По основным разделам техники речи
(первый год обучения)
Дикция
Артикуляция. Известно, что произнесение каждого гласного и согласного звука связано с определенной позицией речевого аппарата, для освоения которой можно предложить студентам «артикуляционную гимнастику». Она поможет разработать мышцы речевого аппарата, а именно: язык (кончик языка, середина языка, корень языка), губы, мягкое нёбо, нижнюю челюсть.
Важна как внешняя, так и внутренняя артикуляция, при этом необходимо обращать особое внимание на то, чтобы каждая из частей речевого аппарата в процессе артикуляционной разминки работала по отдельности. Например, в упражнениях для активизации губ язык и челюсти должны быть в покое, иначе мышцы не несут на себе желаемой нагрузки, и упражнение не имеет смысла.
На начальном этапе занятий необходимо добиваться медленной, осмысленной работы каждой из частей речевого аппарата. Следующий этап работы - постепенное наращивание темпа, при этом важно сохранить точность выполнения каждого упражнения. Результатом занятий должна стать активизация всего речевого аппарата и подготовка его к произнесению звуков русского языка.
Артикуляционную гимнастику можно соединять с дыхательными упражнениями, со словесным действием (что я делаю - хвалю, укоряю, переубеждаю и другие глаголы, выражающие активное действие), с удержанием и изменением разнообразных ритмов и темпов, с использованием музыки, с движением и т.д
Стр. 38
Начиная заниматься установкой гласных и согласных звуков русского языка, определим их основное отличие. Гласные звуки дают речи звучность и широту, на их основе строится мелодика и интонация русской речи, при произнесении гласного звука струя выдыхаемого воздуха выходит легко и беспрепятственно. Попробуйте произнести гласный звук «А» или «У», и вы почувствуете, как свободно летит голос. Согласные звуки отвечают за чёткость, внятность речи, они определяют каркас слова. Произнесение согласных связано с преодолением (воздушной струёй) препятствия в виде губ, языка и т. д. Например, в момент произнесения звука «П» стремящийся вперёд поток воздуха должен преодолеть препятствие - губы.
Начинать занятия по дикции логично с гласных звуков. После объяснения позиций речевого аппарата для каждого звука рекомендуется предложить студентам использовать таблицы гласных звуков:
И-Э-А-О-У-Ы
Е (JЭ)-Я (JA) -Ё (JO)-Ю (JУ)
Произносить их можно в разных вариантах - с паузами, стаккато, напевно, плавно переходя из звука в звук и т.д. Также предлагается на основе данных таблиц заниматься начальными упражнениями по интонированию.
Например, отрабатывать интонацию «вопрос - ответ»:
ИЭА? ИЭА. ЭАО? ЭАО.
Коротко и ясно произносить звуки таблицы, соединив это с выполнением словесного действия (дать указание, укорить и др.). Студенты могут наладить диалог, используя приведенные таблицы или тройки гласных звуков.
В дальнейшем работа над гласными звуками будет продолжаться. Приобретённые навыки будут использоваться при отработке согласных звуков (открытые и закрытые слоги и др.), при выполнении орфоэпических рекомендаций (точность редукции безударных гласных и др.), а также при постановке голоса.
Стр. 39
Начиная работу с согласными звуками, удобно объединять их в блоки (свистящие, шипящие, губные и т.д.) и распределять в определенном порядке. Последовательность работы с согласными звуками может быть различной, она зависит от целевых установок педагога, от подбора идентичных ошибок в группе и т.п.
