготовка отмены крепостного права .
В числе наиболее актуальных для отечественного обществознания проблем, наряду с вечным вопросом о путях развития России (в новой «редакции» -о ее особой исторической миссии), оказались проблемы социальной справедливости, солидарности, общественной самодеятельности. Взрывной рост числа общественных союзов во второй половине XIX века, большую часть которых составили благотворительные общества, осмысление юридического равноправия сословий и признание социальных прав личности - все это нашло отражение в научной и публицистической литературе. Важнейшим фактором развития теории и практики призрения стала эволюция доминирующего субъекта социальной помощи: государственные губернские приказы общественного призрения в соответствии с «Положением о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года были переданы в ведение местных органов общественного самоуправления 55. Именно этим обусловлена тесная идеологическая связь основных теоретических подходов к общественному самоуправлению и общественному призрению второй половины XIX - начала XX века.
Борьба основных идеологических течений пореформенного периода накладывала существенный отпечаток на характер и содержание процессов развития теории и методологии социальной помощи. Представители либеральных кругов в правительстве и обществе проблемам благотворительности и призрения как средству «смягчения» напряженности в обществе уделяли пусть и не приоритетное, но значительное внимание. В рамках либеральной идеологии общественному призрению приписываются функции координации усилий общества по созданию условий для полноценного развития личности.





Наши рекомендации