Памятка по педагогической практике

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(для студентов ОЗО)

Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.

Задачи:

1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений.

2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии предметно-развивающей среды в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).

4. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

5. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.

6. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.

ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА

Практика проводится в течение двух недель в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей.

За время прохождения практики каждый практикант должен:

· отработать в качестве воспитателя одну неделю.

· провести развлечения с детьми;

· спланировать и провести две зачетные смены на оценку;

· в течение всей практики вести дневник.

По завершению педпрактики Вам необходимо предоставить следующую документацию:

1. Дневник с анализом своей ежедневной работы и деятельности воспитателя группы.

2. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:

а) оценки за проведение двух зачетных смен;

б) оценка за проведение развлечения с детьми;

в) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г. Глазова или другого населенного пункта, в котором была пройдена практика.

3. Конспект развлечения с детьми.

4. Подробные планы проведения двух зачетных смен.

5. Календарный план учебно-воспитательной работы на одну неделю.

6. Краткий отчет о педпрактике (на отдельном листе формата А4).

Всю документацию необходимо сдать до начала следующей сессии после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.

В течение первой недели необходимо:

1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, с детьми группы.

2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.

3. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.

4. Изучать предметно-развивающую среду и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.

5. К концу первой недели составить календарный план работы на следующую неделю.

6. Оформить результаты деятельности письменно.

В течение второй недели необходимо:

1. Работать в качестве воспитателя по предварительно намеченному календарному плану.

2. Провести развлечение с детьми группы на оценку.

3. Провести две зачетные смены на оценку.

4. Вести дневник самоанализа деятельности в процессе практики.

ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЗАДАНИЕ 1

Анализ предметно-развивающей среды

В группах раннего возраста

1. Познакомиться с помещением каждой группы, расположением и назначением каждой группы.

2. Определить наличие, виды и назначение предметов мебели и оборудования, размещение в группе.

3. Проанализировать отбор пособий, игрушек и их расположение в группе.

4. Ознакомиться с групповой площадкой и ее оборудованием.

5. По перспективному плану выяснить предлагаемое пополнение пособий, игрушек, обновление оборудования групп.

Методика выполнения задания

При осмотре группового помещения студенты ведут запись по плану:

1. Комнаты, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

2. Предметы мебели, их расположение, назначение, использование, соответствие санитарно-гигиеническим нормам и эстетическим требованиям.

3. Пособия для проведения физических упражнений и оздоровительных мероприятий, их расположение и использование.

4. Пособия для проведения игр-занятий, соответствие их гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

5. Игрушки детей, их виды, количество и размещение.

6. Площадка и ее оборудование.

Задания выполняются под руководством заведующего или старшего воспитателя. Студенты самостоятельно знакомятся с пособиями и игрушками. На основании полученных данных составляется описание предметно-развивающей среды группы.

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли расположение, назначение комнат санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям?

2. Рационально ли подобраны и размещены предметы мебели?

3. Соответствует ли подбор и размещение игрушек гигиеническим, эстетическим и педагогическим требованиям?

4. Какие можно дать рекомендации по улучшению предметно-развивающей среды в группе?

ЗАДАНИЕ 2

Вопросы для обсуждения

1. Какие условия созданы для организации правильного распорядка дня в группах раннего возраста?

2. Как распределены обязанности между воспитателем и помощником воспитателя? Как это способствует четкой организации распорядка дня?

3. Соответствует ли развитие посильной самостоятельности и культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста возрастным показателям?

4. Какие рекомендации можно дать по улучшению проведения режимных процессов с детьми?

ЗАДАНИЕ 3

Вопросы для обсуждения

1. Какое значение имеет деятельность воспитателя в эффективной организации непосредственно образовательной деятельности детей данной группы?

2. Какие методы и приемы применял воспитатель?

3. Какие рекомендации можно предложить по улучшению организации непосредственно образовательной деятельности детей?

