Шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана
Воспитание детей в свете
Корана и Сунны
Автор:
Абдус-Салям ибн АбдиЛлях ас-Суляйман
Предисловие к книге:
Шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан
Перевод:
Абу Сумая Казахстани
Редактор:
Абу Тальха Казахстани
Содержание
От переводчика………………………………………………........................................................................................................3
Предисловие члена Комитета крупнейших ученых-богословов КСА, шейха Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана...................................................................................................................................................................4
Введение автора.....................................................................................................................................................4
Дети являются милостью от Аллаха и даром от Него...........................................................................................4
Дети являются украшением и искушением...........................................................................................................5
Мольба пророков и праведников о наделении праведным потомством.........................................................5
О том, какую пользу получают родители от праведных детей...........................................................................6
О том, что является обязательным воспитывать детей в духе покорности Аллаху..........................................6
Виды наставления (хидайа)....................................................................................................................................6
1 – Указание и разъяснение...............................................................................................................................6
2 – Помощь, внушение и принятие...................................................................................................................7
Действия, предпринимаемые для воспитания детей..........................................................................................7
1 – Сначала мы начиняем исправлять самих себя............................................................................................7
2 – Выбирать для своих будущих детей праведную мать..............................................................................8
Будущая мать также ищет для себя праведного мужа................................................................................8
3 – Поминание имени Аллаха перед совокуплением с женой.........................................................................8
4 – Проявление повышенной внимательности матери в течении своей беременности..........................8
Возвещение о радостной вести, когда на свет появляется ребенок...........................................................9
Суджуд аш-шукр...............................................................................................................................................9
5 – Достоинство воспитания дочерей в Исламе.............................................................................................9
Один из интересных передаваемых рассказов...............................................................................................10
Воспитание дочерей в Исламе является одной из причин вхождения человека в Рай..............................10
Достоинство воспитания одной дочки
Достоинство воспитания двух дочерей или двух сестер...........................................................................10
6 – Чтение азана в ухо ребенка........................................................................................................................10
7 – Ат-Тахник......................................................................................................................................................11
8 – Дать ребенку хорошее имя и кунью.........................................................................................................12
Кунья..................................................................................................................................................................13
9 – Акъикъа.......................................................................................................................................................13
Бритье головы младенца................................................................................................................................15
10 – Грудное кормление....................................................................................................................................15
11 – Мольба (за детей) ....................................................................................................................................16
12 – Обучение ребенка произношению формулы единобожия (таухида) ..................................................17
13 – Приучение ребенка к некоторым адабам и благонравию....................................................................17
14 – Мягкое обхождение с ребенком, игра и шутки с ним............................................................................21
15 – Очищение жилища от различных музыкальных инструментов.........................................................22
16 – Оберегание жилища посредством чтения Корана, поминания Аллаха и совершения добровольного намаза в нем................................................................................................................................................22
Процесс воспитания от семи до четырнадцати лет............................................................................................23
1 – Намаз..........................................................................................................................................................23
2 – Обучение детей Корану...............................................................................................................................23
3 – Воспитание в детях повиновение Аллаху и Его Посланнику (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ............25
4 – Воспитание детей к проявлению любви по отношению к ученым и правителям мусульман..........25
5 – Выбор школы..............................................................................................................................................27
6 – Выбор друга.................................................................................................................................................27
Заключение..............................................................................................................................................................28
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
От переводчика
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху. Да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех тех, кто последовал по его пути самым наилучшим следованием от всякого зла и бедствия!
А затем:
Ко мне по милости Аллаха попала в руки книга «Воспитание детей в свете Корана и Сунны», автором которой является шейх Абдус-Салям ибн АбдиЛлях ас-Суляйман. Я нашел ее весьма полезной и востребованной для мусульман, и в связи с тем, что в силу различных причин у русскоязычных читателей нет достаточной литературы, посвященной данной теме, я, с соизволения Аллаха и с Его помощью, решил перевести ее.
