Обучение и воспитание школьников с нарушениями зрения
Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I. Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых в России связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.
Обучением в дореволюционной России было охвачено 4–5% слепых детей. Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3–4 классов и ремесленную подготовку. В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.
В 1928 г. появились первые специальные школьные программы для слепых.
Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, И.С. Моргулис.
Коррекционные учреждения III–IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных функций.
В школы III вида принимаются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,08‑0,04 и ниже), в том числе дети с прогрессирующими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте. Наполняемость классов – до 8 человек. Общий срок обучения 12 лет.
В школу IV вида принимаются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,04 на лучше видящем глазу. Могут приниматься дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений при чтении и письме. Кроме того, принимаются дети с косоглазием и амблиопией для продолжения лечения. В первый класс принимаются дети с 6–7 лет. Наполняемость классов до 12 человек.
При школах III–IV вида могут быть организованы подготовительные группы для детей 5–7 лет.
В штаты рассматриваемых коррекционных учреждений вводится должность логопеда из расчета не менее 1 единицы на 20 воспитанников с нарушениями речи.
В школах для детей с нарушениями зрения решаются следующие задачи: учебно‑воспитательные, коррекционно‑развивающие, санитарно‑гигиенические, лечебно‑восстановительные; социально‑адаптационные, профориентационные.
Коррекционно‑развивающая работа –важнейшая сфера деятельности специальных школ, включающая: развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей (М.М. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, В.П. Ермаков и др.).
Слепые и слабовидящие дети получают образование в объеме средней массовой школы (при некотором увеличении срока обучения).
Специфика развития детей с нарушением зрения отражена в соответствующих образовательных программах, предусматривающих коррекционно‑компенсаторную работу: развитие восприятия, конкретизацию представлений, совершенствование наглядно‑образного мышления, формирование приемов и способов самоконтроля и регуляции движений; увеличение учебного времени; широкое использование оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно‑графических (для слепых) и плоскопечатных (для слабовидящих) пособий.
Специальная программа по русскому языку предусматривает:
• увеличение продолжительности подготовительного периода (в начальных классах);
• для слабовидящих на начальном этапе – формирование представлений на основе обогащения зрительного опыта учащихся, соответствия между словом и конкретным образом предмета, подготовка к письму;
• для слепых – обучение чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильных ощущений;
• формирование умения работы с рельефными дидактическими материалами.
Программа по математике имеет следующие особенности:
• увеличение подготовительного периода;
• формирование навыков и опыта ориентации в микро– и макропространстве;
• развитие конкретных представлений о величине, форме, количестве, пространственном положении предметов и чертежно‑измерительных действиях.
Процесс ознакомления с окружающим миром и природоведение имеют следующие особенности:
• для слабовидящих – увеличение количества предметных уроков, экскурсий и практических занятий; изучение анатомии и физиологии зрения и его охраны; изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения; специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при передвижении;
• для слепых – формирование умений выделить элементарные сигнальные признаки предметов и объектов живой и неживой природы (при помощи осязания, слуха, обоняния, остаточного зрения); увеличение учебного времени на проведение опытов и наблюдений, предметных уроков, экскурсий.
Программа по изобразительному искусству направлена на выполнение изображений, пластическое моделирование и декоративно‑прикладную деятельность. Важную роль в развитии творческой активности слепых и слабовидящих детей играет эстетическое воспитание: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; обучение пению, движениям под музыку; развитие художественного творчества.
Трудовое обучение в специальной школе организуется с привлечением тифлотехнических средств.
Профессиональная ориентация осуществляется на всех этапах обучения и воспитания и направлена на профессиональное самоопределение учащихся и выбор ими оптимального вида занятости с учетом потребностей и возможностей каждого воспитанника, а также социально‑экономической ситуации на рынке труда. Первоначальное трудовое обучение осуществляется в начальных классах.
В среднем звене (5‑10 классы) проводится трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность.
