Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления особенностей воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста мы обратились к анализу программ «Радуга», «Истоки», «Физическая культура дошкольникам», «Здоровье с детства», «Я и моё здоровье», «Здоровый дошкольник» и др.
Одной из основных задач программы «Радуга» является укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни.
Большое внимание уделяется особенностям организации оздоровительных мероприятий в режиме дня. Для этого в программе каждой возрастной группы запланированы следующие разделы: «Как формировать привычку к здоровому образу жизни» (первая младшая группа), «Формируем привычку к здоровому образу жизни» (вторая младшая и средняя группы), «Формирование привычки к здоровому образу жизни - важнейшая задача воспитания» (старшая группа), цель которых заключается в раскрытии основных анатомофизиологических особенностей детей, условий здорового образа жизни и правил формирования полезных привычек [7].
В программе «Истоки» заложены начала здорового образа жизни, физической культуры, связанные с активными движениями, дающими ребёнку ощущение мышечной радости. Дети получают большой объём знаний о собственном теле, учатся адекватно реагировать на изменения окружающей среды, что позволяет сознательно относиться к своему здоровью. Проблема физического развития связывается с безопасностью, с предупреждением травм и всего, что может привести к нарушению здоровья и эмоционально-физического благополучия.
Программа «Истоки» обращает внимание не только на техническую, но и на экспрессивно-выразительную сторону двигательной сферы ребёнка. Движения ребёнка выражают его эмоциональное состояние, переживания по поводу различных событий. Развитие языка движений позволяет педагогу проникнуть в эмоциональную сферу дошкольника, обеспечить целостность его психофизического благополучия. Самостоятельный раздел посвящён здоровью как основе физического развития. Особо подчёркивается, что в центре педагогической работы стоит психическое здоровье ребёнка. Педагогическая работа обеспечивает эмоциональный комфорт, стабильно положительный психологический климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение. Показателями успешности работы по укреплению психического здоровья являются: адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, его эмоционально-положительное состояние, когда он находится в ладу с самим собой, с окружающими, чувствует себя защищённым, обладает свободой поведения, не испытывает тревожности, угнетения и напряжённости [32].
К программам физкультурно-оздоровительного направления можно отнести программу «Физическая культура-дошкольникам», цель которой оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направления физического воспитания:
• оздоровительное обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей;
• воспитательное – обеспечение социального формирования личности ребёнка, развития творческих сил и способностей;
• образовательное – обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей.
Три основополагающих принципа, по мнению автора, регламентируют деятельность педагога ДОУ в физическом воспитании детей:
- принцип фасцинации - специально организованное вербальное воздействие-умение очаровать ребёнка своим внешним видом, им самим, друг другом, проявлять интерес к окружающим предметам, действиям с ними, физическим упражнениям и движениям.
- принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребёнок постигает для себя значение и физических упражнений; природу их внедрения).
- принцип творческой направленности – самостоятельное создание ребёнком новых движений на основе его двигательного опыта.
Использование средств физической культуры в оздоровительных целях помогает формировать у детей важные двигательные умения и навыки, знания в области гигиены, медицины и физической культуры.
Для реализации оздоровительного направления предусматривается специальная система мер, методов и приёмов: широкое использование естественных факторов природы; гигиенический уход; чётко организованный режим дня; массаж в игровых формах; физические упражнения для формирования осанки, развития органов дыхания, отдельных двигательных качеств, психики (внимания, ориентации в пространстве и во времени).
В программе приведены критерии эффективности образовательной, воспитательной и оздоровительной работы с детьми [32, 34].
«Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет» является разделом образовательного проекта «Рекорд-Старт». Взамен «ведомственному» подходу к решению проблемы физического воспитания автор предлагает альтернативный уму комплексный, междудисциплинарный. В программе нашли продолжение и развитие идеи Э.В.Ильенкова («Здоровый дух сам строит «для себя» здоровое тело»), А.В.Запорожца (значение двигательного воображения в управлении детских движений), Н.А.Бериштейна («Двигательное упражнение-это повторение без повторения»), Ю.Ф.Змановского (педагогика оздоровления, которая оформляется на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики и детской психологии). Цель программы заключается в формировании двигательной сферы и создании психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности [32,34].
Программа «Здоровье с детства» относится к программам валеологического направления. Цель программы – разностороннее и гармоническое развитие разнообразных двигательных и физических качеств, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе валеологических знаний. Соответственно в программе выделены два раздела: «Растить здоровым» - для детей младшего дошкольного возраста, «Учусь быть здоровым» - для детей старшего дошкольного возраста.
В начале каждого раздела определены задачи физического воспитания детей (оздоровите6льной и образовательной направленности) и подробно описаны шесть подразделов: в первом разделе – «Я – человек»; во втором – «Правила гигиены»; в третьем – «Движения»; в четвертом – «Вредные привычки»; в пятом – «Береги себя»; в шестом - «Я- хороший человек».
Программа имеет чёткую структуру. Определены задачи физического воспитания. В таблицах подробно представлены данные физического развития и физиометрические показатели. Тесты для оценки резервных возможностей физической подготовленности дошкольников помогут педагогу осуществить диагностику физического развития и физической подготовленности детей дошкольного возраста [3, 32].
Авторская программа Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник» посвящённая воспитательно - оздоровительной работе в ДОУ, принципиально отличается от других программ, действующих в детских садах. Во-первых, в программе предложен комплексный подход, включающий совокупность различных компонентов. Во-вторых, к каждому разделу даётся физиологическое обоснование с учётом закономерностей возрастной психофизиологии, педагогической психологии и спортивной медицины. В–третьих, большинство рекомендуемых средств и методов просты, не нуждаются в дорогостоящей аппаратуре, не требуют специальной подготовки персонала, но лишь их обязательного добросовестного выполнения. Эта программа может применяться в любом дошкольном учреждении [32, 34].
Анализ названных программ позволил прийти к выводу о том, что в них в явном виде не представлена работа по воспитанию ценностного отношения к здоровью, обеспечивающая активную позицию ребёнка-дошкольника в познании возникших патологий и их исправления, управление здоровьем и выживание в современных условиях.
Процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, приобретение практики адекватного поведения [4, 5, 15,18, 29, 44].
Усвоению знаний предшествуют отбор и систематизация информации. При этом необходимо учитывать две функции знаний: «эмоциогенную, порождающую и стимулирующую возникновение эмоций, а затем и отношений; и регуляторную, побуждающую к действию, к поступку, к деятельности» [14].
Отношение формируется и под влиянием знаний, и в результате непосредственного общения со сверстниками и взрослыми и выступает в качестве «субъективного фильтра» при восприятии окружающего мира… и в качестве точки зрения, с которой конкретная личность в состоянии оценить, принять или не принять воспринимаемое [3, 14].
Поведенческий компонент служит показателем эффективности процесса воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста и его промежуточных результатов.
Результатом такого воспитания может выступать душевное благополучие, выработка детьми собственного варианта здорового образа жизни, возможность делиться знаниями об оздоровлении, формирование умения корректировать не только свое здоровье, но и свои отношения со сверстниками и взрослыми.
Вышеизложенное стало основой для разработки модели воспитания ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста, которая будет описана в следующем параграфе.