Предлагаем один из возможных вариантов:
П, Б, В, Ф
К,Г,Х
С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц
ть, дь, т, д
Л, Р, М, Н
ч, ш, ж, щ
Таким образом, проработав на групповых и индивидуальных занятиях звуки одной группы, преподаватель может приступать к следующей и т. д. В данном варианте начинать работу предлагается с губных звуков (П, Б, В, Ф), так как чёткое и точное их произнесение активизирует общую внятность речи. Дальнейшее расположение групп звуков связано с местом положения кончика языка. Проходя поочерёдно все предложенные блоки, кончик языка из нижнего, глубокого положения (К, Г, X - воздушная струя преодолевает препятствие, образующееся между задней частью языка и мягким нёбом) перемещается к основанию нижних зубов (С, 3, ТЬ, ДЬ), затем упирается в основание верхних зубов (Т, д, Ц), а далее постепенно углубляется по твёрдому нёбу (Ч, Ш, Ж). Сонорные звуки М, н, Р помогают в работе над постановкой голоса. Звуки М и Н - развивают носоглоточный резонатор; 3 и Ж - твёрдые части ротовой полости; Л - твёрдое нёбо.
Порядок работы с согласными звуками русского языка может быть и другой. Однако каждый вариант последовательности требует точной и подробной аргументации. Педагог должен полностью отдавать себе отчёт, почему он действует именно таким образом. Какова его педагогическая задача и перспектива
Стр. 40.
Последовательность работы с согласными звуками может видоизменяться на разных этапах, особое внимание педагог обращает на отличие групповых и индивидуальных разминок.
Работа над исправлением согласных звуков делится на несколько этапов. Рассмотрим для примера постановку звука «С», принадлежащего к группе так называемых «свистящих» звуков. Вначале необходимо объяснить и показать учащимся требуемую позицию речевого аппарата на групповом занятии, затем проверить её с каждым из них на индивидуальном занятии.
Звук «С» произносится следующим образом: тонкий кончик языка слегка касается основания нижних зубов, края языка касаются верхних коренных зубов, спинка языка выгнута, нёбная занавеска приподнята. На индивидуальном занятии педагог может столкнуться с такими типичными ошибками, как неточное расположение кончика языка, следствием которого становится, как правило, характерный свист, с излишним напряжением языка, когда язык упирается в нижние зубы и можно услышать «тупой» звук, или «перебором» дыхания. Необходимо объяснить студенту, в чём его ошибка (в идеале преподаватель определяет причину ошибки на слух), и добиться правильного произношения.
На следующем этапе отрабатываемый звук соединяется с гласными звуками и проверяется в разных звукосочетаниях.
Например:
СИ -СЭ-СА- СО-СУ -СЫ
ИС – ЭС – АС – ОС – УС - ЫС
СИС - СЭС - С АС - СОС - СУС - СЫС
ПСИ-ПСЭ-ПСА-ПСО-ПСУ-ПСЫ И др.
Педагог должен объяснить студентам, что каждое из этих многочисленных звукосочетаний является подходом к правильному произнесению слов, в которых они встречаются.
СИ - ситуация, симуляция, система;
АС - ассимиляция, астероид, астма;
СУС - суслик, сусло, уксус и т.д.
Стр. 41
Следующий этап отработки звука - слово. Студенты самостоятельно (по заданию преподавателя) подбирают три группы слов. В первой группе «больной» звук находится в начале слова, во второй - в середине слова, в третьей - в конце слова. Например:
СЛОН КОСТЕР ФИКУС
СЛОВО КАСКА КАКТУС
СИЛА КОСТЬ ТЙРМОС
СУША МОСКВА ТОНУС
В группах может быть от 10 до 15 слов. Задача педагога заключается в том, чтобы объяснить и проконтролировать на индивидуальных занятиях чёткое, точное звучание подобранных, записанных и отработанных слов и упражнений.
Преподавателю рекомендуется завести специальную тетрадь, в которой он будет фиксировать все ошибки студентов, домашние задания и их выполнение. Проверка домашнего задания должна быть сделана вовремя и в полном объёме, иначе у студента возникает ощущение бесконтрольности и он перестаёт самостоятельно работать.
Следующий этап работы - фраза, небольшой текст. Это может быть поговорка, пословица, загадка или просто придуманное предложение, в котором несколько раз повторяется отрабатываемый звук.
Например:
1. Весна красна цветами, а осень - снопами.
2. Сказано - не доказано, надо сделать.
3. В сенокос Сеня принёс в красивой корзине сухую солому.
