Характеристика, современные подходы.

Образовательная программа – обязательный государственный стандарт, на основе которого строится педагогическая работа. Первые образовательные программы появились в России в 1928 г., 1932 г., 1934 г., 1938 г.

Образовательные программы строятся на определенных теоретических положениях, включают в себя:

1) пояснительную записку, где раскрывается цель, задачи воспитания, обучения, принципы построения, логика освоения образовательного материала, характеристика связей между предметами;

2) содержание образования по предметам, возрастным группам, по видам деятельности, т. д.

В ряде программ содержатся список литературы, критерии для анализа эффективности программ, дополнительные материалы методического характера (серии картин, игр, конспектов занятий и т. д.).

Несмотря на различия, все программы, по данным Н. Я. Михайленко и

Н. А. Коротковой, вписываются в 3 модели: учебную, комплексно-тематическую и предметно-средовую.

Программы классифицируются:

1) по статусу, который определяет «подчиненность» программы и ее территориальное распространение: федеральные, региональные, муниципальные;

2) по структурно-содержательному принципу, степени их разработки: программы с четко выстроенной последовательностью образовательных задач, программы с методическими рекомендациями, программы с методическими пособиями;

3) по принципу открытости – закрытости: программы без права вносить изменения; программы, предусматривающие наполнение отдельных тем содержанием, которого требуют «местные» условия; программы, предусматривающие самостоятельный выбор методов, форм работы с детьми;

4) по широте образовательных услуг: базисные или комплексные и специализированные или парциальные.

Современные подходы связаны с созданием динамичной гибкой системы дошкольного образования, и, соответственно, с полипрограммностью, распространением альтернативных и вариативных программ. Содержание образовательных услуг необходимо контролировать. Функцию контроля осуществляет Министерство образования РФ, региональные экспертные Советы. В «Рекомендациях по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» выделяются положения, которые необходимо учитывать при создании и оценке образовательных программ: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей; эмоциональное благополучие каждого ребенка; создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей; интеллектуальное развитие ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Основные понятия: образовательная программа, современные подходы к образовательным программам.

Теоретические основы образовательных программ для ДОУ.

Образовательные программы основываются на определенных концепциях, то есть совокупности теоретических идей, принципов, взглядов на процесс воспитания, обучения детей. В связи с этим выделяются вариативные программы, опирающиеся на одну концепцию и альтернативные, основывающиеся на принципиально иных подходах к образованию дошкольников.

Программа «Развитие» (авторы Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, К. В. Тарасова) строится на теории развития способностей в дошкольном возрасте. Авторы выделяют следующую логику развития способностей: сенсорные способности (развитие действий наложения, приложения, идентификации, др. посредством использования сенсорных эталонов), интеллектуально-познавательные (развитие действий замещения посредством использования моделей), интеллектуально-творческие (развитие продуктивного воображения посредством использования символических образов воображения).

Программа «Радуга» (авторы Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, В. Н. Гербова и другие). Основывается на концепции развития целенаправленной деятельности А. Н. Леонтьева и генезиса общения в дошкольном возрасте

М. И. Лисиной. Активность и интерес детей к разным видам деятельности стимулируются смыслообразующими игровыми мотивами.

Программа «Детство» (авторы В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и другие) направлена на социализацию личности. Основные идеи: системность знаний

(человек-творец предметного мира, человек часть природного мира, его хранитель и так далее); соединение знаний об окружающем с собственной трудовой деятельностью детей; осознание ребенком себя как субъекта действий и переживаний.

Программа «Золотой ключик» (автор Г. Г. Кравцов и другие) основывается на концепции Л. С. Выготского о единстве эмоционально-волевого когнитивного развития и Д. Б. Эльконина о возрастной периодизации, что позволило создать детский центр с разновозрастным объединением детей в группы (3-10 лет). Основу жизнедеятельности детей обеспечивает специально структурированная в соответствии с сезонными циклами система событий-тем (комплексно-тематическая модель образования).

Программа «Истоки» (авторы Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и другие) опирается на подходы Л. С. Выготского об обучении как движущей силе психического развития, о социальной ситуации развития (системе отношений «ребенок – дети», «взрослый – ребенок» и так далее), ведущем типе деятельности, кризисах развития; А. Н. Леонтьева о ведущей деятельности; А. В. Запорожца об амплификации психического развития детей, развитие не только через игру, но и другие виды детской деятельности (изобразительную, конструирование, восприятие сказки); Д. Б. Эльконина о чередовании, периодичности разных типов деятельности (в младенчестве – общение, раннем возрасте – предметно-манипулятивная деятельность, в дошкольном – игра, так далее).

Основные понятия: образовательная программа, концепции воспитания, обучения детей.

Инновационные процессы в дошкольном образовании:

опыт, перспективы.