Почему я предпочел именно эту книгу для осуществления перевода? Потому что к этой книге написал предисловие крупнейший современный ученый-богослов, шейх Салих ибн Фаузан аль-Фаузан (да хранит его Аллах), известность и авторитет которого в странах исламского мира и за его пределами неоспоримы. А также потому, что автор в ней затрагивает вероубеждение (акъиду) и методологию (манхадж), которых придерживались первые поколения мусульман. Читая эту книгу, нам становится ясно, что автор придерживается тех убеждений, на чем был Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)и на чем были его сподвижники. Особенно это проявляется когда автор затрагивает тему относительно того, что необходимо воспитывать детей к тому, чтобы они любили ученых и правителей мусульман. Потому что любовь по отношению к ученым и приверженцам истины являлась для саляфов критерием истинного пути, ибо любовь к ним – это любовь к религии и знаниям, а ненависть к ним – это ненависть к религии и знаниям!
Известный последователь сподвижников Тавус сказал: “Сунной является почитание ученого”. (См. Абдур-Раззакъ , 20/32).
Имам Абу Хатим говорил: “Признаком приверженцев нововведений является то, что они порочат тех, кто придерживается пути праведных предшественников”. (аль-Лялякаи, 1/179).
Имам Абу ‘Усман ас-Сабуни сказал: “Одним из признаков приверженцев Сунны является то, что они любят имамов и ученых Сунны, тех, кто ей помогает и придерживается ее, и ненавидят лидеров приверженцев нововведений, которые призывают к Огню!” (См. «‘Акъидату-ссаляф», 171).
Конечно, я не думаю, что в этой книге будет упоминаться что-то новое, что прежде не упоминалось, в особенности, когда, по милости Аллаха, существуют знающие братья, которые доносят до мусульман правильный манхадж (путь) Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям),за что мы воздаем хвалу Аллаху, Господу миров! Но я надеюсь, что это статья послужит причиной напоминания, как сказал Всевышний Аллах: «И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим»(Аз-Зарийат, 55).
Искренне желаю каждому из тех, кто прочитает эту книгу, извлечь для себя пользу из имеющихся в ней наставлений и найти ответы на интересующие вопросы.
Прошу Живого и Вечносущего Аллаха вознаградить автора этой книги за все усилия, которые он приложил для написания данной книги!
Прошу так же Всепрощающего и Милосердного Аллаха простить меня, если я совершу какую-либо ошибку при переводе, и прошу Всевышнего Аллаха помочь нам в поклонении Ему, привести нас к тому, что Он любит и чем Он доволен, и сделать хорошим наш конец.
Прошу Всевышнего Аллаха принять этот труд и сделать его искренним ради Его Прекрасного Лика, благодатным и полезным для каждого, кто его прочтет. Так же прошу Его вознаградить каждого, кто прочтет эту статью, посоветует ее другим и будет принимать участие в распространении этого послания!
Хвала Аллаху, благодаря Милости Которого доводятся до конца благие дела, и да восхвалит и избавит Аллах Мухаммада, членов его семьи, всех его сподвижников и всех мусульман, неуклонно следующих Сунне Посланника от всякого зла и бедствия!
Азамат Абу Сумая Казахстани
Предисловие члена Комитета крупнейших ученых-богословов КСА,
Введение автора
С именем Аллаха Всемилостивого, Милующего
Вся хвала принадлежит только одному Аллаху, да восхвалит и избавит Аллах пророка Мухаммада от всякого зла и бедствия!
А затем:
Наделил Всевышний Аллах Своих рабов великими милостями, и одной из величайших милостей Аллаха является: праведные дети. И это является праведным деянием для родителей, как при их жизни, так и после их смерти. Как сообщил об этом Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в хадисе Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что «когда человек уходит из жизни, все его деяния прекращаются, кроме трех», и среди прочего упомянул «праведного ребенка, который взывает к Аллаху за него» (Муслим, 1631).
По этой причине пророков и праведников заботило многочисленное потомство, так как они являются следствием великого блага. Многие люди пренебрегают этим, и особенно в наше время, насыщенном развлечениями, праздностью и искушениями. Многие из них не ведают о пророческом руководстве, которое помогает в воспитании детей и является одним из важнейших вопросов, на которое мусульманин обязан обращать внимание и следовать ему, поскольку в нем имеются причины (успешности) воспитания детей, на которые указал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям).
