Даниленко А.А., Шикин Ю.М., Балтовский Л.В., Васильев И.В., Черепанова И.П.

Педагогика: учебное пособие для аспирантов и соискателей. - СПб.: ГМА им.адм. С.О.Макарова. - 110 с.

Учебное пособие подготовлено авторским коллективом кафедры философии и психологии ГМА им. адм. С.О. Макарова под руководством начальника кафедры чл.-корр. АГН, к.ф.н., доц. А.А.Даниленко

Учебное пособие соответствует современным требованиям предъявляемым к уровню педагогической подготовке аспирантов и соискателей технических вузов.

Пособие включает два раздела. Первый раздел - «Основные исторические этапы развития педагогики и образования». В нем прослеживается процесс становления и развития педагогике от Древнейших времен до нашего времени. При этом выделяются наиболее плодотворные педагогические концепции как в Европе, так Новом Свете и России.

Второй раздел посвящен не посредственно педагогике и образованию в нем излагаются вопросы дидактики; принципы, приемы и методы обучения, воспитания; проблема целеполагания и др.

Большое внимание уделяется разработке понятийного аппарата. При этом термины и понятия сгруппированы в соответствие с темами учебной программы подготовки аспирантов и соискателей ГМА им. адм. С.О. Макарова и снабжены справочными комментариями.

Пособие предназначено как для аспирантов и соискателей, изучающих курс «Педагогики», так и для преподавателей учебных заведений, работниках управленческой сферы и для всех, интересующихся проблемами педагогики, вопросами обучения и воспитания.

Рекомендовано к изданию на заседании президиума Совета УМО по образованию в области водного транспорта. Протокол №30 от 21 ноября 2002 г.

Рецензенты:

Гутаров В.А., зав.кафедрой политологии философского факультета Санкт-Петербургского Государственного Университета, д-р филос. наук, проф.

Овчинников Н.Н., нач.кафедры истории и культуры Государственной Морской Академии им. адм. С.О. Макарова, канд.ист. наук, доц.

Раздел 1. Основные исторические этапы развития педагогики и образования

1.1. Древнейшие представления о педагогике и образовании

Потребность в воспитании социального опыта новым поколениям возникла вместе с человеком. Но как целенаправленный процесс воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Именно с этого времени воспитание становится содержанием специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий – профессии педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном подчинении им интересов отдельной личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них преданиями и верованиями. Видное место в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени – охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Следует заметить, что физические наказания как средство воспитательного воздействия у большинства племен отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Наши рекомендации