Характеристика методов обучения в современной дидактике.

". Так, И. Ф. Харламовдаетследующееопределениесущностиэтогопонятия: "Подметодамиобученияследуетпониматьспособыобучающейработыучителяиорганизацииучебно-познавательнойдеятельностиучащихсяпорешениюразличныхдидактическихзадач, направленныхнаовладениеизучаемымматериалом".

1. Объяснительно-иллюстративныйметод. Учащиесяполучаютзнанияналекции, изучебнойилиметодическойлитературы, черезэкранноепособиев "готовом" виде. Воспринимаяиосмысливаяфакты, оценки, выводы, студентыостаютсяврамкахрепродуктивного (воспроизводящего) мышления. Ввузеданныйметоднаходитсамоеширокоеприменениедляпередачибольшогомассиваинформации.

2. Репродуктивныйметод. Кнемуотносятприменениеизученногонаосновеобразцаилиправила. Деятельностьобучаемыхноситалгоритмическийхарактер, т.е. выполняетсяпоинструкциям, предписаниям, правиламваналогичных, сходныхспоказаннымобразцомситуациях.

3. Методпроблемногоизложения. Используясамыеразличныеисточникиисредства, педагог, преждечемизлагатьматериал, ставитпроблему, формулируетпознавательнуюзадачу, азатем, раскрываясистемудоказательств, сравниваяточкизрения, различныеподходы, показываетспособрешенияпоставленнойзадачи. Студентыкакбыстановятсясвидетелямиисоучастникаминаучногопоиска. Ивпрошлом, ивнастоящемтакойподходширокоиспользуется.

4. Частично-поисковый, илиэвристический, метод. Заключаетсяворганизацииактивногопоискарешениявыдвинутыхвобучении (илисамостоятельносформулированных) познавательныхзадачлибоподруководствомпедагога, либонаосновеэвристическихпрограммиуказаний. Процессмышленияприобретаетпродуктивныйхарактер, ноприэтомпоэтапнонаправляетсяиконтролируетсяпедагогомилисамимиучащимисянаосновеработынадпрограммами (втомчислеикомпьютерными) иучебнымипособиями. Такойметод, однаизразновидностейкоторого - эвристическаябеседа, - проверенныйспособактивизациимышления, возбужденияинтересакпознаниюнасеминарахиколлоквиумах.

5. Исследовательскийметод. Послеанализаматериала, постановкипроблемизадачикраткогоустногоилиписьменногоинструктажаобучаемыесамостоятельноизучаютлитературу, источники, ведутнаблюденияиизмеренияивыполняютдругиедействияпоисковогохарактера. Инициатива, самостоятельность, творческийпоискпроявляютсявисследовательскойдеятельностинаиболееполно. Методыучебнойработынепосредственноперерастаютвметодынаучногоисследовани

Методыобучения–этосовокупностьприемовиподходов, отражающихформувзаимодействияучащихсяиучителявпроцессеобучения.

Изданныхсхемвидно, чтометодыобученияможноподразделитьнатриобобщенныегруппы:

1. Пассивныеметоды;

2. Активныеметоды;

3. Интерактивныеметоды.

Каждый из них имеет свои особенности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОДЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).

Индивидуальный подход - это:

1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;2) ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;3) учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

- технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

- адаптивная система обучения А.С.Границкой;

- обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова.

Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Наши рекомендации