В этой небольшой книге я собрал по мере своих сил из Корана и Сунны материалы относительно воспитания детей, и быть может, этот труд станет помощью и пособием для родителей в воспитании их детей.
Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот труд искренним пред Его Благословенным Ликом. Также я не забываю поблагодарить нашего шейха — Салиха ибн Фаузана аль-Фаузана за его предисловие к этой книге. Прошу Аллаха поместить это его дело на чашу Весов с его добрыми деяниями и дать ему баракат (благодать) в его времени и знаниях.
Абдус-Салям ибн АбдиЛлях ас-Суляйман
Указание и разъяснение
Вот этот вид является требуемым от всех. Это указание людям добра, побуждение их к совершению благих деяний и к оставлению порицаемых. И об этом виде наставления упоминается в словах Всевышнего Аллаха: «Воистину, ты указываешь на прямой путь» (аш-Шура, 52).
Помощь, внушение и принятие
Этим видом не властен никто, кроме Аллаха. Поистине, Он наставляет на прямой путь, кого пожелает, по милости Своей. Всевышний сказал: «Воистину, ты не сможешь наставить на прямой путь тех, кого возлюбил. Только Аллах наставляет на прямой путь тех, кого пожелает. Он лучше знает тех, кто следует прямым путем» (аль-Касас, 56).
Также Всевышний сказал: «На тебя возложено только донесение» (аш-Шура, 48).
А также Всевышний Аллах сказал: «Вести их прямым путем — не твоя обязанность, ибо Аллах ведет прямым путем, кого пожелает» (аль-Бакара, 272).
Ат-Тахник
Одной из сунн, в соответствии с которой желательно действовать мусульманину, является ат-тахник.
Ат-Тахник — это разжевывание финика и протирание образовавшейся кашицей нёба новорожденного.
Сообщается, что Абу Муса аль-Аш'ари (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда у меня родился сын, я принес его к Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него баракат и отдал его мне» (аль-Бухари 6198 и Муслим2145).
Передается от Асмы бинт Абу Бакр (да будет доволен ею Аллах), что она рассказывала о том, когда родила 'Абдуллаха ибн аз-Зубайра, следующее: «Принесла я новорожденного Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и положила его ему на колени. После этого он велел принести ему финик, разжевал его и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Таким образом, первым, что попало в его желудок, была слюна Посланника Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). А затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) помазал этой кашицей его небо, обратился к Аллаху с мольбой за него и призвал на него баракат» (аль-Бухари 3909 и Муслим 2146).
Ат-Тахник совершают после рождения, а смысл такого поступка заключается в том, чтобы младенец приучился к еде и укрепился для этого. Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) писал: «Первое, что используют для ат-тахника – это сушеный финик, но если нет возможности найти сушеный финик, то можно использовать свежий финик, в противном случае можно использовать что-либо сладкое, и пчелиный медь предпочтительнее, нежели другие сладости» (См. “Фатхуль-Бари” 9/728).
Также одним из доводов законности совершения ат-тахника после рождения ребенка и желательности такого поступка служит хадис, передаваемым Анасом ибн Маликом (да будет доволен им Аллах), который рассказывал: «Однажды когда Абу Талхи не было дома, у него заболел и умер сын. Вернувшись, Абу Тальха спросил: «Как мальчик?» Умму Сулейма ответила: «Он спокоен, чем был прежде». После чего она подала ему ужин, затем он, поужинав, лег спать с женой. А после того, как они совершили (близость), она сообщила ему о том, что их сын умер. После этого Абу Тальха утром отправился к Посланнику Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и сообщил ему о том, что у них произошло. Затем Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) спросил его: «Вы имели близость в эту ночь?». Он ответил: «Да». После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) произнес: «О Аллах дай им бакарат вих прошлой ночи». После этого Умму Сулейма родила сына и отправила его к Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), передав вместе с ним несколько фиников. После чего Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) взял его и сказал: «Есть ли с ним что-нибудь (для тахника)?». Ему ответили: «Да, несколько фиников». Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) взял их, разжевал и положил образовавшуюся кашицу из своего рта в рот ребенку. Затем Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) помазал этой кашицей его небо и назвал его 'АбдуЛлах» (Аль-Бухари 5470 и Муслим 2144).
Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Ученые сошлись в желательности тахника для ребенка, после его рождения».[1]
8 - Дать ребенку хорошее имя и кунью
Поистине, одна из обязанностей отца перед сыном - дать ему красивое имя, так как в хадисе, которое передал Абу Дауд, было сказано: «Поистине, в День воскрешения вы будете призваны по вашим именам и именам ваших отцов. Так выбирайте же хорошие имена!» (Абу Дауд, 4948).
От 'Айши (да будет доволен ею Аллах) было передано, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) менял имена, которые несли под собой нехорошие значения (Ат-Тирмизи 2839).
Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) поменял имя Абу Бакра ибн 'Абдуль-Ка'ба на 'Абдул-Ллах (См. «Сейру А'ляму ан-Нубаля» стр.7.).
Также первоначально 'Абдур-Рахмана ибн 'Ауфа звали — 'Абдуль-Ка'б (раб Ка'бы), после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) назвал его Абдур-Рахманом (См. «Тахзиб аль-Камаль» 17/324).
А также он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) заменил имя 'Асыйи (Непокорная) бинту Сабит ибн Абу аль-Акълях, назвав ее Джамиля (Красивая). (Муслим 2139).
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Самые любимые имена для Аллаха – это ‘АбдуЛлах и ‘АбдурРахман» (Муслим 2132).
Также он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Нарекайте детей своих именами пророков, а самые любимые имена для Аллаха – это ‘Абдуллах и ‘Абдуррахман» (Абу Дауд 4950).
Са'ид ибн Ал-Мусаийб (да смилуется над ним Аллах) передавал от своего отца, что однажды Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) спросил его: «Как тебя зовут?». Он сказал: «Хазн (Тяжкий)». Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал ему: «Напротив, ты Сахль (Легкий)». После этого отец Са'ида ибн аль-Мусаийба сказал: «И я не поменял свое имя, которое дал мне мой отец» (аль-Бухари 6190). После чего Са'ид ибн Ал-Мусаийб сказал: «И не переставали мы после этого пребывать в тяжком положении».
Ибн Батталь (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Здесь указание на то, что веление давать красивое имя и изменять имя на лучшее не являться обязательным, а являться желательным» (Фатхуль-Бари 10/705).
Также Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) менял даже те имена, которые содержат в себе восхваление его обладателя. Передают со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что первоначально Зейнаб звали Барра (Благочестивая). Затем (люди) начали говорить: «Она как бы восхваляет себя», - после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) назвал ее Зейнаб (аль-Бухари 6192 и Муслим 2141).
Также и Джувайрийю в начале звали Барра, после чего Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) поменял ее имя на Джувайрийа. И ему (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) не нравилось, чтобы говорили: «Пророк вышел из дома Барры» (Муслим 2140).
Ибн Каийм (да смилуется над ним Аллах) упоминал, что имена имеют влияние на их облателей, так же как и их обладатели влияют на свои имена относительно красоты и невзрачности, легкости и тяжести. Как говорят: «Редко обратит внимание твой взор на носителя прозвища, если только ты не поразмышляешь над значением его прозвища» (См. «Заду аль-Ми'ад» 2/307).
Также Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) в день Худайбийи (в год заключения перемирия), когда подошел к ним Сухайль, имя которого означает «легкий», истолковал его прибытие тем, что дело их облегчится, что действительно так и произошло (аль-Бухари 2731).
Кунья
Что же касается куньи, если эта хорошая кунья, то она оказывает влияние на человеческие сердца и оказывает почтение тому, кому дали кунью. Сказал один из поэтов: «Я даю ему кунью, когда зову его, чтобы этим самым оказать ему уважение, и я не даю ему прозвище, ибо нехорошим поступком является - давать кому-то прозвище».
