Социально-педагогические идеи христианства.
В христианстве всегда действуют два момента: 1) христианство есть учение об этой жизни и 2) христианство есть учение о вечной жизни.
В идеях Руссо настойчиво и могуче проявился педагогический натурализм: и в его неверном отрыве от всего освещения воспитания ребенка данными религии, и в его верном стремлении опереться на ребенка, в его доверии к силам ребенка.
Песталоцци (Pestalozzi, 1746—1827) — гениальный швейцарский педагог. Он ценен как методист, но еще больше как педагог вообще. Песталоцци обладал исключительным даром педагогического воздействия, умел подойти к душе ребенка, увлечь и овладеть ею. Ему пришлось взяться за воспитание беспризорных детей, и он стал с ними жить. Эта живая связь, умение привлечь к себе детей действовали бесконечно лучше других средств, и дети, находившиеся под его присмотром, совершенно переменялись. Песталоцци явил, таким образом, высочайший тип педагога, свободного от рутины, от внешнего интеллектуализма, способного войти в детскую душу и вызвать в ней семена добра, стремление к свету.
Фребель (Frobel, 1782—1852) В его педагогической системе нашла приложение натурфилософия Шеллинга. Это было признание того, что все высшие силы природы находятся в человеке, который является венцом жизни, ее высшим раскрытием. Творческие силы природы находят свое продолжение и раскрытие в художнике.
Спенсер (Spenser, 1820—1903) знаменует в педагогике ту линию, которая выводит на передний план идею «естественного развития». В книге Спенсера «О физическом, моральном и умственном воспитании» появляется идея «естественных» наказании. Природа ребенка в этой системе не предполагает действия Божия, она сама в себе таит достаточно сил для своего развития и расцвета, нужно только стремиться в воспитании ребенка к тому, чтобы в окружающих социальных отношениях и условиях проявлялся бы натуральный естественный закон.
Вторая идея Спенсера — это идея гармонического развития личности. Тело, находящееся в неразрывной связи с душой, также попадает в сферу педагогического развития.
Гербарт (Herbart, 1776-1841) в душе происходит непрерывное слияние прежнего и нового опыта. Так как человек обладает абсолютной памятью, все образы держатся в душе, происходит даже борьба образов, в которой одни побеждают и держат других «угнетенными», бездейственными. Из борьбы образов объясняет Гербарт чувство и волю. Таково его психологическое учение, его идеи внутренне сродны основному тону современной культуры, для которой главное — это приоритет ума, развитие интеллекта.
Штрюмпель (Strumpel, 1812—1899), последователь Гербарта, в книгах «Педагогическая патология» и «Педагогическая психология» уже прямо говорит о законе психического развития ребенка.
6. Проблемы социального воспитания в эпоху Средневековья.
Строгая корпоративность стала одной из характерных черт того периода истории. Нарушение правил поведения каралось очень строго, а переход из одних социальных групп в другие был практически невозможен. Корпоративность, строгая иерархичность общества закреплялись церковью.
Процесс воспитания в Средневековье подразумевал обязательное восприятие христианских идей и формирование на этой основе социальных навыков, принятых в данном сообществе, иначе они не могли быть признаны в нем;
Иоанн Златоуст на первое место он выдвигал воспитание, которое было бы по сущности христианским, а по форме семейным. В некоторой степени это было отрицанием античного общественного воспитания. Помощь ребенку в приобщении к христианскому мировосприятию должна оказываться родителями, священником и общиной. Родители с ранних лет своими нравоучениями и личным примером добродетельной жизни способны внушить ребенку христианские чувства. Устраняясь от воспитания собственного ребенка, они совершают большой грех, ибо ответственны за него перед Богом.
7. Социально-гуманистические идеи эпохи Возрождения.
Фома Аквинский (13 век) – на 1 месте христианская вера. В период с ХП по ХУ вв. школьное образование выходит за стены церквей и монастырей. В первую очередь это проявилось в появлении городских школ и университетов.
Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство, некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.
Николай Коперник, Николай Кузанский, Джордано Бруно – земля не плоская, мир бесконечен, Бог – душа мира.Так же к эпохе возрождения можно отнести Т. Мора и Т. Компанелла (15-16 века).В искусстве выделяются такие фигуры как Донателло, Рафаэль, Леонардо да Винчи (симметрия, пропорции). Созданные Донателло образы являются первым воплощением гуманистического идеала всесторонне духовной личности и отмечены печатью яркой индивидуальности и богатой духовной жизни. Основываясь на тщательном изучении натуры и умело используя античное наследие, Донателло первым из мастеров Возрождения сумел разрешить проблему устойчивой постановки фигуры, передать органическую цельность тела, его тяжесть, массу. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Он возродил изображение наготы в статуарной пластике.
Франсуа Рабле (1494-1553гг). Он обличал пороки средневекового образования и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания - духовное и телесное развитие личности. Рабле критиковал бесчеловечность воспитания, несуразность, неэффективность обучения в школе. Выдвигается идея разносторонне воспитанной личности. Предлагалось изучение латыни, арифметики, географии, астрономии, музыки. Предлагается идея игрового обучения, сочетания умственных занятий с играми, физическими упражнениями, гимнастикой. Приветствуется занятия: верховой ездой, фехтованием, борьбой, плаванием, поднятием тяжестей, трудом.
8. Французские просветители о взаимоотношениях общества и воспитания.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – ратовал за замену сословной школы системой демократического образования. Труд «О духе законов» - утверждал, что государственные законы, определяющие задачи и принципы общественного воспитания должны отражать соц.-политическое устройство страны, что именно социальные группы (семья, школа, «свет» и т.д.) оказывают определяющее воздействие на формирование человеческой личности.
Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) – философ, энциклопедист. Выступал против церкви. Утверждал, что человек «всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, который направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления».
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – труды «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755), «Общественный договор» (1762), «Эмиль, или о воспитании» (1762). Только разум делает нас людьми, природа и общество действуют на человека в двух противоположных направлениях, а задача воспитания – устранение этого противоречия. Если общественное воспитание пытается найти человеку определенное место, то естественное воспитание ведет к равенству. Выдвинул концепцию «свободного воспитания».
Даниэль Дидро (1713-1784) – философ, писатель, композитор, педагог - призывал в процессе воспитания учитывать не только анатомо-физиологические особенности ребенка, но и социальные условия, в которых происходит формирование его личности. Создал проект бесплатной и обязательной, открытой всем социальным слоям школы. Переписывался с Екатериной II на тему педагогических и социальных проблем, разработал «План университета для российского правительства» (1775).
Поль Анри Гольбах (1723-1789) – мыслитель, труд «Система природы» (1770)–материальное единство мира. Стоя на позициях «материалистического фатализма», утверждал, что понятием «случайность» мы прикрываем наше незнание.