Обучение разным видам чтения

В основе всех трех видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие — с его осмыслением и переработкой. Например:

· уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные и т.д.);

· обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного;

· соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними; группировать основные факты/события каждо­го смыслового куска;

· формировать суждение относительно замысла текста и его даль­нейшего развития;

· уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изу­чающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чте­нии);

· восстанавливать пробелы в понимании;

· использовать функции строевых слов;

· оценивать и интерпретировать содержание;

· понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка;

· обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и на род­ном языке6.

Основные компоненты чтения — текст, задание перед чтением и контроль понимания — должны соответствовать конкретному

„иду чтения.

Упражнения, предшествующие всем видам чтения:

1) на основе ключевых слов (предваряющих вопросов, плана, иллюстраций) сделать предположение о содержании текста;

2) предварять чтение изучением схем, таблиц, терминов и т.д.;

3. опираться на предваряющую чтение беседу учителя (что вы знаете/помните о...);

4. прослушивать перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора (например, репортаж);

5. предварительно изучить текст на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых ви­дов чтения).

Обучение ознакомительному чтению

1. Условия,определяющие успешность обучения:

· проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый);

· организация как одноразового чтения про себя;

· проверка понимания основной информации;

• исключение перевода на родной язык, так как «перевод проти­воречит природе ознакомительного чтения» (Фоломкина С. К., 1987).

2. Умения,лежащие в основе данного вида чтения:

• прогнозировать содержание позаголовку/вступлению, зритель­ной наглядности;

• определять главную мысль;

· отделять основную информацию от второстепенной, фактиче­скую от гипотетической;

· использовать сноски (ключевые слова, реалии и др.) как опо­ры для понимания;

· устанавливать логическую /хронологическую связь фактов и со­бытий;

· обобщать данные, изложенные в тексте; делать выводы из про­читанного;

· выписывать из текста наиболее значимую информацию с це­лью использования ее в других видах деятельности (в проектной работе, в коммуникативной игре и т.д.);

· классифицировать/группировать информацию по определен­ному признаку;

· оценивать новизну, важность, достоверность изложенных в тек­сте фактов и др.

3. Упражнениядля обучения ознакомительному чтению:

• прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно последовательности изложенных в тексте фактов;

• расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последо­вательности, соответствующей содержанию текста;

• выберите правильный ответ из 3—4 вариантов (multiple choice);

· найдите в тексте ответ на вопрос, поставленный в заголовке;

· составьте план текста;

• найдите основную мысль в начале, середине и конце текста;

• подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

• просмотрите текст и озаглавьте его;

• перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

• составьте аннотацию/краткий реферат прочитанного;

• передайте содержание текста в устной/письменной форме;

• составьте выводы на основе прочитанного;

• назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащие­ся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения;

• укажите, какая из двух аннотаций передает содержание точ­нее;

• прочитайте текст и составьте на основе содержания схему (диа­грамму, анкету и др.);

• на основе содержания прочитанного текста дорисуйте карту/ схему;

• выскажите свое мнение о возможности использования инфор­мации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.

Обучение изучающему чтению

1. Условия успешности обучения:

· медленный вид чтения про себя без ограничения времени;

· перечитывание с решением новых задач;

· перевод на родной язык всего текста или его фрагментов;

· чтение первоначально облегченных текстов, затем трудных (по­учительных в смысле подхода к работе над незнакомым материа­лом);

· самостоятельное чтение, связанное с обращением к словарю.

2. Умения, лежащие в основе данного вида чтения:

· определять важность (значимость, достоверность) информа­ции;

· полно и точно понимать содержание текста;

· делать перифраз/толкование трудных для понимания слов/ предложений;

· раскрывать причинно-следственные связи;

· предвосхищать дальнейшее развитие событий/действий;

· составлять план, схемы, таблицы;

· ставить вопросы к основной и второстепенной информации;

· отделять объективную информацию от субъективной, т. е. фак­ты от рассуждений;

. выявлять имплицитную информацию;

. понимать содержание, опираясь на фоновые знания/широкий контекст, на экстралингвистический аппарат текста и шрифтовые выделения;

• переводить текст полностью или выборочно (устно или пись­менно).

3. Упражнениядля обучения изучающему чтению: . распределите факты, содержащиеся в тексте, по степени важ­ности;

• назовите данные, которые вы считаете особо важными. Обо­снуйте свое решение;

• добавьте факты, не меняя структуру текста;

• найдите в тексте данные, которые можно использовать для вы-водов/ан нота ци и;

• составьте аннотацию/реферат;

• поставьте вопросы к основной и детализирующей информа­ции текста;

· напишите тезисы по содержанию прочитанного;

· составьте письменную оценку (рецензию);

• прочитайте сокращенный вариант текста, заполните пропуски недостающими словами (cloze test);

• переведите на родной язык указанные абзацы/части текста

и др.

