Виды и роль игр с правилами для развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
Регулирование эмоций (их осознание, умение называть и адекватным способом выражать) – это одна из сторон детского психосоциального развития, которая формируется на протяжении всего дошкольного возраста и становится наиболее осознанной только к 5-6 годам. Так как в раннем детстве ребенок в силу своих возрастных возможностей и малого жизненного опыта не может адекватно оценить ситуацию, поэтому его реакция обуславливается особенностью той конкретной ситуацией, в которую он включен, и в большей степени, является подражанием другим детям или взрослым. В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее – от базовых эмоций он переходит к более сложной гамме чувств. Ребенок становится бо- лее уравновешенным и способным самостоятельно оценить свое эмоциональное поведение, назвать переживаемые эмоции, а так же владеет навыками эмоционального пред- восхищения своих действий и поступков окружающих его людей.
В 3 года у ребенка только появляется первичная самооценка «Я хороший!», и как правило, в этом возрасте она максимально завышена. К 4-5 годам самооценка так же не- сколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к 6 годам, к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается и если этого не происходит это говорит об неадекватности самооценки ребенка В числе негативных эмоциональных проявлений ребенка, которые обращают на себя внимание и вызывают тревогу у взрослых являются: детская агрессивность, депрессивность, невротизм, конфликтность, тревожность, чувство враждебности и неполноценности. Эти эмоции и чувства нуждаются в раннем распознавании, выяснении причины и своевременной коррекции По мере развития личности у ребенка повышается способность к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими возможностями и действиями, умение моделировать приводить в соответствие свои чувства, мысли и желания. На третьем году жизни произвольные действия ребенка содержат в зачаточной форме все признаки сознательного волевого действия: постановку цели и организацию исполнения. Приобретенный опыт дает ему возможность предвидеть некоторые последствия своих действий, но не всех и не всегда. Несформированность такого качества, как перенести поступок на более позднее время или не делать его вообще - показатель определенного отставания развития волевых действий 4 у ребенка.
К 4-5 годам появляется способность постепенно преодолевать импульсивность своего поведения, а к 5-6 годам ребенок осуществляет речевое планирование, обдумывает ситуацию, ставит цели и контролирует полностью свое поведение. Установлено, что физическая культура, спорт и подвижные игры представляют огромные возможности для эмоциональных проявлений положительного характера, разно- образных по качеству и силе. Нельзя недооценивать роль физической культуры в формировании дисциплины, целеустремленности, самооценки, саморегуляции и других эмоционально-волевых качеств. В этой связи важно подчеркнуть, что телесное и духовное развитие в процессе физического воспитания выступает как социально значимая деятельность, способствующая развитию у дошкольников положительных эмоциональных свойств и волевых проявлений. [ 19, с.9 ]
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- эмоции и чувства тесно взаимосвязаны с собственно волевыми действиями детей дошкольного возраста;
- подвижные игры для дошкольников являются наиболее насыщенным переживаниями видом деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы детей.
Классификация подвижных игр с учетом развития эмоционально-волевых свойств.
1. Игры, направленные на снижение и предупреждение агрессивных появлений, ослабление негативных эмоций. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность для того, что бы толкать, ломать, бить, щипать.
При проявлении агрессивных проявлений у ребенка необходимо тщательно проанализировать причины их возникновения и по возможности создать условия для их устранения. При организации игр с такими детьми необходимо направить свое руководство на развитие инициативы, умение устанавливать дружеские отношения, разрешать конфликты, считаться с мнением товарищей. В ходе подвижной игры с правилами формируются организаторские способности детей, умение спокойно и справедливо разрешать споры. Именно в условиях общения по поводу игры ребенок сталкивается с необходимостью устанавливать контакты. Подвижные игры используются в работе с агрессивными детьми и с целью освобождения от гнева и отрицательных эмоций. Это способствует снижению эмоционального напряжения у детей.
2. Игры, способствующие нивелированию проявления тревожности, предупреждению и снижению страхов, повышению самооценки и уверенности в себе. Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха и тревожности. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок беззащитен перед лицом жизненных ситуаций. В то же время частые переживания чувства страха, волнения, тревожность влияют на общее и психическое самочувствие ребенка. Поэтому необходимо воспитывать и поддерживать в ребенке состояние свободы и бесстрашия.
Использование подвижных игр способствуют воспитанию смелости и решительности. Смелость всегда сопряжена с уверенностью ребенка в своих силах, способностью сознательно преодолевать страх. Она помогает проявлять инициативу и активность. В играх дети попадают в ситуации, когда перед необходимо побороть чувство неуверенности, проявить решительность, способность принимать обоснованные решения и своевременно переходить к их выполнению.
3. Игры, способствующие формированию самоконтроля и произвольности. Дисциплинированность, самоконтроль – обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Выдержка и самообладание – это способность постоянно контролировать себя и свое поведение; владение собой, своими желаниями, настроением. Данное качество предполагает способность воздерживаться от действий, которые осознаются как ненужные и вредные в данных условиях. В ходе игры воспитываются такие стороны ребенка как подчинения общим требованиям, выполнение установленных правил, организация и контроль за своим поведением.