Часто бывает так, что студент может произносить звукосочетания, упражнения и слова, точно и чётко контролируя «больной» звук, однако, переход к фразе или небольшому тексту даётся ему с трудом. Для облегчения работы на этом этапе следует сначала прочитать текст медленно, отделяя слова друг от друга,
Стр. 42
а затем произнести целиком всё предложение. Индивидуальный подход важен и здесь.
Студенту, имеющему вялый, неразвитый речевой аппарат, вскоре можно предложить скороговорку. Она будет стимулировать его и являться дополнительным упражнением для разработки губ и языка. Студенту, имеющему ускоренный темп речи, рекомендуется все тексты произносить медленно, не ускоряя темп, уделять внимание «чистоговорению».
Чистоговорки и скороговорки являются обязательным элементом работы с «больными звуками», так как предполагают многократное произнесение отрабатываемого звука и облегчают дальнейший процесс автоматизации.
Заключительный этап - перенос верного звучания в бытовую и сценическую речь. Для облегчения прохождения этого этапа, вызывающего у студентов наибольшие сложности, рекомендуется устраивать два-три раза в день 15-минутки правильной речи. Засекая время, студент следит за своей речью либо в течение разговора, либо при чтении вслух. Это поможет ему ввести правильное звучание в привычку.
Дикционную разминку следует проводить в индивидуальном, групповом и смешанном вариантах. Рекомендуется подключать к дикционному тренингу упражнения на смену темпо-ритма и словесного действия.
Например, упражнение на активизацию кончика языка:
ТР-ТР-ТР-ТР.
- чётко произнести звукосочетания в хоровом и индивидуальном варианте.
- то же, но в заявленном педагогом темпо-ритмическом рисунке (можно предложить несколько вариантов).
Например,
тр-тртр-тр
тр-тр-тр-тр
тррр-тр-тр-тррр
тр - тртр - тр - тртр - тр.
Стр. 43
- то же, но с уточнённым словесным действием - «сплетня».
Словесное действие, как правило, активизирует работу речевого аппарата.
Словесное действие используется и в работе над цитатами (зачётный материал первого семестра). Во второй половине первого семестра преподаватель поручает студентам выбрать цитату из художественной или публицистической литературы, в которой звучала бы мысль о богатстве русского языка или об основных законах развития театра. Затем преподаватель разбирает (на индивидуальных занятиях) утвержденный отрывок, который может состоять из 1,2, 5 предложений. Эта часть зачёта становится итогом дикционной и орфоэпической работы первого семестра. Студент читает цитату наизусть, выполняя поставленные перед ним технические и актёрские задачи.
Примеры цитат:
«Речь - музыка. Текст роли и пьесы - мелодия, опера или симфония. Буквы, слоги и слова - это музыкальные ноты в речи. Недаром же хорошую речь называют музыкальной. От такой звучной, размерной речи сила воздействия слова увеличивается. Искусство требует порядка, точности и законченности. Произношение на сцене требует большой подготовки и техники, доходящей до виртуозности».
К. С. Станиславский
«Актёр должен заново учиться произносить каждый звук в отдельности (как в детстве учился писать каждую букву в отдельности) для того, чтобы позднее получить право, забыв свою кропотливую, подготовительную работу, отдаться свободно своей творческой речи».
М. Чехов
Варианты и темы цитат могут быть самые разные: высказывания деятелей культуры, мудрость народов мира, речевые
Стр. 44
портреты, нравственные ценности и т.п. Выбор темы зависит не только от желания и приоритетов педагога, но и от понимания групповых и индивидуальных проблем курса, подбора студентов в группе и т.п.
Во втором семестре студентам предлагается составить многоговорку (небольшой рассказ, составленный из пословиц, поговорок и скороговорок), которая продемонстрирует их достижения в области дикции.
Пример многоговорки:
(составлено студентом)
Надо: чёрной-чёрной ночью украсть у мрачного, молчаливого, охваченного паническим ужасом часового начищенный котелок с выгравированной монограммой: «Феофану Мит-рофанычу от сыновей, дочерей и внучек»...
