Игра «Магазин строительных материалов»

Накануне воспитатель закрепила знания детей о свойствах различных материалов.

Дети выбирают те, из которых можно построить крепкие дома: кирпич, бетон, камень, глина.

Уточняется, что может произойти, если дом построить из соломы, бумаги (сгорит), из стекла (разобьется), снега (растает).

Ребята отбирают только кирпичи (красного и белого цве­та), глину, камни. Уточняются их свойства: твёрдые, не горят, не разбиваются.

Логопед объясняет, что дом, построенный из кирпича, — кирпичный.

Из камня — каменный; Из глины — глиняный.

Дети проговаривают хором и индивидуально. Логопед спрашивает:

— Что еще можно построить из кирпичей:

— сарай;

— забор;

— башня;

— погреб;

— стена.

— Сарай, построенный из кирпича, какой?

— Забор, построенный из кирпича, какой?

— Погреб, построенный из кирпича, какой?

Каменная — стена, дорожка, башня, статуя. Что можно построить из глины?

Глиняный — пол, дом, стена, статуя, крыша.

Игра «Что лишнее и не подходит?»

Кирпичный дом, башня, стена, каменная стена, каменный забор.

Дети называют выставленные картинки, определяют лиш­нюю и объясняют, почему она не подходит.

Игра «Юные строители»

Дети отбирают по два образца материала и рассказывают друг другу, какие у них материалы и что можно построить из них. Например:

— У меня кирпич и камень. Я построю кирпичный погреб и каменную дорожку.

— У меня глина и кирпич. Я построю глиняную крышу и кирпичный забор.

Игра «Бывает — не бывает» (сюрпризный момент)

Появляется мальчик с пальчик. Он раздает по две карточ­ки с изображением материала и предмета. Стакан — кирпич. Лампа — камень

Дети отбирают другие материалы, из которых можно сде­лать эти предметы. Организуется диалог.

— У меня стакан и кирпич. Кирпичный стакан не бывает. Стакан может быть стеклянный.

— Какие у тебя предметы?

— У меня карандаш и камень. Карандаш каменным не бывает. Карандаш может быть деревянным.

Рассказ «Кто прав?»

Собрались на поляне кувшин, шляпа и тетрадь. Стали они между собой спорить. Кто из них главней.

Кувшин сказал: «Я большой, глиняный. В меня наливают молоко». Шляпа сказала: «Я красивая, соломенная, модная. Охраняю от ярких лучей солнца. Я главная».

Тут в спор вмешалась тетрадь: «Я нужна всем и детям и взрослым. У меня яркая картонная обложка, бумажные стра­ницы. Дети рисуют на моих страницах, пишут письма, расска­зы, сказки. Я важнее всех вас».

В это время на поляну прибежали дети. — Ой, как хочется холодного молочка, — сказала девочка и налила из глиняного кувшина в стакан молоко.

— «У меня разболелась голова от жаркого солнца», — ска­зала другая и надела на голову соломенную красивую шляпу. «А я хочу нарисовать ваши портреты в тетради», — сказала третья девочка.

— Вот и решите теперь, кто из них самый важный и главный.

Рассказ читается два раза. Затем логопед задает вопросы по его содержанию. Распределяются роли между детьми: ве­дущий, кувшин, шляпа, тетрадь.

Дети надевают соответствующие атрибуты. Рассказ разу­чивается по ролям. Затем дети предлагают разные варианты концовок.

VI. Итог занятия

Дается оценка активности каждого ребенка. Дети встают из-за столов, строятся парами и, рассматривая друг друга, рас­сказывают, какая у кого одежда, из чего она сшита.

У Лены шерстяной красный сарафан и розовая шелковая кофточка, а у меня джинсовые синие брюки и белый шерстя­ной свитер и т.д.

ТЕМА: ПРИЛОЖЕНИЕ

Цель: закрепить навык практического употребления про­стых предложений в самостоятельной речи. Распространение предложений путем введения однородных дополнений и оп­ределений.

Ход занятия

I. Организационный этап

Игра «Наши мамы, наши папы»

Логопед рассказывает детям о том, как важно трудиться, что все профессии почетны. О том, кем работают ваши мамы и папы, можно догадаться по словам-подсказкам.

— Нитки, ножницы, иголки. Кому они нужны? — портнихе.

— Цемент, песок, кирпичи, гвозди, молоток. Кому они нуж­ны? — строителю.

— Краски, кисточки, бумага, альбомы. Кому они нужны? — художнику.

II. Про людей одной из этих профессий будем учиться составлять предложения. Дети сами выбирают и называют любую из 3-х профессий.

Например, портниха.

Дети знакомятся с символом действующего лица.

«Это кто?» — спрашивает логопед.

Это портниха.

— Что делает портниха?

— Шьет (появляется другой символ, обобщающий дей­ствие).

Составляется предложение по вопросам: Кто? Что делает?

Портниха шьет (дети считают, сколько слов в предложе­нии).

— Что может шить портниха? (символ дополнение ) — платье.

— Что еще может шить? (пальто, фартук, юбку, кофту и т.д.)

— Какое она шьет платье, если оно из шелка? (шелковое)

— Платье длинное или короткое?

Портниха шьет длинное шелковое платье. А если пла­тье шелковое и блестит? Значит, оно какое? (блестящее)

Предложение из 6-ти слов проговаривается хором и инди­видуально. Определяется количество слов в предложении. На фланелеграфе выставлена фигура портнихи и длинное, шел­ковое, блестящее платье.

Кроме платья портниха может шить другую одежду. Каж­дый ребенок должен составить предложение из 4 слов про портниху так, чтобы в нем было два названия одежды. Пред­ложения должны быть разные.

Как называется эта профессия, если одежду шьет не мама, а папа?

— Это портной (дети проговаривают это слово).

— Что шьёт портной?

Портной шьет:

— брюки;

— пальто;

— костюм.

Дети считают количество слов в предложениях. Одежда в зависимости от времени года может быть разной:

Летом — летняя, зимой — зимняя, весной — весенняя, осенью — осенняя.

Одежда может быть разного цвета, если она соответствует моде, ее называют модной.

Детям предлагается составить длинное предложение про то, какую одежду шьет портной.

Например: Портной шьет модные красивые брюки и зим­нее теплое пальто.

Портной шьет летний ситцевый костюм и детский шер­стяной пиджак.

Наши рекомендации