Ресурсы интернет русскоязычные)
HTTP://, E-MAIL | СОДЕРЖАНИЕ |
www.autism.ru e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] e-mail: [email protected] | - справочная информация; - советы психолога; - библиотека; - диалог |
www.autismhelp.ru e-mail: [email protected] | - справочная информация (диагностика, лечение, терапия, коррекция); - интернет ссылки по аутизму (русскоязычный и англоязычный интернет); - список литературы по проблеме аутизма; - советы юриста |
www.psyservise.ru e-mail: [email protected] (главный редактор) [email protected] (исполнит. директор) | -информация об организациях, оказывающих помощь детям с аутизмом |
www.autist.narod.ru | - тексты законодательных актов; - библиотека; - полезные адреса |
www.specialneeds.ru | - база данных образовательных и развивающих учреждений г. Москвы; - форум |
www.school.edu.ru Российский общеобразователь-ный портал(Министерство образования РФ) | - база данных образовательных учреждений |
Интегрированная информационная система "Особый ребенок" http://www.webcenter.ru/~scdl/ | - электронная библиотека |
4. СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ *
Аффект | Врожденная элементарная, докультурная форма переживаний. Всякое психическое явление имеет два аспекта: интеллектуальный и аффективный. |
Ближайшее социальное окружение | Территория за пределами квартиры, которая рассматривается с позиции развития коммуникации ребенка, а также усвоения им представлений об окружающем мире. |
Бытовые ритуалы | Организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им всего распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов. |
Вербальный | Словесный; имеющий словесную форму. |
Вокализация | Внешне бессвязное произнесение или пропевание отдельных звуков и слогов. |
Игровая терапия | Проведение психотерапевтической работы в ходе игры. |
Информационные фильтры | Ограничения поступающей извне информации в соответствии с определенными критериями. |
Коммуникация | Общение в любой форме. |
Негативизм | Сопротивление, лишенное разумных оснований. |
Полевое поведение | Безотчетное поведение ребенка, определяемое объектами, случайно оказывающимися в поле его восприятия. |
Предметная игра | Игра, основное содержание которой - манипуляции с предметами. |
Произвольныйпо отношению к вниманию, поведению | Сознательно регулируемый, направленный на достижение определенной цели. |
Психодрама | Воспроизведение впечатления, подобного травмирующему, с постепенным нагнетанием напряжения, кульминацией и благополучным разрешением в конце. |
Самоагрессия | Агрессивные действия, направленные на самого себя. |
Самостимуляция | Стимуляция собственных психических процессов, повышение эмоционального фона путем физических действий (крики, прыжки, нанесение себе ударов и др.). |
Сензитивность | Повышенная чувствительность. |
Сенсорный | Относящийся к органам чувств. |
Сенсорная игра | Игра, в ходе которой ребенок получает новые чувственные ощущения. |
Совместное рисование | Особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи, разнообразные сюжеты из мира людей и природы. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием. |
Стереотипии | Устойчивые формы однообразных действий. |
Стереотипная игра | Игра, основное содержание которой - многократное повторение неизменной цепочки определенных действий в течение длительного времени. Подразумевает единственного участника - самого ребенка. Не содержит оформленного сюжета; цель и логика игры, смысл производимых действий непонятны для окружающих. |
Сюжетно-ролевая игра | Игра, основным содержанием которой является принятие на себя определенных ролей и проживание разнообразных ситуаций из социальной жизни. Считается высшей формой игры ребенка-дошкольника. |
Тактильный | Относящийся к ощущениям прикосновения и давления. |
Терапевтическая игра | Игра, в ходе которой с ребенком проводится психотерапевтическая работа, целью которой является достижение состояния психического равновесия. |
*Некоторые термины использованы в контексте настоящей книги.