Разработка педагогического решения

Это самая творческая часть процесса, стадия, когда нужно точно определить основные идеи, мысли и подходы. Тони Бузан разработал технику «когнитивных карт», которая является прекрасным способом создания тренинговых программ (см. главу 5).

Следующая схема иллюстрирует другую модель, позволяющую вашим мыслям максимально широко охватить различные области, относящиеся к конкретной задаче.

Техника Бузана является особым процессом. Вы можете применять ее или в упорядоченном линейном варианте, или вместе с использованием разных цветов и иллюстраций, т.е. более творчески. Таким образом, два человека, обладающие различными стилями обучения, один — более впечатлительный, а другой — более практичный и мыслящий логически, вместе разрабатывают программу тренинга. Они оба могут использовать предложенную технику для построения программы. На примере этой модели вы увидите и некоторые другие факторы, важные на этой стадии.

Разработка педагогического решения - student2.ru

Исследование

Очень немногие тренеры способны создавать программы тренингов без некоторого предварительного исследования. Мы уже упоминали беседы с участниками, но полезно обращаться и к другим источникам информации. По мере накопления опыта тренеры собирают «банк данных», состоящий из результатов предыдущих программ, предложений, содержательных материалов и различных действий. Накопленный материал тренеры перерабатывают и используют в дальнейшей работе.

Однако тренеры должны быть способны генерировать собственные идеи. Иногда эти идеи появляются в результате предварительного исследования, иногда — возникают из других источников. Для собственного развития можно посещать тренинги, с программами которых вы не знакомы, чтобы овладеть новыми техниками, например, техникой «когнитивных карт», или развить собственную способность к творчеству (см. главу 5).

Хорошее начало деятельности по разработке программы тренинга — работа с более опытным тренером. Как видно из модели, приведенной ранее, важно уметь определять наилучшие для себя время и способы создания тренинга. Одним из этих способов является создание концепции тренинга и дальнейшая работа мозга «в свободном режиме». Другой метод — выражать свои идеи графически или с помощью наглядных приемов. В идеале это должно происходить в специальной комнате для создания программ, оборудованной флип-чартами, фломастерами, бумагой и другими ресурсами, чтобы вы могли использовать свои знания для успешной реализации проекта.

Установление параметров

После начальной созидательной стадии необходимо согласовать рамки программы. Если создаваемая программа — тренинг, одним из способов начать ее разработку может стать разделение листа бумаги на флип-чарте линиями, определяющими начало, окончание и перерывы в работе. Это вам позволит определить размер задачи на первых порах и сделать процесс более управляемым. Затем разделите временные блоки на сессии, которые впоследствии сформируют основу вашего распорядка дня. Вы можете озаглавить эти сессии так, чтобы самим названием стимулировать интерес участников. Например, заголовок «Искусство возможностей» можно использовать для описания сессии, посвященной навыку разрешения проблем.

К этому моменту уже нужно определить, программу какого рода вы разрабатываете — тренинг, инструктаж или фасилитация. Целью всегда является разработка динамичной, компактной программы. Иногда программы тренинга получаются затянутыми, и вследствие этого теряют свою эффективность.

Разработка содержания

Установив временные рамки, позаботьтесь о наполнении их содержанием, не забыв о темпе, разных вариантах, периодах активного внимания и стилях обучения (см. гл. 2 — «Стили обучения»). Перечислим основные компоненты программы.

Введение

Во введении определяется направленность разрабатываемой программы. Оптимально, если перед тренингом внутри организации вступительное слово скажет топ-менеджер этой компании. Вступительное слово должно пояснить участникам программы связь тренинга с бизнес целями организации и продемонстрировать поддержку компании на проведение тренинга.

Необходимо определить конкретного человека, который произнесет вступительную речь, и разработать для него тезисы, позволяющие высказывать как его собственные идеи, так и некоторые ваши идеи по поводу проводимого тренинга.

Цели и задачи

Следующим этапом является описание целей и задач тренинга. Есть разнообразные способы, позволяющие сделать это оптимальным образом. В первую очередь, цель должна описывать общий результат программы.

Цель: обеспечить достижение конкретных результатов в бизнесе линейных менеджеров с помощью Повышения их эффективности управления людьми.

Задачи — это то, что участники должны выполнить в конце программы. Задачи должны быть:

— узко направленными;

— измеримыми;

— достижимыми;

— реалистичными;

— рассчитанными по времени.