Кунья - это все, что начинается с "Абу" (отец) такого(ой)-то или "Умму" (мать) такого(ой)-то. А лакъаб — это прозвище, из которого понимается определенное описание, и в основном ее применяют для порицания, в отличие куньи, поскольку кунья считается оказанием почтения, даже по отношению к детям.
Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) даже дал кунью Абу 'Умайру тогда, когда он был еще маленьким. Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям), подшучивая над ним, говорил ему: «О, Абу Умайр, что делает птичка?» (аль-Бухари 6203).
'Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах сказал: «Спешите давать вашим детям куньи, дабы не поспешили к ним нехорошие прозвища» (См. Ибн Муфлих «Аль-Адаб аш-Шари'а», 1/480).
9 - Акъикъа (совершение жертвоприношения, с целью приближения этим к Всевышнему Аллаху, проявляя благодарность Аллаху за рождение ребенка)
Затем после этого следует мусульманину совершить ‘акъикъу за своего ребенка. Некоторые ученые считают это - сунной, другие же ученые считают это обязательным (уаджибом).[2] За мальчика приносят в жертву две овцы, а за девочку — одну. 'Акъикъасовершается на седьмой день после рождения ребенка, или на четырнадцатый, или на двадцать первый день или же в любой день после этого.
Доводом на законность совершения ‘акъикиъи служат слова Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям): «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него )‘акъикиъи. (Посему) за каждого новорожденного приносят жертву (‘акъикъа) на седьмой день после его рождения, а также бреют ему голову и дают ему имя» (Абу Дауд 2838, ибн Маджа 3165, ат-Тирмизи 1522 и ан-Насаи 4220).
Однако ученые разошлись во мнениях относительно слов Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) «Каждый новорожденный удерживается по причине (не совершения за него )‘акъикиъи..
Имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) сказал, что имеется в виду, что если ребенок умер, в раннем детском возрасте, и за него не совершали ‘акъикъа, то он не будет заступаться за своих родителей (в Судный День). Это же мнение передают от Къатады, что младенец лишается прав заступничества за своих родителей.
Другие же ученые сказали, что ребенок удерживается от правильного развития и полноценной защиты. Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сказал: «’Акъикъа будет для ребенка как избавлением и спасением от заложничества шайтана и его темницы».
Аль-Хаттаби (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Разошлись ученые во мнениях относительно этого вопроса, однако самым хорошим высказыванием среди этих мнений является то мнение, которое предпочел имам Ахмад ибн Ханбаль, который сказал, что младенец удерживается от заступничества. (То есть он) хочет сказать, что если за ребенка не совершат ‘акъикъу, и он покинет жизнь в раннем детском возрасте, то не будет заступаться за своих родителей» (См. «Задуль-ма’ад» 2\297).[3]
Мы хотим обратить внимание (читателя) на некоторые вопросы:
Первый: Поистине, относительно обязанности ‘акъикъа, ученые разошлись во мнениях, однако более правильное мнение в этом вопросе состоит в том, что совершение ‘акъикъи является обязательным, исходя из хадисов, в которых Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) повелевает совершать его. И не пришел контекст, который указывает на необязательность ‘акъикъа.
Второй:Поистине, ‘акъикъавлияет на развитие ребенка.
Третий: Поистине, совершение ‘акъикъа является проявлением благодарности Аллаху за Его милость, которую он оказал человеку, наделяя его детьми.
Четвертый:Поистине, ‘акъикъа совершается как за мальчика, так и за девочку. Как пришло в хадисе Умму Курз, которая спросила Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) об ‘акъикъе, на что Он (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «За мальчика следует приносить в жертву две равные овцы, а за девочку – одну» (Абу Дауд 2835, ат-Тирмизи 1516 и ан-Насаи 4217-4218).
Поистине, у ученых ‘акыкъа по положению подобна праздничному Жертвоприношению (Удхия). Поэтому не дозволено для этого использовать хромое животное, слепое, одноглазое или больное животное, или животное с увечьями каких-либо частей своего тела. Также не дозволено продавать что-либо из его мяса и его шкуру. Однако из его мяса едят сами, раздают садакъа и кормят людей.