4. Игры, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, формирование саморегуляции и развитие эмпатии. Эмоционально неустойчивые и гиперактивные дети отличаются общей двигательной расторможенностью, беспокойным сном. Такие дети часто сильно напряжены, что влечет за собой эмоциональные срывы и потерю чувства саморегуляции. Это проявляется в обострении эмоционального реагирования на происходящее, слезами, обидой или необоснованными приступами смеха.
Применение подвижных игр, направленных на формирование саморегуляции способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения у детей. В процессе их проведения детей учат управлять своими эмоциями, понимать, что они должны быть адекватны определенной ситуации.
Необходимо научить ребенка использовать игровую деятельность в качестве «доктора» для своего эмоционального состояния. Поведение в игре возбудимых детей характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться известных правил взаимодействия. Они могут проявлять жестокость. У них активная ориентировка в выборе игры, которая постоянно сопровождается обращением к взрослому за помощью.
Несколько иначе ведут себя в игре дети обособленные. В этом случае используются игры ориентированные на специфику общения с застенчивыми, робкими детьми. Данные игры должны создавать радостное настроение, вызывают чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских отношений. [ 5, с.65 ]
Технология организации и проведения подвижных игр. При организации и проведении подвижных игр, существуют несколько методических и технологических особенностей. Все игры имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием с учетом возрастных особенностей детей, их настроения и конкретных проблем, актуальными ситуациями в группе. Подвижная игра состоит из нескольких частей:
вводная - целесообразно игру начинать с приветствия, что позволяет детям на- строиться на совместную работу, создать доброжелательную атмосферу, установить эмоциональный контакт между участниками, дать установку на внимание - здесь используются игры-ритуалы, игры-приветствия;
рабочая (основная) - на эту часть приходится основная смысловая нагрузка игровой деятельности. Подбор игр осуществляется с учетом поставленной цели и по их направленности;
заключительная – цель этой части игры - создание у каждого участника чувства принадлежности к группе, закрепление изученных эмоций. Заканчивать игру необходимо анализом и прощанием (Что доставило удовольствие, радость?, Что тебя огорчило?, За кого ты порадовался? и т.д.).
Предложенные подвижные игры создают зону благоприятного развития не толь- ко на эмоционально-волевые свойства, но и на физическую и психическую сферу. В связи с этим их целесообразно внедрять во все виды деятельности (физкультурные и другие занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, игровую деятельность, самостоятельную двигательную деятельность и т.д.).
В ходе проведения игр, способствующих формированию самоконтроля и произвольности, необходимо четко действовать установленным правилам и нормам, которые помогают повысить уровень волевой готовности, необходимый при обучении в школе. Для повышения интереса к подвижным играм необходимо использовать такой методический прием, как внезапное появление сюрприза. Дети очень любят всякие неожиданности, вызывающие удивление.
В каждой игре, помимо новой информации, есть повторы, в которые необходимо вносить элементы новизны и усложнения на усмотрение педагога. При этом дети лучше понимают ее содержание и усваивают условия проведения, которые создаются в игре для приобретения нового опыта. Длительность подвижных игр обычно не регламентируется. Однако закончить игру необходимо в тот момент, когда вы заметили, что дети устали и отступают от правил игры. Возможно включать в игру свои варианты проведения и правила, которые зависят как от конкретных обстоятельств, так и от фантазии педагога. Если дети в процессе игры сильно возбуждены, необходимо вводить игры на расслабление . Если в группе есть проблемный ребенок, который мешает другим играть (может ударить сверстника, обозвать его и т.д.), педагог должен привлекать такого ребенка в игру через собственное общение с ним: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игровую деятельность. В данном случае, как показывает практика, через некоторое время ребенок вновь присоединяется к общей игре, стараясь при этом не нарушать ее правил.
Для реализации технологии к педагогам предъявляются следующие требования:
1. Взрослый выступает в педагогическом процессе в качестве равноправного партнера, заменяя местоимение “я” на “мы”; работает в безоценочном пространстве, показывая детям собственную заинтересованность.
2. Важным фактором является владение искусством задавать вопросы, которые способны повышать активность ребенка, а так же стимулировать мотивацию познания через постановку проблемных игровых ситуаций. Педагог обеспечивает ребенку возможность самому найти путь к достижению цели через эмоциональное переживание и через самоутверждение. Он побуждает детей к анализу и рефлексии.
3. При проведении подвижных игр педагог создает условия для реализации потребностей ребенка, комфортную психологическую атмосферу, всемерно поощряет успехи ребенка. При проведении таких игр педагогу необходимо быть актером, так как эмоции и чувства надо уметь показать. Дети очень верят в образ и ответят чувством на чувство.
4. Игры, используемые на занятиях развивают не только в детях, но и во взрослых способность перехода от эгоцентризма к децентрации. Педагог должен понимать, каким окружающий мир предстает с точки зрения ребенка, что означают одни и те же слова, если их слышит маленький человек с иным запасом знаний и жизненным опытом. В зависимости от целей, поставленных на занятии, подбираются и изготовляются атрибуты для игры. Это - цветовые знаки-символы, колокольчики и другие предметы для подачи сигнала, пиктограммы, мячи, и другие предметы, например, “Градусник настрое- ния”, “Эмоциональный зонтик” и т.д. [ 29, с.104 ]
Выводы по 1 главе
Игры с правилами оказывают благоприятное влияние на все стороны личности ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.
Игру с правилами можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Для игр с правилами характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Проведение таких игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Поэтому игры с правилами – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника.