Или социальные аспекты проблемы

В этом разделе в общих чертах обсудим отношение об­щества и государства к проблемам людей с нарушения­ми, в частности — с аутизмом. И в первую очередь пого­ворим о социальной ответственности. Люди с нарушени­ями развития нуждаются в опеке, помощи и защите. Их зависимость от окружающих людей и невозможность самостоятельно отстаивать свои права предполагают за­щиту этих прав на государственном уровне. С этой це­лью создаются организации социальной защиты, реали­зуются различные социальные программы. Политика го­сударства в отношении инвалидов во многом определяет отношение к ним всего общества.

В нашей стране положенние инвалидов оставляет же­лать лучшего. Маленькие пенсии и некоторые льготы — вот, пожалуй, весь перечень заботы о них государства. Социальных работников катастрофически не хватает. Общество не информируется о проблемах особых лю­дей, публикации, передачи по радио и телевидению, по­священные этой проблеме, крайне редки. В результате общество оказывается не готово принять людей с нару­шениями, не желает понимать их проблемы.

Такое положение дел объясняется, с одной стороны, материальными трудностями: государственный бюджет не располагает достаточными средствами для развития социальной сферы, научных исследований в области коррекционной педагогики и психологии, создания новых образовательных учреждений специального назна­чения. С другой стороны, гражданское общество только зарождается в нашей стране. Потребуется время, чтобы общество научилось быть милосердным.

Некоммерческие негосударственные организации, помогающие инвалидам и их близким, не в силах ре­шить проблему в целом. Они могут помочь лишь неболь­шому числу нуждающихся. Однако результаты их рабо­ты обнадеживают. Развивается в нашей стране и пра­ктика благотворительности в отношении инвалидов.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ,

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ

Коррекционная работа с аутичными детьми — особый раздел коррекционной педагогики и психологии. Но по­скольку синдром раннего детского аутизма был выделен как специфическое нарушение сравнительно недавно, можно говорить о том, что проблема аутизма исследова­на еще недостаточно.

В Институте коррекционной педагогики Российской академии образования есть научная лаборатория, много лет занимающаяся проблемами помощи детям с наруше­ниями общения, под руководством доктора психологи­ческих наук Ольги Сергеевны Никольской. Специалис­ты лаборатории разработали классификацию детского аутизма и предложили методы коррекционной работы по воспитанию и обучению аутичных детей. К сожале­нию, о других долговременных научных исследованиях синдрома аутизма в нашей стране нам неизвестно.

Несмотря на создание упомянутой группой ученых серьезной теоретической базы, дающей представление о психологической картине синдрома раннего детского аутизма, по-прежнему не существует учебника для ву­зов. В государственных вузах не готовят коррекционных педагогов и психологов для работы с аутичными детьми.

Однако постепенно развиваются негосударственные формы специального образования—в Москве действу­ют курсы и семинары по коррекционной педагогике и психологии, в том числе и по вопросам работы с аутич­ными детьми.

Кто же занимается в нашей стране аутичными детьми и как это происходит? Чаще это педагоги и психологи, изначально специализировавшиеся на коррекции других нарушений. Поскольку на государственном уровне не ор­ганизована подготовка специалистов, то не хватает необ­ходимой информации, специальной литературы, затруд­нен обмен опытом. В негосударственных учреждениях ситуация иная: функционируют они чаще на средства западных благотворительных фондов, поэтому действу­ют в рамках западного подхода, налаживая обмен опы­том с зарубежными специалистами в этой области.

ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ,

КОРРЕКЦИИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Для детей, у которых нарушен интеллект, речь, слух или зрение, давно составлены программы обучения, разрабо­таны специальные методы и приемы работы, вузы гото­вят специалистов-дефектологов и логопедов, в стране создана сеть специальных образовательных учреждений для таких детей. Система же помощи аутичным детям только начинает развиваться.

Сегодня родители ребенка с диагнозом «аутизм» ока­зываются перед огромной проблемой: как организовать помощь ребенку? Где найти специалиста, у которого есть опыт работы с такими детьми? Где может обучать­ся такой особенный ребенок?

- диагностика

Вопросами диагностики и подбора образовательного уч­реждения для детей со специальными образовательными потребностями на государственном уровне занимаются постоянные межведомственныепсихолого-медико-педа­гогические комиссии1(ПМПК). ПМПК создаются из рас­чета одна комиссия на 10000 детей, проживающих на од­ной территории, но не менее одной ПМПК на террито­рии каждого субъекта РФ. Записывают ребенка на прием ПМПК по направлению учреждения здравоохранения. Заключение комиссии носит рекомендательный характер.

При Институте коррекционной педагогики РАО дей­ствует консультативно-диагностический центр. Можно обратиться непосредственно в лабораторию содержания и методов обучения детей с эмоциональными наруше­ниями(заведующая—профессор Ольга Сергеевна Ни­кольская) или в лабораторию дошкольного воспитания детей с проблемами в развитии(заведующая—профес­сор Елена Антоновна Стребелева). Но научно-исследова­тельский институт не может организовать систематиче­ские занятия с детьми. Экспериментальные группы на его базе могут помочь лишь небольшому количеству детей.

