Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике.

Целеполаганию в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цель и характер воспитания определяются:

· Экономическим развитием общества;

· Научно-техническим и социальным уровнем развития;

· Развитие педагогической теории и практики;

· Возможностями учебно-воспитательных учреждений;

· Уровнем подготовки педагогических кадров;

· Развитием детей и их возможностями.

Выделяют три уровня целеполаганию в воспитании: идеал воспитания; уровень воспитания; устремлений и задач воспитания; уровень цели и смысла жизни человека.

Первый уровень – это образ конечного результата воспитания, деятельности всего общества. Это тот социальный заказ, воспитательный идеал, который формируется в обществе. Так, в статье 14 п. 1 Закона РФ «Об образовании» записано что целью современной образовательной системы является «формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества», а в статье 9 п. 2, что образование служит решению задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни общества, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональной образовательной программы.

Второй уровень – это образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитания, устремлений, т.е реализация этого социального заказа в конкретных образовательных, воспитательных системах. В этом случае идеальный социальный заказ, безусловно, трансформируется, т.к. он уточняется и корректируется в федеральных и региональных документах, в сознании и понимании этих целей конкретно учителем, воспитателями и родителями. Каждый педагог и воспитатель в этой цепочке реализует единый социальный заказ по формированию нужной обществу личности, но вкладывает в это свой подход, свое видение как самого идеала, так и путем его достижения, отсюда разнообразие воспитательных и образовательных технологий, моделей и получаемых результатов.

Но не менее, а может быть с позиций гуманистической парадигмы пед. взаимодействия, и более значимой, является уровень цели и смысла жизни человека, его потребность в самореализации. Обществу нужна определенная личность, но личность растущего человека не средством решения чьих-то задач, это уникальное и неповторимое сочетание качеств, возможностей и собственных устремлений, которые игнорировать нельзя. На протяжении тысячилетей как на первом месте стояли цели первого уровня и достижение их через решение задач на втором уровне. Гуманистическая, личностно ориентированная педагогика на протяжении всего периода своего существования пытается сделать ребенка целью своего процесса организованного взаимодействия с ним. Человек его возможности, понимание им смысла собственной жизни, своего появления и существования на этом свете – вот, что должно волновать все социальные науки и педагогику как прикладную философию. Человек – мера всех вещей, ради человека существует сама образовательная и воспитательная система и каждый воспитатель, учитель и педагог, ради человека и полноценности раскрытия его потенциала существует само общество и государство.

При утверждении личностно- ориентированных подходов в педагогике происходит смена репродуктивной парадигмы воспитания, направленной на воспроизводство установившихся образцов и стандартов, на креативную, творческую, ориентированную на ценности, имеющую отношение к природе человека и способам осознания им собственного опыта.

В современных психолого-педагогических подходах к воспитанию целью является влияние на развитие потребностей и способности личности к саморазвитию.

Иерархия целей в воспитании.

Уровни целеполагания

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества. Образ социально-желаемой подготовленности личности на уровне воспитательной устремлений Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации.
Социальный воспитательный заказ Реализация социального заказа в конкретных образовательных и воспитательных системах. Самостоятельный человек – залог величия его. (А.С. Пушкин).

Методы воспитания.

План.

1. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация.

2. Методы убеждения.

3. Методы упражнений (приучение)

4. Методы поощрения и наказания.

1. Методы воспитания – это конкретные пути влияние на сознание чувства, поведение школьников для решения педагогических задач в совместной деятельности (общий) последних с учителем, воспитателем.

Метод воспитания – способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, игровой, спортивной, художественно-эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, её социальное и физического развития.

Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегическими) , которые ставятся с учетом специфики общественно- воспитательной среды, возрастом, индивидуально-типологическими особенностями учащихся (характер нервно-псих. расстройства разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов).

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связанны, т.к. средства воспитания – это, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которая используется для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность учителя – воспитателя, средство же может влиять вне её. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм, телепередача, и без педагога (нередко и вопреки советам учителей если эти средства несут аморальную информацию).

Методы можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. П.И. Подкосистый выделяет три группы методов:

I Методы, с помощью которых прежде всего формируется взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между её членами. Это метод убеждения.

У ним относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительная и предписывающая) в форме внушения, повествования, диалога, инструктажа, доказательства, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения, призыва и т.д.