Надо: налить до половины воду из-под водопровода, довести до кипения, всыпать мелко измельченные 32 ножки сороконожки, накапать сок цветка нарцисса, настоянный на четверти четверика гороха без червоточины, и варить до четверга, попеременно бросая горсть укропа, попа Прокопа, кипу пуха и щепотку замшелой яшмы, вынутой из замши. При помешивании приговаривать: «Для милого дружка и серёжка из ушка». Сняв в четверг с костра сие снадобье, приправить подливкой, подавать в сливках с наливкой.
Возможное словесное действие - «дать указание». Давая студентам задание, преподаватель может объявить общую тему - все рассказывают про повара Павла, или же не ограничивать студентов темой, а потом (перед зачётом) собрать уже отработанные тексты в группы и объединить их единым словесным действием или одним героем.
Дикционный тренинг не должен ограничиваться первым годом обучения. Он продолжается на втором курсе и может стать потребностью актёра на долгие годы творчества.
Ниже приводятся некоторые методологические приёмы, разработанные и используемые нами при обучении будущих
Стр. 45
педагогов. (Бруссер А.М., Оссовская М.П. 104 упражнения по дикции и орфоэпии (для самостоятельной работы). М.: ИПЦ МАСКА, 2007.)
Для примера разберём ошибку, связанную с дифференцированием (смешением) звуков Р и Л.
После того, как студенту объяснён принцип ошибки, установлены и проверены звуки, сделаны упражнения и даны общеизвестные скороговорки, предлагается:
1. Придумать и предложить свой вариант упражнений. Например, произнесите специально подобранные слова,
следя за тем, чтобы не происходило смешения звуков Р и Л:
рама - лама ружья - лужа
ром - лом крен - лень
враль - марь крона - лоно
кружит - Луша рвань - лань
криво - лира рёв - лов
рампа - лампа ряса - лясы
роль - лор Рим - налим
крик - лик рей - лей
крошка - ложка руки - из лука и др.
2. Придумать и предложить студентам предложения, составленные из этих слов.
Например:
Сделал криво струны лиры.
Через раму видно ламу.
И на рампе свет от лампы.
В старом Риме ловили налима.
За последней крошкой потянулась ложка.
Ваш рёв спугнул клёв.
Увидев лик, издал он крик.
Луша кружит в ритме вальса.
Для стрельбы из лука напрягите руки.
Стр. 46
3. Придумать и предложить студентам скороговорки, в которых встречаются звуки Р и Л.
Например:
Лора планировала мелирование.
Рисовальщик полировал, лакировал и ретушировал реликвию.
Лакеи в ливреях полировали пол и рояли.
Лавр и Лара, релаксируя, пили рислинг.
Врачи урегулировали результаты рецидива.
Лирика и альтруизм - альтернатива корыстному разгильдяйству и ротозейству.
Рулевой лайнера лавировал сквозь рифы.
Легендарные римляне пели рулады.
Ретивый рецензент лоббировал представителя Карелии.
Легендарная Клетемнестра была убрана лаврами на корабле в Лазурном море.
Порой кумиры в мире редкость.
Мавр в Лувре в лавровом венке.
Колибри и лилия, - какая идиллия!
В Кадиллаке разбросаны лаки.
Для составления подобных текстов рекомендуется использовать словари. Вначале можно выписать интересные и нужные слова, а затем группировать их в необходимом объёме в различные упражнения, фразы и предложения.
Другой вариант заданий — найти слова, в которых произнесение одинарного или двойного согласного может изменить смысл сказанного. Преподаватель объясняет студентам отличие и добивается чёткости произносимых словосочетаний.
Например:
воз - ввоз воз и ныне там
ввоз багажа запрещён
ведение - введение ведение дела
введение в специальность
валиться - вва- валиться с ног
Стр. 47
Литься Вернуть – ввернуть Водный – вводный Волок – вволок Водить – вводить Век - ввек | Ввалиться в дверь Вернуть книгу Ввернуть лампочку Водный стадион Вводный курс Волок по дороге Вволок в квартиру Водить по кругу Вводить в круг Век прошедший Ввек не забуду и др. |
Следующим этапом могут быть специально составленные предложения. Читать их нужно с учётом разобранной выше ошибки.
