Контроль учебных достижений учащихся по иностранному языку.
Контроль в обучении ИЯ – это выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения.
Оценка – процесс деят-ти оценивания уровня сформированности навыков и умений. Отметка- результат деят-ти оценивания.
Функции: контрольно-корректирующая (помогает выявить степень владения учебным мат-лом отдельных уч-ся), контрольно-стимулирующая и мотивирующая (стимулирует уч-ся к повышению своего уровня, вызывает желание улучшить свои результаты), управленческая (узнать что сделали хорошо и что плохо), диагностическая (сост. в выявлении уровня знаний, умений и навыков, измерении достижений и недостатков в обучении ИЯ), оценочная, планирующая (помогает спланировать дальнейшую деятельность по повышению эффективности учебного процесса), обучающая (направлена на повторение и закрепление знаний, совершенствование навыков).
Виды контроля: текущий (систематический контроль, позволяет видеть процесс становления умений и нав-в), тематический (темат. планы предусматривают проверку усвоения и овладения уч-ся соответств. нав-в и умений в результате изучения темы на заключит уроках). периодический (проводится с целью проверки овладения мат-лом большого объема – четверть), итоговый (проводится в конце года, в содержание экзамена входят задания на проверку уровня владения учащимися видами РД)
Формы контроля: 1. индивидуальный (дает информацию о каждом учащемся) и фронтальный (подходит для проведения текущего контроля, т.к. охватывает большое число уч-ся при наименьших затратах учебного времени), устный и письменный, одноязычный (без перевода) и двуязычный (с переводом), с помощью ТСО и без них, контроль учителя, самоконтроль (постоянная установка уч-ся на сравнение результатов своей деят-ти с заданной программой) и взаимоконтроль уч-ся, тестовый контроль в том числе и с использованием компьютера.
Качественные показатели говорения: степень соответствия высказывания учащихся по теме и полнота ее раскрытия; уровень речевого творчества и, наконец, характер правильности использования языкового материала.
Количественный показатель говорения – объем высказывания.
К диалогической речи: Качественные показатели: умение принимать участие в беседе, сочетая обмен короткими репликами с более развернутыми высказываниями. Количественные показатели: объем грамматически правильно оформленных реплик каждого собеседника и их количество должно возрастать от класса к классу.
Требования к монологической речи: умение самостоятельно без предварительной подготовки сформулировать высказывание в соответствии с ситуацией, использовать разнообразные лексико-семантические и синтаксические структуры, а также оценивать умение выражать свое мнение к высказыванию.
Требования к аудированию: Качественные показатели аудирования: 1) характер воспринимаемой речи (речь в механической записи или живая речь собеседника), 2) степень понимания: общее представление, полное понимание, точное понимание (т.е. понимание всех деталей аудируемого текста). Количественные показатели аудирования: объем воспринимаемой на слух речи (время звучания, темп речи).
Требования к чтению: Качественные показатели чтения: 1) характер понимания (общее представление, полное понимание содержания всего текста, переводность или беспереводность понимания); 2) характер языкового материала текста (содержащего только знакомый языковой материал, определенное количество незнакомого лексического материала), степень адаптированности (оригинальности) текста. Количественные показатели чтения: скорость, объем текста.
Говорение. устная форма, так как она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Письменная форма (содержательная сторона речи и ее правильность)
Аудирование. Возможно использование также тестовых заданий, помогающих выявить степень владения рецептивными навыками.
Чтение и письмо: а) одноязычные – устная речь (монологическая и диалогическая) и чтение вслух, а также иногда наглядность; б) двуязычные – перевод. На начальном этапе - одноязычные устные фронтальные формы проверки, на среднем этапе - письменный фронтальный перевод тех мест текстов, в правильности понимания которых учащимися учитель сомневается. На старшем этапе - выборочный устный перевод, связанный с анализом трудных мест; письменный перевод отдельных мест текста, а также ответы на вопросы и постановка вопросов; пересказ содержания.
Контроль письма проводится только в письменной форме путем выполнения различного рода письменных речевых работ (диктанты, упражнения, списывание, проверка орфографических навыков).
Самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся по иностранному языку. Проблемы развития автономии учащихся в процессе овладения иноязычным общением.
Доказано, что чрезмерная активность учителя в передаче знаний, в подробных объяснениях ведёт к торможению восприятия учащиеся. поэтому СР и призвана повысить активность обучаемых за счёт её индивидуального характера.
Условия для организации СР: 1) психологическая готовность и желание учиться; 2) осознание цели; 3) знание самой процедуры выполнения заданий; 4) умение пользоваться средствами обучения; 5) умение видеть опоры в материале заданий; 6) адекватные познавательные и эмоциональные характеристики учащихся; 7) осознание собственных потребностей. Важна систематичность. Уровни СР: 1) воспроизводящий (правильное, в нормальном темпе, воспроизведение изученного материала) (есть образец, опора). 2) творческий (умение осуществлять поиск при решении сложных коммуникативных задач) (нет опор, самостоятельные открытия). 3) полутворческий (перенос приобретённых ЗУНов на аналогичную ситуацию) (перенос через трансформацию).
3 вида управления СР: 1. жёсткое (для воспроизводящего уровня). 2. гибкое (для полутворческого уровня). 3. эвристическое (для творческого уровня).
Формы СР: парная; групповая; индивидуальная; фронтальная.
Задания:дифференцированные по степени сложности
недифференцированные
Необходимо сформировать следующие умения СР: ориентироваться в учебном материале; работать со справочной литературой; видеть опоры; осознавать потребности; рационально выполнять задания.
Организация СР при изучении языкового материала: ФСТ 1, ФСТ 2, лингафонный практикум, видео-, аудиотехнологии, компьютерные технологии.
Устная речь: ЛСС, ЛСКП, памятки.
Чтение: денотатные карты (карта-схема текста с главной информацией текста по середине и с пустыми boxes вокруг, которые необходимо заполнять по мере чтения); поиск информации в тексте, исправление ошибок. ПР: памятки, образцы писем, диктанты, сочинения, изложения. Дидактические раздаточные материалы для управления СР:
– задания к упражнениям, – памятки,– наводящие вопросы ,– опоры,– лингафонные практикумы,– компьютерные программы,– алгоритмы,– проблемные ситуации,– тесты,– план.
Разновидности СР: 1) автономное учение ИЯ: обучаемые амии участвуют в определении целей и задач, планируют уроки, инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время, высказывают своё отношение к выполняемым видам деятельности, размышляют о процессе усвоения языка.
Для этого необходимо: а) подход к овладению ИЯ как к процессу добывания знаний; б) отбор ситуаций, ставящих ученика перед необходимостью самостоятельно выбирать что и как сказать; в) выделение учащимся нужного количества времени; г) опора на обучение в сотрудничестве. Элементы автономии вводятся поэтапно и осторожно. 2) центрированный подход заключается в max передаче инициативы учения самому ученику. Создаются условия для развития / раскрытия личностных особенностей. используются индивидуальные учебные программы, альтернативные источники информации, творческие проектные задания. Мотивация сохраняется на длительное время. Развивается ум, сообразительность, критичность, самостоятельность, креативность, сотрудничество