Все эти виды информации воздействия имеют функцию убедить и с их помощью педагоги решают главную задачу: сформировать взгляды о том, «что такое хорошо и что такое плохо», взгляды о добре и зле, о допустимом и недопустимом.

II Методы, с помощью которых прежде всего организуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные её мотивы. Это метод упражнений (приучений).

К ним относятся различные виды знаний на деятельность (индив. и групповые) в виде поручений, требования, состязания, показ образцов и примеров, создание ситуации успеха.

III Методы, с помощью которых прежде всего стимулируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморегуляции их поведения, в саморефлексии, самовоспитании, а также производится официальные оценки поступков учащихся. Это метод оценки и самооценки.

К ним относятся различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации доверия, критики и самокритики.

Методы убеждения.

Метод убеждений – это путь воздействия на сознание школьника для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Методическое убеждение является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый учитель. Нельзя безответственно бросаться словами, содержанием большого смысла, нельзя часто повторять общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протест, рождает конфликты и обиды.

Метод убеждений служит для формирования взглядов которые в сознании школьника, в его тезаурисе раньше не имелись (или небыли закреплены), или для актуализации имеющихся знаний.

Самоутверждение и самовыражение школьника происходит в условии не четко им осознанных и сформированных представлений, понятий, принципов. Необладая твердыми и глубокими знаниями, молодой человек не всегда может сделать анализ происходящих событий, допускает ошибки в суждениях.

Одним из противоречий, которые разрешается в процессе воспитания, является противоречием между примитивными представлениями школьника о сущности происхождения событий и теме знаниями, которые вносит в его сознание из вне организованная система воспитания.

Диалог– основной путь обмена мыслями, универсальная форма информации взаимодействия педагога с учащимися. Это прекрасный способ воздействия на сознание и определение взглядов, мотивов, чувств. Условие успешного использования учителем диалога:

1. Своевременный выбор роли говорящего или служащего. (часто возникает душевный резонанс);

2. Способность слушать собеседника;

3. Способность придать своим соображениям правильную форму. В педагогике существует две формы высказывания: «я - сообщение» и «ты - сообщение». Первое – путь к взаимопониманию, второе – движение в обратном направлении.

Если педагог говорит: «мне не нравиться, как ты выполнил домашнее задание», то в этом случае он показывает свою реакцию на поступок собеседника, дает ему возможность объяснить случившееся. В этих условия воспитательная задача будет решаться без драмы. Если же педагог скажет: «ты безответственный и ленивый; не желаешь по-настоящему выполнять домашнее задание», то этот приговор вызовет ответную агрессивную реакцию ученика. Вообще никогда в разговорах со школьниками не следует оценивать их личность отрицательно, а нужно делать замечание (если они необходимы) по совершенным поступкам.

В диалогах необходимо соблюдать неприкосновенность личности школьника. Всегда надо осознавать великую разницу слов: «ты-хулиган» и «ты – поступил плохо» или : «ты - бездельник» и «ты- невыполним работу» и. тд. Выносить оценку следует только конкретным действиям, оставляя личность в покое. У каждого есть внутренняя правота и внутренняя слепота. Пусть же оценивает свои побуждения и дела сам ученик, а педагог – призван только стимулировать это.

Рекомендации по применению методов убеждения:

- Метод убеждения необходимо системно использовать в практической работе;

- Целесообразно использовать разнообразные формы убеждения;

- Информация должна быть:

а) научно (объективно излагать факты);

б) связанной с практикой;

в) объективной, доступной, яркой.

- Воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний;

- Школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие;

- Не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседами, докладами;

- Не следует считать методы убеждения единственным. Необходимо считать его с методом упражнений и.др.

Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Различные подходы к целеполаганию в воспитании. Целостный характер цели в современной педагогике. - student2.ru Основные пути формирования детского коллектива

Условия правильного тона и стиля в коллективе (А.С. Макаренко)

- Мажор – бодрость, радость, красота;

- Гордость за свой коллектив и чувство собственного достоинства;

- Дружеское единение членов коллектива;

- Активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому действию;

- Привычка к торможению и сдержанность в словах, движениях, эмоциях;

- Высокая сознательная дисциплина, проявляющаяся в движении вперед, в стремлении к чему-то новому, в преодолении трудностей.

Наши рекомендации