ЗАДАНИЕ 4

Вопросы для обсуждения

1. Соответствует ли планирование оздоровительно-воспитательной работы в группе детей раннего возраста состоянию их здоровья и развитию?

2. Какие рекомендации можно сформулировать по улучшению планирования оздоровительно-воспитательной работы в группе?

Примерная схема характеристики

студента-практиканта

1. Сведения о студенте: фамилия, имя, отчество, курс, группа, возрастная группа, в которой проходил практику.

2. Наличие теоретических знаний по дошкольной педагогике, психологии, частным методикам, а также умение применять их на практике.

3. Использование на практике наиболее эффективных методических приемов, тщательность подготовки к занятию, проведение необходимой предварительной работы перед ним.

4. Оценка деловых и личностных качеств студентов: любовь к детям, деловитость, порядочность, эмоциональность, тон общения с детьми и сотрудниками детского образовательного учреждения, умение устанавливать контакт с ними, желание научиться работе с дошкольниками и т.п.

Оказание методической помощи детскому образовательному учреждению:

* изготовление пособий и др.;

* участие в совещании, проводимом руководителем ДОУ по педагогической практике, а также, по возможности, в итоговой конференции в институте.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

1. Уровень сформированности профессионально-педагогических умений;

2. Отношение к практике, проявление таких качеств личности педагога как дисциплинированность, организованность, увлеченность, инициативность, самостоятельность;

3. Качество выполнения всех видов работы на практике;

4. Проявление творчества;

5. Методическая грамотность;

6. Качество оформления отчетной документации.

При оценивании каждого вида деятельности, осуществленного студентом-практикантом, преподавателю рекомендуется опираться на следующие критерии:

1. Уровень владения студентом теоретическими знаниями в области профессиональной деятельности:

- ориентировка в содержании преподаваемого предмета в целом и в конкретной теме курса;

- соответствие содержания курса особенностям аудитории;

- логика построения содержания учебного материала.

2. Уровень самостоятельности и творчества в организации деятельности:

- самостоятельность в отборе и разработке содержания;

- самостоятельность в выборе средств, методов, форм организации;

- проявление творчества в педагогической деятельности.

3. Отношение студентов к практике:

- интерес к деятельности преподавателя;

- активность;

- дисциплинированность;

- инициативность;

- ответственность.

4. Качество оформления и своевременность сдачи документации:

- соответствие требованиям;

- эстетика оформления;

- своевременность сдачи материалов практики.

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ОТЧЕТА СТУДЕНТОВ

О ПЕДПРАКТИКЕ

1. Ф.И.О. студента, номер его учебной группы.

2. Ф.И.О. воспитателей.

3. Календарные сроки прохождения практики.

4. Посещение занятий (уроков), воспитательных мероприятий, оценка их с точки зрения современных требований к ним.

5. Анализ и определение уровня собственной теоретической и практической подготовленности к деятельности воспитателя, методиста, преподавателя колледжа.

6. Оценка роли практики в собственном профессиональном становлении (росте).

7. Какую помощь оказали дошкольному учреждению в изготовлении пособий, оборудования и пр.

8. Предложения по улучшению содержания и организации практики.

Литература

1. Алямовская, В.Г. Ясли - это серьезно. - М.: Линка-Пресс, 1999. - 144 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова, С.П.Баранов.- М.: Академический проект; Культура, 2005. – 240с.

3. Волосова, Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). - М.: Линка-Пресс, 1999. - 72 с.

4. Воспитание и обучение детей раннего возраста кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

5. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста учеб.пособие для студ.вузов по спец." Пед-ка и мет-ка дошк.образования" . - М.: Владос, 2007. - 301 с.

6. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста учеб. пособие для студ. высших пед. учеб.заведений . - М.: Академия, 2002. - 288 с.

7. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. В 2 ч. Ч.2. / В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкиной и др.; Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988. – 270с.

8. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. институтов. В 2 ч. Ч.1. / В.И.Логинова, П.Г.Саморукова, Б.С.Лейкиной и др.; Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой.- М.: Просвещение, 1988. – 256с.

9. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина.- М.,1986.

10. Зернов, Н.Г. Ребенок раннего возраста в семье. - М.: Знание, 1979. - 96 с.

11. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Академия, 2006. - 416 с.

12. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М.: Педагогика, 1980. – 272с.

13. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях кн. для воспитателя дет. сада . - М.: Просвещение, 1986. - 143 с.

14. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях пособие для воспитателей дошкольных учреждений . - М.: Владос, 2004. - 172 с.

15. Практикум по дошкольной педагогике. Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений и работников дошкольных учреждений. – М.: Академия, 1996. – 248с.

16. Фонарева, С.В. Воспитание детей раннего возраста пособие для студентов-заочников фак. дошк. воспитания пед. вузов . - М.: Просвещение, 1970. - 39 с.

17. Янушко, Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года) метод. пособие для воспитателей и родителей . - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 56 с.

ПРОГРАММА ПРАКТИКИ

В ГРУППАХ РАННЕГО ВОЗРАСТА

(для студентов ОЗО)

Цель: Формирование у студентов основ педагогического мастерства, гуманистической направленности, профессиональных знаний, педагогической техники, педагогических способностей.

Задачи:

1. Формировать представление о самоценности раннего детства, значимости освоения детьми предметной игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, речи, основных видов движений.

2. Формировать понимание необходимости глубокого изучения особенностей физического и психического развития ребенка для организации образовательного процесса в группах раннего возраста.

3. Дать представление об особенностях работы воспитателя и своеобразии предметно-развивающей среды в группах раннего возраста (оборудование, игрушки, мебель, методические пособия).

4. Учить планировать учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей раннего возраста.

5. Формировать педагогические умения воспитателя группы раннего возраста, развивать педагогические и творческие способности.

6. Воспитывать интерес и уважение к ребенку как к формирующейся целостной личности.

ПАМЯТКА ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ III КУРСА

Практика проводится в течение двух недель в группах раннего возраста. Студенты работают в качестве воспитателей.

За время прохождения практики каждый практикант должен:

· отработать в качестве воспитателя одну неделю.

· провести развлечения с детьми;

· спланировать и провести две зачетные смены на оценку;

· в течение всей практики вести дневник.

По завершению педпрактики Вам необходимо предоставить следующую документацию:

1. Дневник с анализом своей ежедневной работы и деятельности воспитателя группы.

2. Аттестацию-характеристику, которая включает в себя:

а) оценки за проведение двух зачетных смен;

б) оценка за проведение развлечения с детьми;

в) характеристику работы практиканта (заполняется воспитателем группы) с печатью УДО Администрации г. Глазова или другого населенного пункта, в котором была пройдена практика.

3. Конспект развлечения с детьми.

4. Подробные планы проведения двух зачетных смен.

5. Календарный план учебно-воспитательной работы на одну неделю.

6. Краткий отчет о педпрактике (на отдельном листе формата А4).

Всю документацию необходимо сдать до начала следующей сессии после окончания практики. За нарушение сроков сдачи документации без уважительной причины педпрактика может быть не зачтена или за нее снижается оценка.

В течение первой недели необходимо:

1. Познакомиться с коллективом детского учреждения, с детьми группы.

2. Наблюдать и анализировать работу воспитателя в группе, при этом оказывать ему помощь в работе.

3. Изучать особенности организации образовательной работы, педагогического общения с детьми раннего возраста.

4. Изучать предметно-развивающую среду и ее роль в воспитательно-оздоровительной работе в группах раннего возраста.

5. К концу первой недели составить календарный план работы на следующую неделю.

6. Оформить результаты деятельности письменно.

В течение второй недели необходимо:

1. Работать в качестве воспитателя по предварительно намеченному календарному плану.

2. Провести развлечение с детьми группы на оценку.

3. Провести две зачетные смены на оценку.

4. Вести дневник самоанализа деятельности в процессе практики.

ЗАДАНИЯ КАФЕДРЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

ЗАДАНИЕ 1

Наши рекомендации