Например:
Добрый джинн любит хороший джин.
На полу были разбросаны конфеты и конфетти.
Странница перевернула страниц и продолжала читать.
Он обивал оббитый диван.
Дорогая поделка оказалась подделкой.
Не забудь ввернуть лампочку и вернуть книгу.
Поданы документы подданной Великобритании.
Из манки варят манную кашу.
У финна в руках была финка.
Из-за сора вышла ссора.
Баронесса договорилась со стюардессой, что директриса
заменит актрису.
Миссионер на мессе объяснил миссию мессии.
Артиллерия поддержала кавалерию.
У женщин в экспрессии происходят депрессии.
Одесситы любят Одиссея, Отелло и Одетту.
Ссора способствовала получению ссуды.
В хобби хиппи входит хоккей в холле.
Стр. 48
Предложенная и проверенная на практике методика профессионального обучения педагогов предмету «Сценическая речь» позволяет сформулировать следующие основные положения:
• стимулирование фантазии и творческой активности ускоряет процесс формирования и становления педагогической индивидуальности;
• поэтапное усложнение и расширение творческих задач даёт возможность проверить методику обучения;
• умение пользоваться достижениями смежных наук и адаптировать их для профессионального образования педагогов, повышает эффективность обучения;
• пользование словарями помогает расширить кругозор магистрантов и стажёров.
Задание:
- Отобрать несколько артикуляционных и дикционных упражнений, сформулировать их цели, задачи и местоположение в логике преподавания данного раздела.
- Определить взаимосвязь мышечной активности языка с произнесением согласных звуков русского языка.
- Обосновать порядок установки гласных и согласных звуков.
- Определить и сформулировать значение словесного действия в работе над исправлением дикционных недостатков.
Дыхание и постановка голоса
Развитие дыхательных навыков является подготовительным этапом работы над постановкой голоса.
Как правило, в учебных пособиях материал расположен в следующей последовательности: дыхание, затем постановка голоса. На практике же, после освоения начальных упражнений по дыханию, можно постепенно начинать работу над постановкой голоса,
Стр. 49
а далее чередовать различные упражнения или же заниматься ими параллельно. Начать лучше всего с упражнений на расслабление мышц. Снятие мышечных зажимов в дальнейшем поможет и освобождению голоса.
Следующим этапом работы является проверка осанки, умение держать её, соединение упражнений на свободу мышц с выстраиванием позвоночника.
Когда студенты научатся контролировать свободу мышц, снимать зажимы и ощущать комфортность свободного тела, можно приступать к упражнениям по дыханию.
Основная, типичная ошибка учащегося заключается в том, что вдох производится ртом и воздух распределяется в верхней части корпуса (плечи, грудная клетка).
Мы же, напротив, должны вырабатывать глубокое носовое дыхание, при котором воздух распределяется в нижней части корпуса (диафрагма, лёгочные пазухи). Важно следить, чтобы при вдохе сокращалась диафрагма, расширялась грудная клетка и подтягивались косые мышцы живота. Выдох должен быть равномерным и плавным.
Начинать работу целесообразно с тренировки дыхательных мышц, которые используются при вдохе и выдохе. На групповых занятиях преподаватель объясняет и показывает, где находятся мышцы дыхательно-голосовой опоры, и как они работают, индивидуально проверяет работу необходимых мышц, а также обращает внимание на координацию движений, свободу шейно-плечевого отдела и правильную осанку.
Если упражнение будет несколько раз сделано правильно при вас, можно надеяться, что студент и дома выполнит его правильно. Дыхательные упражнения рекомендуется начинать с выдоха, так как отсутствие опыта может повлечь за собой «перебор» дыхания, и как следствие - мышечный зажим.
Стр. 59
Ниже даны основные темы раздела: