Теоретические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.
Период раннего детства имеет целый ряд физиологических и психических особенностей, с учетом которых и строится педагогика раннего детства. Эти особенности раскрываются в работах Н. М. Аксариной, М. Ю. Кистяковской, Н. М. Щелованова и др. Это:
1. Интенсивность физического и психического развития. За первый год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25 см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими.
2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне - при незрелости организма, что повышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.
3. Взаимосвязь физического и психического развития. Это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко потому, что в этот период происходит становление всех функций организма. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, их подвижность бывают причиной капризов, конфликтов между
детьми. Положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки.
4. Потребность во внешних впечатлениях или сенсомоторная потребность (термин М. Ю. Кистяковской). Эта потребность проявляется уже впервые 3 месяца жизни. Удовлетворение ее вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, что с возрастом переходит в познавательную деятельность. Чем больше малыш получает впечатлений, организуемых и направляемых взрослым, тем в большей степени он в них нуждается. Так под влиянием воздействий взрослого формируется его активность. Он овладевает умением рассматривать игрушки, а это в свою очередь служит предпосылкой возникновения хватательных движений. Умение действовать с игрушкой, желание получить ее стимулируют возникновение потребности в движениях, в перемещении в пространстве. Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста, способствует быстрому физическому и умственному развитию.
5. Потребность в общении со взрослыми. Инициативное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Уже на первом году жизни необходимо целенаправленно формировать у детей потребность не только в эмоциональном общении, но и в сотрудничестве со взрослым, в содержательном контакте с ними. Это важно для их психического здоровья, овладения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения. Необходимо, чтобы и воспитатель имел потребность в частом индивидуальном общении с детьми. Он должен помогать малышам овладевать способами действий с предметами и игрушками, побуждать к наблюдению, рассматривать с ними книжки, картинки.
6. Недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы ребенка. Дети не могут длительно заниматься, находится в статическом положении, утомляются от длительных пребываний в группе, т. д.
7. Повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Ребенку раннего возраста легко передается настроение и состояние другого (например, один ребенок заплакал и след за ним заплакали все дети, находящиеся в ясельной группе). Отрицательные эмоции может вызвать сердитый взгляд взрослого, резкий незнакомый голос и т. д.
8. Подражательность. Ребенок раннего возраста легко копирует действия взрослых, сверстников (например, ребенок взял мяч другие требуют такой же)
9. Достаточно легко образуются условные рефлексы и связанные с ними привычки. Это обязывает педагогов своевременно формировать у детей необходимые умения и навыки.
10. Недостаточная подвижность нервных процессов. Проявляется в определенных трудностях при переходе от одного режимного процесса к другому (например, от сна к бодрствованию и наоборот, др.) необходимо создавать предварительную установку на ту или иную деятельность, готовить малышей к режимным моментам.
Опираясь на отмеченные выше психофизиологические особенности малышей можно охарактеризовать особенности организации педагогической работы в группах раннего возраста.
1. Единство оздоровительной и воспитательной работы.
Правильно организованный педагогический процесс - это единство гигиенических, оздоровительных, воспитательных мероприятий. Так, для получения положительного эффекта от оздоровительных процедур необходимо обеспечить активную деятельность, положительный эмоциональный настрой, т. д. Любое педагогическое мероприятие должно проводится с учетом состояния здоровья, физического развития детей.
2. Единство подходов к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Согласованность воспитательных и обучающих воздействий способствует выработке устойчивых форм поведения, привычек.
3. Индивидуальное обращение к детям. Малыш быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, его внимания. Отсюда, целесообразно организовывать индивидуальные занятия или небольшими подгруппами.
4. Ограниченное использование запретов, длительных пассивных ожиданий.
Ребенок, по данным И. М. Кононовой, Г. М. Ляминой и др, с 10 - 12 месяцев начинают понимать слова "можно", "нельзя" и соответственно реагировать на них. Малышам трудно находится длительное время в бездеятельном, статичном состоянии, по требованию взрослого ожидать режимного момента, поэтому частые запреты бывают безрезультативны, дети не реагируют на них. При организации педагогического процесса запреты должны использоваться в целях формирования положительного поведения, обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья.
5. Постепенное расширение степеней свободы, поддержка самостоятельности малышей.
Взрослые не должны выполнять за ребенка то, что легко может выполнить он сам. Стремление к самостоятельности является закономерностью растущей личности. Ее игнорирование со стороны взрослых приводит к негативным проявлениям детей - упрямству, капризам.
Важно не только поддерживать самостоятельные действия детей, но и способствовать тому, чтобы их выполнение завершалось успехом. Результативные действия стимулируют самостоятельность малышей, поддерживают положительный эмоциональный тонус.
6. Предварительная подготовка детей к выполнению требований взрослого.
Дети раннего возраста нуждаются в определенном количестве времени при переключении с одного вида деятельности на другой. Установку на переключение помогают создавать спокойная речь воспитателя, персональное обращение к ребенку, т. п. Своим обращением взрослый настраивает детей на предстоящую деятельность, психологически готовит к ней.
7. Поведение взрослого - образец для подражания.
Благодаря способности подражать дети овладевают речью, способами действий с предметами, осваивают правила поведения.
Основные направления педагогической работы в раннем возрасте: развитие сенсорики, речи, основных движений (ходьба, бег т. д.), эмоциональных проявлений, умений, навыков (самообслуживания, использования предметов, игрушек), привычек поведения.
Основные понятия:особенности детей раннего возраста, направления педагогической работы в группах раннего возраста.