В 11–12 классах осуществляется широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд, предоставляется возможность получения начального профессионального образования, специальности с учетом индивидуальных возможностей.
Нередко к слепым и слабовидящим детям проявляют излишне сочувственное отношение, ограничивая их деятельность и активность из якобы гуманных побуждений, что приводит к осознанию ущербности, неверию в свои силы, к пассивности.
Педагогически организованный восстановительный процесс в специальной школе направлен на раскрытие потенциальных возможностей личности ребенка с нарушением зрения, на формирование у него активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства.
Особое значение придается специфическим методам физического воспитания слепых и слабовидящих, которое ведется дифференцированно и не только способствует общему укреплению здоровья, но и служит для коррекции двигательной сферы учащихся, их ориентировки в пространстве.
Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения используются специальные средства обучения:
• для слепых издается разнообразная литература с рельефно‑точечным шрифтом (система Л. Брайля) – учебники, учебные пособия, научная и научно‑популярная, детская, художественная, музыкальная и т. д. Рисунки, чертежи, схемы, другие иллюстрации – рельефные, воспринимаемые осязательно;
• для детей с остаточным зрениемпредназначены издания, сочетающие рельефную и цветную печать;
• для слабовидящих выпускают специальные учебники и учебные пособия с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.
В специальных школах III и IV вида используются тифлотехнические средства с целью коррекции или компенсации нарушенных зрительных функций, а также для развития и восстановления зрения: оптические (лупы, очки, моно– и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты); телевизионные; светотехнические и др.
Разработаны различные по сложности устройства и приспособления – для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, приборы для рельефного черчения и рисования, так называемые «говорящие книги», «читальные машины», а также свето– и магнитоэлектрические устройства, преобразующие световые сигналы в слуховые или тактильные.
При программированном обучении слепых и слепоглухонемых применяются обучающие машины и другие технические устройства типа тренажеров‑репетиторов. С помощью ультразвуковых локаторов слепые могут свободно ориентироваться в пространстве.
Лечебно‑профилактическая, санитарно‑гигиеническая, восстановительная работа – неотъемлемая часть коррекционно‑образователъного процессав специальных школах III и IV вида.
Врачи‑специалисты (окулист, педиатр, психоневролог) и средний медицинский персонал решают задачи максимального восстановления, улучшения и охраны зрения учащихся. Основные направления медицинского сопровождения: консервативное лечение глазных заболеваний; диагностика зрения; активное плеоптическое и плеоптоортоптическое лечение; назначение очковой коррекции; создание офтальмологических условий пребывания слепых и слабовидящих детей.
Следует отметить, что обучение ребенка с нарушенным зрением в массовой школе – одна из острых проблем тифлопедагогики. Интеграция в школу общего назначения требует специальной подготовки педагогов, оснащения учебного процесса, создания системы помощи учителю и ученику со стороны специалистов‑тифлопедагогов.
Вопросы и задания
1. Как влияют нарушения зрения на психическое развитие ребенка?
2. Как организуется коррекционно‑педагогический процесс в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией?
3. Каково содержание образования в школах для детей с нарушениями зрения?
3.3. Система воспитания и обучения детей с нарушениями опорно‑двигательного аппарата
Общая характеристика нарушений опорно‑двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
Нарушения функций опорно‑двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно‑двигательного аппарата наблюдаются у 5–7% детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно‑двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний.
Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам).
Врожденная патология опорно‑двигательного аппарата:врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).
Приобретенные заболевания и повреждения опорно‑двигателъного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов), заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета: хондродистрофия (врожденное заболевание костно‑хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит (заболевание, чаще всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ).
Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций.
Детский церебральный паралич (ДЦП) –это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает в результате воздействия вредоносных экзогенных или эндогенных факторов во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее частые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При поражении мозга на ранних этапах онтогенеза наиболее тяжело страдают его «молодые» отделы – большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции.
При ДЦП страдают двигательные, познавательные, речевые функции.