Создавать условия для использования учащимися усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим
показывать ученикам, что возникновение теории всегда обу-словлено практическими потребностями общества (человечества).
Этот принцип неразрывно связан с политехническим принципом.
Политехнический принцип.
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехниче-ского образования.
Практическая реализация политехнического принципа в обуче-нии квалифицированных рабочих выдвигает определенные требо-вания к содержанию и методике теоретического и производственно-го обучения.
На современном этапе организации профессиональной подготов-ки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подго-товкой предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и профессиональной подготовки, по-литехнизма и соединения обучения с производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения той или иной профессии или группе профессий, взаимо-связи между курсами обучения с учетом присущих им особенно-стей. Им нужно представлять весь ход развивающего и воспитыва-ющего обучения по всему циклу общеобразовательной и професси-ональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в ме-тодиках обучения в профессиональной школе является познава-тельная и профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на параллелизм раз-ных видов деятельности, современная методика рассматривает обу-чение и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств обучения. Вся учебно-воспитательная ра-бота педагогов, мастеров производственного обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в обуче-нии учащихся профтехучилищ зависит от реализации методиче-ских закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных знаний, овла-дения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и систематичности процессов преподавания и учения А.П.Беляева Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах: Методическое пособие.- М.:Высш.шк.,1991.,с.152.
В профтехучилищах сложилась определенная методическая сис-тема обучения, однако она имеет существенные недостатки (асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач; определение оптимального соотношения теории и практики, рационального построения систе-мы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального мастерства, обоснование комплекса эффектив-ных методов, разработки инструментальных методик по реализа-ции целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить основные по-нятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и не-престанно держать их в поле своего методического зрения, возвра-щаясь к ним на разном учебном материале и разных связях. Поня-тия, учения и навыки систематизируются постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет особое об-разовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их выявления и развития -- важнейшая задача преподавателя, масте-ра производственного обучения.
Решение актуальных методических проблем обучений зависит от подготовленности обучающих. Готовить образованных, хорошо развитых и воспитанных будущих рабочих способен лишь препода-ватель и мастер, которые постоянно расширяют свой кругозор, в совершенстве владеют педагогическим мастерством, методической системой обучения. Не владея методической теорией, преподаватель, мастер, увле-каясь, подчас, сторонами практического обучения, удачно освоен-ными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели воспитывающего обучения.
Проблемы создания методической системы деятельности препо-давателей и мастеров, обоснование ее структурных компонентов в теоретическом и производственном обучении еще слабо разработа-ны и требуют новых научных подходов и обобщения передового инженерно-педагогического опыта.
Впервые в методической теории в области профтехобразования определена система методических пособий, в том числе и методик обучения в монографии коллектива ученых разных стран "Прин-ципы разработки учебно-программной документации для подготов-ки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессио-нально-технического образования" (М., 1983), В ней сформулиро-ваны общие требования, которые необходимо соблюдать при разра-ботке методик обучения.
Таким образом, осуществление политехнического принципа оз-начает глубокое изучение основ материального производства, мак-симальное проникновение в их сущность на основе взаимосвязи объективных закономерностей, существующих в основах наук, тех-ники, производства и в социальных явлениях, в интеграции про-фессиональной подготовки.