Также из сунны, к которому побуждал Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) является - бритье головы младенца.
Имам ибн Къаийм (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Абу ‘Умар ибн ‘Абдуль-Барр сказал: «Что касается бритья головы младенца в день совершения ‘акыкъи, то ученые считают это желательным действием».
‘Али (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) когда принес в жертву одну овцу (‘акыкъа) за своего внука аль-Хасана, сказал своей дочери Фатиме (да будет доволен ею Аллах): «Побрей его голову и дай в качестве садакъа серебро, вес которого равен весу его волос». Фатима сказала: «И я взвесила его волосы, и их вес был равен одному дирхаму или его части» (ат-Тирмизи 1519).
Грудное кормление
Затем необходимо матери уделять (особое) внимание грудному кормлению, пока не завершится установленный срок для отнятия младенца от груди, ибо материнское молоко оказывает огромное воздействие на развитие ребенка и его здоровье. Всевышний Аллах поведал матерям о том, чтобы они кормили своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца.
Всевышний Аллах сказал: «Матери должны кормить своих детей грудью два полных года, если они хотят довести кормление грудью до конца» (аль-Бакара 233).
Поскольку дитя ощущает материнское милосердие во время ее кормления грудным молоком, тогда как он (весьма) нуждается в этом.
Современная медицина подтвердила, что число детских заболеваний и смертности у детей, которых кормят искусственным вскармливанием, растет. Грудное естественное кормление приносит пользу матери после родов, в отношении здоровья ее репродуктивной системы и органов пищеварения. Кроме того, Ислам, уделяя этому внимание, дозволил кормящей матери не поститься в месяц рамадан, если пост негативно влияет на грудное вскармливание. Быть может, одной из причин отсутствия благосклонности многих детей к своим матерям и их непослушания в нынешние времена является отсутствие грудного вскармливания и постоянное искусственное кормление.
По причине того, что грудное кормление воздействует на ребенка, Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) запретил просить безумную женщину, чтобы она кормила своей грудью (ребенка). (Абу Дауд «аль-Марасиль» 207 и аль-Байхаки «Сунан аль-кубра» 15686. Шейх Альбани назвал хадис слабым в “ас-Сильсиля ад-да’ифа” 5602– прим.пер).
Ибн Къасим (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к этому хадису сказал: «Поскольку грудное кормление воздействует на врожденную особенность». Затем сказал: «Аль-Кади рассказывал о том, какой бы ребенок, если кормится грудным молоком безумной женщины, то он в итоге становится безрассудным. Если же его вскармливает женщина с дурными нравами, то впоследствии это отражается на ребенке. А если ребенок кормится молоком животного, то он становится глупым, подобно животному» (См. «Хашийа ар-Рауд» том.7, стр.106).
Ибн Къудама (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мугъни» сказал: «Поистине, было сказано о том, что грудное кормление изменяет врожденную особенность».
А что можно сказать про искусственное молоко, о котором неизвестны ни его источник, ни его производство?!
Мольба (за детей)
Сколько бы ни старались родители в воспитании своих детей, если Аллах им не поможет и не облегчит, то никаких плодов они не пожмут.
Поэтому необходимо тебе обращаться к Аллаху с мольбами (ду’а) и унижаться перед Ним, чтобы Аллах повел твое потомство по прямому пути!
Мольба является одна из ярчайших причин, которая способствует воспитанию детей. Всевышний Аллах сказал: «Если мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (аль-Бакара, 186).
Одна из мольбы рабов Всемилостивого (ар-Рахмана): «Они говорят: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркъан, 74).
Возлюбленный (аль-Халил), отец всех пророков Ибрахим (мир ему и благословения) обращается с мольбой к Аллаху за своих сыновей: «… (Господи!) убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам»(Ибрахим, 35).
Так же Всевышний Аллах сообщил о мольбе Ибрахима: «Господи! Сделай меня и мое потомство в числе тех, кто совершает намаз. Господь наш! Прими мою мольбу» (Ибрахим, 40).
Пророк Закария (мир ему) обращается с мольбой к своему Господу: «Тогда Закария воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе» (Али-‘Имран, 38).
Также Всевышний Аллах сообщил о мольбе жены ‘Имрана: «… прошу Тебя защитить ее и потомство ее от изгнанного и побиваемого шайтана» (Али-‘Имран, 36).
В достоверных сборниках хадисов передано, что Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) просил Аллаха защиты для ал-Хасана и аль-Хусейна (т.е. для своих внуков – прим. пер), говоря: «У’ийзукума би-кялимаатиль-Ляhит-тааммати мин кули шайтъонин уа hаамматин, уа мин кули ‘айнин-ляаммаh!» («Прибегаю к совершенным словам Аллаха от всякого шайтана и вредителя, и от всякого дурного глаза!»). И говорил: «Вот таким образом пророк Ибрахим просил Аллаха защиты для Исма’ила и Исхака» (аль-Бухари 3371, Абу Дауд 4737 и др.)
К огромному сожалению, многие матери и некоторые отцы, вместо того, чтобы обращаться к Аллаху за своих детей, наоборот, взывают против них в порыве гнева. Поэтому является обязательным сторониться взывать против детей, ведь Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) говорил: «Не взывайте ни против себя, ни против ваших детей и ни против вашего имущества. Дабы ваши просьбы не совпали со временем от Аллаха, когда мольба о чем-либо не остается без ответа» (Муслим, 3009).
Сколько людей обращались к Аллаху со своими мольбами за своих детей, унижались перед своим Господом в предрассветном времени, молили и просили Его, Который слышит зов молящегося и отвечает на мольбу нуждающегося. В результате Аллах отвечал на их мольбы, приводил к праведности их детей и потомство. Поэтому является обязательным искать подходящее время для мольбы.
От Абу Умамы (да будет доволен им Аллах) передано, что однажды Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) был спрошен: «О, Посланник Аллаха! Какая часть времени, в которой взывают к Аллаху, является ближе к ответу?» Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) ответил: «В последней части глубокой ночи и перед произнесением приветствия предписанных молитв» (ат-Тирмизи 3499).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передано, что Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, посему умножайте ваши мольбы (в этом положении)» (Муслим 482, Абу Дауд 875 и Ахмад «Муснад» 9461).
Ищи и другие (помимо приведенных хадисов) подходящие времена для ответа мольбы, как в день Пятницы (в той ее части, когда Аллах обязательно дарует Своему рабу-мусульманину то, о чем он попросит – прим. пер). Также во время нахождения в пути (сафар), во время соблюдения поста и ниспослания дождя. А также сторонись того, что препятствует ответу, как, например, питаться запретной едой и носить запретные одежды (или питаться едой и носить одежду, которая приобретена запретным путем – прим. пер).
12 - Обучение ребенка произношению формулы единобожия (таухида)
Родителям необходимо обучать своих детей произношению формулы единобожия, поскольку они являются первыми словами, с чего должен начать ребенок, когда уже начинает выговаривать речь.
Умму Сулейма (да будет доволен ею Аллах) учила своего сына Анаса (да будет доволен ею Аллах) формуле единобожия, говоря ему: «Скажи: «Ля иляха илля Ллах (нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха). Скажи: «Ашхаду анна Мухаммадан РасулюЛлах (я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха)». И это было до отнятия его от груди» (См. «Сейру а’ламу ан-Нубаля» 2/305).
Необходимо повторять эти слова перед ним, особенно матери, когда она его развлекает… и если он начал уже соображать, то ему следует пояснять легкое толкование этого свидетельства и разъяснять его смысл.
Следует обучать (ребенка) тому, что один лишь Аллах является Создателем, и что нет у Него сотоварищей. Он над небесами, возвысился над Своим Троном, наблюдает за нами, знает о нашем положении, слышит и видит все и что Он способен на всякую вещь.
Следует также приучать детей к упованию на Аллаха и к тому, что (только) Аллах является Исцеляющим от всякой болезни, что обязательным для нас является любить Его и поклоняться только Ему одному. Так же обучают их и к любви Пророку (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и подчинению ему. Рассказывают им о его благонравии и описании, а так же о том, что он любил детей, шутил с ними и тому подобное из того, что может охватить их разум.
Следует повторять перед ними, спрашивая их: «Кто твой Господь? Кто твой Пророк? Какая твоя религия? И где Аллах?».
Нужно также восптывать в них любовь к сподвижникам Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) и праведникам.
Следует их обучать заучиванию сур «аль-Фатиха» и «аль-Му’аууизатайн» ( т.е сур «аль-Фаляк» и «ан-Нас» – прим.пер).
13 - Приучение ребенка к некоторым адабам и благонравию
После отнятия от груди, ребенок на этой стадии (своего развития) отличается чистым врожденным естеством (аль-фитра), склонностью к подражанию и имитации. Он на этой стадии подобен мягкому тесту, посему не пренебрегай этой стадией, говоря: «Он еще маленький и ничего еще не понимает».
Быть может так, что воспитание может приносить пользу детям лишь в детстве
и быть бесполезным им после этого.
Поистине, если ты выпрямишь ветку (саженца), то он станет стройным,
а если ты попытаешься согнуть ствол (дерева), то оно не поддастся.
Поэтому приучай ребенка своего к адабам еды, сна[4], исламского приветствия[5],принятия и давания правой рукой[6], восхваления Аллаха при чихании и обращения мольбой за того, кто возда хвалу Аллаху после чихания[7]. А так же приучай ребенка к правдивости и надежности (аль-амана).
Умар ибн Абу Саляма (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «В детстве я находился на попечении Пророка (салляЛлаху 'алейхи уа саллям). Обычно я протягивал руки к разным концам общего блюда, но однажды Посланник Аллаха (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал мне: «О, мальчик, скажи: «БисмиЛлях», - ешь правой рукой, бери то, что находится рядом с тобой!», - и с тех пор я ем только так» (аль-Бухари, 5376 и Муслим 2022).
Так же следует прививать ребенку неприязнь к таким дурным проявлениям нрава, как ложь, эгоизм и зависть по отношению к своим братьям.
Так же одним из того, что является обязательным для родителей, это предостережение своего ребенка от запретных вещей. Как Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) предостерегал аль-Хасана от принятия в пищу того, что предназначено для садаки (милостыня), поскольку он был из ахлиль-бейт (из семьи пророка Мухаммада (салляЛлаху 'алейхи уа саллям)), а принятие садаки для них было недозволенным.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды аль-Хасан ибн ‘Али (да будет доволен ими обоими Аллах) взял финик, который был предназначен в качестве садаки, и положил его в рот. Тогда Пророк (салляЛлаху 'алейхи уа саллям) сказал: «Ких! Ких![8] Выброси его, выброси! Разве ты не знал, что, поистине, мы не принимаем в пищу то, что предназначено для садаки» (аль-Бухари 1491 и Муслим 1069).
‘АбдуЛлах ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) однажды увидел сына, на котором была шелковая рубаха (къамис). Разорвав ее, он сказал: «Поистине, шелк предназначен только для женщин[9]» (Ибн Абу Шейба «аль-Мусаннаф» 24655).
Поэтому для родителей является обязательным удерживать ребенка от запретного, даже если от него поднято перо[10]. Поскольку если он с детства приучается к запретному, то привыкает к этому и повзрослев, и после чего ему станет очень трудно избавиться от этой вредной привычки.
Матери же надлежит приучать свою дочь к тому, чтобы она была стыдливой, отдалялась от чужих мужчин, носила покрывающие одежды и сторонилась одевать короткое[11], посредством чего многие мусульмане впадают в искушение.
14- Мягкое обхождение с ребенком, игра и шутки с ним
Нет сомнения, что мягкое обхождение с ребенком и игра с ним оставляют огромный след в развитии ребенка и его здоровье, поскольку игра является неотделимой частью его жизни.
Не пренебрегай игрой с