Билет 15. Проблема контроля знаний, навыков и умений в процессе обучения иностранному языку в школе.
Контроль – способ систематической проверки усвоения материала и овладения навыками
и умениями. сравниваем имеющийся материал с эталоном/образцом.
Функции контроля:
- самоконтроль (обратная связь)
- обучающая (повторение знаний)
- контрольно-предупредительная (когда до контрольной работы даем самостоятельную, что бы выявить слабые места)
- диагностическая (проверить чем владеем, а чем нет)
- коррегирующая (выявить пробелы)
- систематизирующая (обобщающая)
- стимулирующая (к выучиванию)
- оценочная (оценка результатов) – не путать с отметкой (баллы), оценка включает лингвистический компонент (хорошо/плохо, старался/нет и т.д.), особенно важна на начальном этапе обучения
Можем контролировать:
- знания (правила, реалии, социокультурные знания)
- навыки (грамматические, фонетические, лексические, техника чтения, техника письма) или некие свойства навыка (автоматизация, гибкость)
- умения (виды речевой деятельности + частные умения, Пр: догадка)
- компетенции
Требования к контролю:
1. регулярность, систематичность
2. объективность
3. соблюдение воспитательного воздействия оценки
4. дифференцированный подход к материалу/приемам
5. всесторонность
Виды контроля:
1. по времени:
- текущий
- тематический (к концу темы)
- периодический
- итоговый
2. по характеру:
- одноязычный/двуязычный
- устный/письменный
- индивидуальный/фронтальный
3. по функциям (см. функции контроля)
4. по наличию технических средств: программированный/традиционный
Формы контроля:
- вопросно-ответная форма
- перевод
- вставить пропущенные слова
- раскрыть скобки
- сравнить картинки
- написать сочинение
- тесты
Тесты (как один из приемов контроля) по сравнению с традиционными приемами (без вариантов ответа) имеют следующие преимущества:
- повышают объективность
- увеличивают охват учащихся
- экономичность во времени
- доступность
- учащиеся выполняют задания в индивидуальном темпе
- дифференцированный подход к заданиям
- стимулирует внимание, ответственность и т.д.
- легче обработать результаты
Минусы тестов:
- при не правильной методической разработке – нелогичность, неэффективность
- хорошо контролирует рецептивные навыки, а вот экспрессивные нет
Основные требования к тестам:
- валидность (именно то, что хотим проверить, соответствие цели и содержанию)
- надежность (всегда с правильным результатом, дает правильный уровень)
Виды тестов:
1. по цели применения:
- констатирующие(achievement test, ЕГЭ – на результат)
- диагностические (где ошибки, над чем работать)
- прогностические
- распределительные (placement test)
2. по статусу:
- стандартизованные (ЕГЭ – состоит из 4х частей: аудирование, чтение, грамматика и лексика, письмо)
- не стандартизованные
3. для текущего/промежуточного/итогового контроля
4. по объекту: на контроль языковых/речевых умений, компетенций и т.д.
5. по объему проверяемых знаний:
- дискретные (что-то одно)
- глобальные (все)
6. по характеру заданий:
- гомогенные (одинаковые)
- гетерогенные (различные)
Формы заданий в тестах:
1. избирательные (альтернативный или множественный выбор)
2. со свободно конструируемым ответов (открытый вопрос)
3. на соединение
4. ранжирование (расставить по порядку)
5. на восстановление
6. эссе
7. закончить предложение
Требование к составлению тестов:
1. четко отобрать материал для проверки
2. выбрать правильную форму теста
3. отвлекающие альтернативы д.б. на типичные ошибки
4. прописать тест (что бы фоновый материал соответствовал уровню учащихся)
5. определить кол-во заданий
6. определить время для выполнения теста
7. проверка эффективности теста на коллегах =˃ на нескольких группах учащихся =˃ при необходимости скорректировать тест
Вопрос 16. Характеристика современного урока иностранного языка в средней школе. Планирование.
Урок – основная организационная форма обучения.
Планирование учебной работы - определение преподавателем содержания занятий и их материального обеспечения на какой л. период учебной работы, а также конструирование взаимодействия преподавателя
и учащихся в ходе реального учебного времени.
Виды планирования:
1. календарное
2. тематическое
3. периодическое
4. поурочное
5. итоговое
Для эффективности планирования:
- знать УМК
- знать цели и требования
- знать уровень обученности и обучаемости детей
- учитывать условия обучения
План урока должен включать:
- цели и задачи
- этапы урока
- задания, стимулирующие деятельность учеников
- указание учебного материала, по которому будет проводиться обучение
- время на выполнение каждого задания
Общие требования к уроку (по Гезу):
1) Урок должен отвечать общедидактическим требованиям, т.е. строиться с учетом единства обучения
и развития, должен способствовать реализации практической, образовательной и воспитательной целей обучения. – целенаправленность
2) целостность (соразмеримость всех компонентов урока и их соподчиненность друг другу)
3) динамика урока (движение по стадиям усвоения материала) - правильный выбор источников информации
и приемов обучения для каждого этапа урока
4) связность урока (единство и последовательность материала по содержанию)
5) Урок должен быть научным по характеру содержания учебного материала и по способам его усвоения
6) Урок должен основываться на экспериментальным данных возрастной психологии
7) должны учитываться особенности языкового материала
8) осуществление межпредметных связей
9) каждый урок должен иметь четкую и конкретную задачу, включающую 3 компонента: 1) что необходимо усвоить; 2) в каком объеме; 3) с каким уровнем автоматизации. Для одного урока может планироваться от 1 до 3 задач в зависимости от ступени обучения, характера учебного материала и ряда др. факторов
10) Урок должен развивать самостоятельность и творческую активность учащихся, создавать мотивацию учения.
Особенности современного урока:
- речевая направленность
- основная часть урока должна занимать устная речь. Большая часть отводится говорению (чтение – эпизодически, в зависимости от задачи)
- письменные упражнения должны занимать незначительное время и не являются преобладающим видом упражнений (за исключением письменного контроля)
Существует несколько типологий уроков:
I - 2 типа урока:
1) уроки, на которых деятельность учащихся направлена на развитие умений и навыков пользования языковым материалом.
2) уроки, на которых имеет место практика учащихся в речевой деятельности.
В практике преподавания структура 1ого и 2ого типов урока может варьироваться, образуя различные виды уроков.
II – 1. урок формирования речевых навыков
2. урок совершенствования речевых навыков
3. урок формирования речевых умений
4. урок совершенствования речевых умений
5. урок повторения
6. урок контроля
Структура типопового урока:
1) Вводная часть (организационный момент). Включает объявление темы и задач урока, речевую или фонетическую зарядку (3-5 минут)
2) Основная часть, которая может включать:
а) объяснение нового материала. Работа над формой слов или грамматических конструкций, с их значением
и употреблением
б) тренировка и отработка языковых навыков
в) практика в речевой деятельности) – самая важная часть урока.
г) контроль усвоенного – необязательная часть, но может быть посвящено и 10-20 минут, в зависимости от задач урока.
3) Итоговая (заключительная) часть. Разъяснение домашнего задания, подведение итогов достигнутых результатов отдельными учащимися, что важно для усиления мотивации учения.
Нетрадиционные формы урока:
1. викторина
2. диспут
3. экскурсия
4. беседа
5. ролевая игра
6. кино (видео) урок
7. телеурок