Обучение поисковому чтению

1. Условия,определяющие успешность обучения данному виду чтения:

• основная цель поиска — содержательная информация;

• проведение чтения в условиях дефицита времени (темп быст­рый, очень быстрый);

· принятие решения о целевом использовании информации;

· знание структурно-композиционных особенностей текстов;

· использование экстралингвистических и когнитивных опор текста;

· начало обучения данному виду чтения связывается с уже изу­ченными текстами, т.е. прочитанными с целью ознакомления или изучения;

· проведение чтения на больших по объему текстах в форме чте­ния про себя.

2. Умения,лежащие в основе данного вида чтения:

• определять тип/структурно-композиционные особенности тек­ста (журнала, брошюры);

• выделять информацию, относящуюся к определенной теме/

проблеме;

• находить нужные факты (данные, примеры, аргументы);

• подбирать и группировать информацию по определенным при­знакам;

· прогнозировать содержание целого текста на основе реалий, известных понятий, терминов, географических названий и имен собственных;

· ориентироваться в тексте путем выдвижения ряда гипотез;

• проводить беглый анализ предложений/абзацев;

• составлять рабочие материалы для использования их в ролевых играх/проектах и т.д.;

• находить абзацы/фрагменты текста, требующие подробного изучения.

3. Упражнения для обучения поисковому чтению:

• определите тему/проблему текста (статьи);

• прочитайте текст, определите, освещены ли в нем указанные вопросы;

• найдите в тексте основной довод в пользу заголовка;

· прочитайте два текста на одну тему, назовите расхождение в со­держании (в количестве приведенных фактов, разнице оценок и т. д.);

· найдите на указанной странице характеристики действующих лиц, инструкцию, рецепт, рекомендации и т.д.;

· просмотрите аннотацию, определите, соответствует ли она со­держанию текста;

• найдите абзацы, посвященные указанной теме;

· найдите в тексте ответы на вопросы (дающие основания для выводов);

· просмотрите рисунок, назовите абзац, который он иллюстри­рует;

· найдите в тексте факты, которые автор относит к положитель-н ы м/отри цател ьн ы м;

• разделите текст на части в соответствии с пунктами плана;

• выразите свое мнение о содержании текста и соотнесите его со своим собственным опытом и др.

В заключение данного параграфа перечислим несколько реко­мендаций общего характера. Чтение, как и любая другая форма письменного или устного общения, требует большой практики, поэтому учащиеся должны читать как можно больше. Учебный ком­плекс — это лишь обязательный минимум, помимо которого необ­ходимо привлекать и книги для самостоятельного чтения, специ­ально выпускаемые для школ разного типа, газеты и журналы, вы­ходящие на иностранных языках в нашей стране и за рубежом.

При самостоятельном чтении учащиеся должны широко опи­раться на свой речевой опыт. Особое значение имеет, как уже упо­миналось, догадка, объективно существующая в мыслительной де­ятельности человека и в большинстве случаев подкрепляющаяся контекстом — языковым и смысловым (ясно выраженным и под­разумеваемым).

Л. В. Щерба подчеркивал, что при самостоятельном чтении важ­но уметь отбросить ряд слов, несущественных для понимания тек­ста, однако читающему нужно знать ведущие (опорные) слова. На­пример, в словосочетании, состоящем из существительного и при­лагательного, ведущим будет существительное, из глагола и наречия ведущим будет глагол и т. п.

Успешность самостоятельной работы над текстом во многом за­висит от формы проверки самостоятельного чтения. Хорошо изве­стно, что учащиеся выполняют домашнее задание (независимо от его формулировки) в той форме, в которой оно обычно проверяет­ся в классе. Следовательно, если учащийся знает, что на уроке ему придется читать вслух и переводить, то и дома он будет готовить текст соответствующим образом. Плохо подготовленное в фонети­ческом отношении чтение вслух приводит в лучшем случае к не­брежному произношению, так как на уроке учитель может испра­вить лишь незначительную часть фонетических ошибок.

Наконец, ожидание того, что тот или иной отрывок текста мо­жет быть предложен для перевода, заставляет учащегося переводить дома весь текст, что никак не способствует развитию ознакомитель­ного и поискового чтения.

Контроль прочитанного следует проводить поэтому в строгом соответствии с коммуникативной задачей, видом чтения и харак­тером текста.

Наши рекомендации