Инновации – нововведения в практику образования. Наиболее активно инновационные процессы в Российском образовании стали проявляться в конце 20 в. (80-е – 90-е гг. 20 в.). Одним из первых документов, охарактеризовавших новые направления педагогической работы в ДОУ была «Концепция дошкольного воспитания» (1989 год). С её выходом стали активно использоваться понятия «самоценность дошкольного возраста», «личностно-ориентированная модель воспитания», «авторский детский сад», «гибкая вариативная система дошкольного образования», другие.

Ориентация на гуманистический, системный, деятельностный, аксиологический, этнокультурный, личностный и другие методологические подходы основательно изменили практику функционирования дошкольных образовательных учреждений. Весьма обогатилась нормативно-правовая база, позволившая значительно расширить сеть образовательных услуг ДОУ. Это «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (1995 г.); «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ» (1996 г.); «Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений» (1997 г.) и другие. Закон РФ «Об образовании» закрепил право ДОУ работать по разнообразным образовательным программам. Отход от жесткой содержательной и временной регламентации педагогического процесса, приоритет личностно-ориентированных средств, методов работы с детьми - общие тенденции инноваций в дошкольном образовании.

В настоящее время сложилась инновационная система образования.

В. А. Петровский выделил три идеи, которые лежат в основе инновационного образования:

1. образование как развитие субъектности и проявление личностного в человеке. Личность, в свою очередь, развивается в четырех мирах: природа; культура; другие люди; я сам;

2. ориентированность образования на общечеловеческие ценности;

3. опережающий характер образования по отношению к общественному развитию.

Перспективными направлениями в развитии инновационного дошкольного образования являются разработка новых концепций и программно-методических материалов, создание новых типов ДОУ; широкомасштабное воспроизводство инновационных моделей с учетом регионального, национального компонентов; поддержка многоуровневой негосударственной системы образования.

Основные понятия: инновации, инновационные процессы в образовании.

Особенности организации педагогической работы на разных этапах

дошкольного детства.

Раскрывая этот вопрос, важно отметить, что дошкольный возраст подразделяется на несколько периодов: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (от 1 года до 3 лет), дошкольное детство (от 3 до 7 лет). За этот период ребенок переживает 4 кризиса и 3 стабильных периода.

При организации педагогической работы необходимо учитывать следующие закономерности: 1) неравномерность развития детей (особенно ярко прослеживается в раннем возрасте); 2) развитие совершается в определенных социальных условиях жизни ребенка (в общении, деятельности); 3) тесная связь внешнего и внутреннего в развитии личности.

Педагогика раннего возраста (от 0 до 3 лет) строится, опираясь на психофизиологические особенности детей, выделенные Н. М. Аксариной: интенсивность физического развития; взаимосвязь физического и психического развития; повышенная ранимость организма; недостаточная функциональная зрелость органов и систем; повышенная эмоциональность, впечатлительность; подражательность; сенсомоторная потребность; потребность в общении; недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы к воздействиям внешней среды; недостаточная подвижность нервных процессов.

Главными направлениями педагогической работы от рождения до трех лет являются развитие сенсорики (зрительных, слуховых, других реакций), движений (ползание, ходьба), речи (гуляние, лепет, т. д.), предметно-манипулятивной, орудийной деятельности; организация эмоционального и ситуативно-познавательного общения.

Главные направления педагогической работы в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) выстраиваются исходя из идей гуманизации, деидеологизации дошкольного образования, вариативности подходов, самоценности дошкольного возраста, приоритета личностно-ориентированной модели воспитания, ценностей этого периода детства (повышенная эмоциональность, открытость миру, любознательность, обостренная потребность в справедливости, др.). Организация педагогической работы направлена на развитие всех видов детской деятельности и особенно игры как ведущей деятельности; создание условий для становления личности ребенка, всех ее сфер (познавательной, эмоциональной, волевой другие), обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и, в свою очередь, индивидуальной траектории образования; ориентация на общечеловеческие ценности; введение детей в мир культуры; утверждение сотруднических отношений с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, в целом, строиться на следующих теоретических подходах:

Ø амплификация деятельности (А. В. Запорожец);

Ø генезис способностей в дошкольном возрасте (Л. А. Венгер);

Ø интеллектуальное творчество (Н. Н. Поддъяков);

Ø развитие общения в дошкольном детстве (М. И. Лисина);

Ø воспитание эмоций и чувств у дошкольников (А. В. Запорожец);

Ø игра как ведущая деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин);

Ø игра как средство развития и воспитания личности дошкольника (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко и др.);

Ø культуроосвоения как творческий процесс (В. Т. Кудрявцев);

Ø воспитание нравственно-волевых качеств (Р. С. Буре) и другие.

Основные понятия: педагогическая работа, особенности ее организации в раннем и дошкольном возрасте.

Наши рекомендации