Формулирование задач лучше начинать с глагола, желательно избегать слова «понять», так как оно звучит слишком расплывчато и не поддается измерению. Используйте следующие формулировки и слова.

После завершения программы ее участники будут способны...

...описывать,

...определять,

...измерять,

...применять,

...разрабатывать.

Остерегайтесь ставить недостижимые цели. Иногда чересчур амбициозные задачи, поставленные тренерами, становятся серьезной помехой в работе.

Открытие занятия

Планируя первое действие в тренинге, важно сознавать, чего вы хотите достичь. Даже если тренеры были знакомы с участниками тренинга еще до его начала, надо быть готовым к проявлениям различных эмоций группой. Поэтому в процессе разработки программы необходимо тщательно продумать первое действие тренинга. Чего вы хотите достичь?

1. Действие: вы хотите заинтересовать группу и вовлечь ее в работу и не хотите видеть наблюдателей, или «пассажиров».
2. Включение: вы хотите, чтобы люди, пришедшие к вам, стали Участниками, включились в деятельность, независимо от их первоначального настроения, в идеале — к первому перерыву на кофе.
3. Любопытство и интрига: вы хотите, чтобы они открыли для себя новое, приняли участие в этом мероприятии.
4. Энергия и взаимопонимание: вы хотите активного участия и готовности работать с вами.

Учитывайте эту схему при разработке первого действия. Оно должно быть коротким и динамичным, после него можно сделать небольшой перерыв.

Во время этого действия необходимо дать людям возможность представиться. Часто это упражнение называют «ледоколом»[3].

Существует много упражнений, содержащих «ледоколы». Однако почти любая задача может использоваться как «ледокол», если вы включите в нее возможность представиться в рамках обратной связи.

Переход к содержанию

После завершения первого действия работу нужно направить на достижение целей программы. При этом должна соблюдаться соразмерность между активным участием членов группы и лекциями тренера. Последовательность может быть следующей:

• Теоретическая часть.

• Практическая деятельность.

• Обратная связь.

• Обзор ключевых пунктов обучения.

Остановимся на каждом из этих пунктов подробнее.

Теоретическая часть

В рамках первой теоретической части вы можете предоставить слово специально приглашенным лицам, использовать слайды, видео-презентации или представлять информацию самостоятельно. Всегда помните об активных периодах внимания аудитории, поощряйте включение в обсуждение и задавание вопросов.

Практическая деятельность

Практическая деятельность может быть упражнением, разбором случая из практики, игрой-симулятором или ролевой игрой. Она должна побуждать участников тренинга к активному включению в работу. Никогда не предлагайте задачу или упражнение, не связанные с целями тренинга, или действия, не связанные с реальностью — они не вызывают доверия и не сработают! Участники очень проницательны и практичны. Они отвергнут предложение, не имеющее «глубины».

Разработка деталей практической работы требует значительных затрат времени. Поэтому источники вашего вдохновения могут быть различными. Они могут базироваться на испытанной, проверенной методике, используемой вами прежде и модернизированной в целях соответствия потребностям новой группы, а могут исходить из чего-то иного. Вы должны исследовать свою группу, чтобы определить ее установки, стиль, энергичность и т. д. При разработке программы необходимо запастись адекватными примерами, конкретными случаями из своей практики, материалом для ролевых игр, который найдет отклик у участников. Материал должен быть осмысленным и практичным. Например — возможность для участников разобрать случай из своей практики и разработать решения, основанные на имеющихся у них сценариях. Сценарии, по их мнению, обеспечивают безопасную среду для проверки идей и способов действий.

Хорошо структурированная ролевая игра, тщательно организованная, с обратной связью, может дать участникам тренинга реальную возможность овладеть новыми навыками. Точно так же, бизнес-игры могут пробудить творчество, настроить на разрешение проблем и на командную работу. Создание этих примеров требует времени, поэтому создав их один раз, используйте как модель и в дальнейшем, экспериментируйте, пока не найдете то, что работает наилучшим образом.

Обратная связь

Этому пункту следует уделить особое внимание. Прежде, чем предпринимать какие-то действия, стоит потратить время на объяснения группе механизма обратной связи. Участникам дается четкое руководство относительно лимита времени, отводимого на обратную связь и ее графического изображения. Например: «На обратную связь вам отводится приблизительно десять минут и два флип-чарта».

Наши рекомендации