Получить консультацию можно также в Научном центре психического здоровья РАМН (главный научный сотрудник отдела по изучению детской психиатрии — профессор Вера Михайловна Башина).

- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже десять лет работает Центр психолого-медико-соци­ального сопровождения детей и подростков (ЦПМССДиП) Департамента образования г.Москвы («Кашенкин Луг»). Специальных детских садов и группдля детей с аутиз­мом пока не существует. Устроить такого ребенка в мас­совый детский сад или общеобразовательную школу труд­но (и даже опасно) и такие попытки могут закончиться крахом надежд родителей социализировать ребенка.

Аутизм — сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозмож­но без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и спе­циальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Однако возможно и успешное вхождение ребенка в детский коллектив. В каждом конкретном случае это будет зависеть от доброго и терпеливого от­ношения к аутичному ребенку воспитателя или учителя, в силах которого создать общую атмосферу доброжела­тельности и заботы об особом ребенке в группе детей. Поэтому решение об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути необходи­мо принимать, учитывая степень аутизации ребенка, тщательно взвешивая все обстоятельства за и против.

- ИНТЕГРАТИВНЫЕ ГРУППЫ

В последнее время появились и развиваются так называ­емые интегративные группы и классы. Интегративный подход предполагает возможность введения детей с нару­шениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. В таком коллективе работают специалисты, помогающие детям с нарушениями адаптироваться и успешно обучать­ся, а здоровым детям — быть терпимыми и

 
  или социальные аспекты проблемы - student2.ru

1 Подробнее о функционировании психолого-медико-педагоги­ческих комиссий на территории РФ можно узнать из текста Статьи 23 Федерального Закона «Об образовании лиц с огра­ниченными возможностями здоровья (специальном образова­нии)», принятого Государственной Думой 2 июня 1999 г.

милосердны­ми. Считается, что при правильном построении группы (соблюдении нужного соотношения здоровых детей и де­тей с нарушениями и других необходимых условий) та­кая ситуация обучения будет полезна для всех: дети с на­рушениями получат возможность общения, посильного участия в социальной жизни, будут тянуться за здоровы­ми сверстниками, а те, в свою очередь, смогут более глу­боко понять сложные социальные отношения, проявить социальную активность, научиться помогать слабым.

Это эффективный путь социализации аутичного ре­бенка, организации его обучения и воспитания. Такой вариант предпочтительнее нахождения аутичного ребен­ка среди себе подобных. Однако процесс интеграции детей с нарушениями развития в большую жизнь людей только начинает развиваться. На этом пути встречается много разнообразных проблем, и главная из них — него­товность общества в целом принять людей с нарушения­ми. Не понимая социальных аспектов данной проблемы, многие родители не хотят, чтобы вместе с их здоровым ребенком учился и воспитывался «ненормальный». К то­му же по-прежнему остро не хватает опытных специа­листов, в частности — коррекционных психологов.

- НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Достойную репутацию заслужилЦентр лечебной педа­гогики, в котором оказывают лечебно-педагогическую помощь детям с серьезными нарушениями психики и речи. Это негосударственная благотворительная органи­зация, существующая в Москве уже больше десяти лет. Также хорошо зарекомендовало себя учреждение«Наш солнечный мир», реализующее авторскую «Программу комплексной экосистемной реабилитации и социальной адаптации детей и молодежи с нарушениями развития и их семей». Появляются у нас известные во всем мире Кэмпхилл-общины, в которых живут, учатся и работают в специально организованных мастерских люди с различ­ными нарушениями развития, сотрудники и их семьи, а также волонтеры, гости и др. Одна из таких общин дей­ствует уже несколько лет в Ленинградской области. Адреса и телефоны этих и подобных организаций, а также адреса Интернет-ресурсов с более подробной информа­цией о них приведены в Приложениях 2, 3.

Подведем итоги. Итак, в Москве можно получить консультацию и определиться с диагнозом. Но государ­ственных специализированных учреждений и групп для детей с диагнозом «аутизм» почти нет. Попытка устроить аутичного ребенка в массовое учреждение детского об­разования или в специальное учреждение другого про­филя несет в себе большую долю риска и может закончиться плачевно для ребенка, лишь усугубив его пробле­мы. Негосударственные организации, помогающие аутичным детям, часто используют нестандартные подходы к обучению таких детей и авторские методики, которые не имеют твердого научного фундамента и не провере­ны временем. Надежду вызывает развитие интегративных групп и классов. Остается только пожелать скорей­шего их развития и распространения по всей стране.

Одна из целей этой книги — организация первого эта­па помощи аутичным детям. Используя представленный в книге материал, педагоги и психологи, столкнувшиеся со случаями раннего детского аутизма, смогут проводить с детьми систематические индивидуальные занятия.

Посредством такой коррекционной помощи можно организовать поведение ребенка, начать процесс его со­циализации, готовя его к интеграции в дошкольное или школьное образовательное учреждение.

Наши рекомендации