Тема занятий «Ударение в слове»
Цели: показать детям смыслоразличительную и фонетическую роль ударения; тренировать их в произнесении и определении ударного гласного звука в словах.
1) Логопед демонстрирует детям две картинки с общей подписью «На столе кружки».
Дети молча читают подпись. Логопед просит показать картинку, соответствующую подписи. Дети читают вслух предложение, в котором слово кружки произносится то как кружки, то как кружки.
Изменение значения слова логопед связывает с перемещением ударения.
Ученики наблюдают звучание этих слов и убеждаются в том, что ударный гласный произносится более гроико и длительно, чем безударные гласные: кружки: кружки.
Так же рассматривается второе предложение. Я плачу. Я плачу.
2) В подтверждение вывода о смыслоразличительной роли ударения рассматриваются пары слов:
замок — замок; хлопок — хлопок;белки — белки; полки — полки; вънитал — вычитал; скачки — скачки. Устно составляются предложения и выделяется ударный гласный в слове.
Прочитать двустишия; объяснить, почему строки не рифмуются, хотя последние слова в них пишутся одинаково. «Рожь» мы пишем с мягким знаком. С этим я давно знаком.
Уродились густые хлеба — Будет много душистого хлеба.
3) Прослушать стихи, запомнить значение слов-омографов:
Я — сборник карт. От ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь — превращусь в название^
Блестящей шелковистой ткани я.
(Атлас — атлас)
Я — травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис — ирис)
Мы — для пильщика подставка,
Мы — для кучера сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье —
Осторожней будешь с нами,
Забодаем мы рогами.
(Козлы — козлы)
На последующих занятиях проверяется усвоение этих слов.
4) Отгадать загадки; запомнить место ударения в словах-отгадках:
На бахче у нас растет, Как разрежешь — сок течет, Свеж и сладок он на вкус, Называется... (арбуз).
Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую, Обжигают с давних пор. Называюсь я... (фарфор).
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется всё... (алфавит).
5) Устный диктант по теме «Ударные гласные». Логопед раздает детям наборы гласных букв. Услышав слово, ученики роговаривают его слитно (т.е. без деления на слоги), но с успением голоса на ударном гласном, поднимая соответствующую гласную букву.
а) Логопед подчеркнуто произносит ударный гласный, но без деления слова на слоги:
малина, порядок, голуби, голубчик, восемь,ракета, ворот-ЦК, поэзия, воротничок, стрекоза, стрекозка, прыгалки, шрыгун, утята, утенок, веселый.
б) Слова произносятся в обычной манере, без утрированного подчеркивания ударного гласного:
картон, бумага, продукты, магазин, пионер, телефон, этакий, выполнил, береза, этот, телеграф, алфавит, крапива, арбуз, каталог, фарфор, простыня, библиотека.
6) Логопед диктует слова из предыдущих заданий. Ученики записывают только ударные гласные (через занятую).
7) Прочитать и записать текст. В словах-омоформах указать ударные гласные:
За дверью слышны голоса. У Зины сегодня нет голоса. Эти горы высоки. На склоне горы пасется стадо. Мы знаем реки нашей Родины. Вдоль берега реки бежит тропинка. Загорели наши ноги. Мне не вытянуть ноги. Ворона меньше ворона. Подбери полы да вымой полы. Я мою мою младшую сестру.
8) Рассмотреть пары слов. Устно составить словосочетания или предложения:
руки —руки | мелок — мелок | озёра — озера |
вёдра — ведра | мою — мою | таю —таю |
9) Графический диктант: текст записывается одними ударными гласными: Текст:
Осенью часто идут дожди. | о а у и |
Вода размыла дороги. | а ы о |
Вязнут ноги в глине. | я о и |
Трудно добираться в школу. | у а о |
ПТИЧИЙ ДОМИК
У нас такой обычай: Чуть выпадет снежок — Дощатый домик птичий Повесим на сучок. Над домиком дощатым С утра до ночи гам. Как весело крылатым, Порхающим гостям!
10) У детей наборы предметных картинок (от 8 до 12) и цифры 1; 2; 3, которыми обозначается место ударного слога в слове. Сгруппировать картинки в три столбца:
сумка | арбуз | сапоги |
валенки... корзина... телефон...
11) «Узнай свое имя». Логопед отстукивает ритм (ударный слог громче). Встают те дети, чьи имена соответствуют услышанному ритму:
Алеша, Марина, Виталий, Сережа, Наташа;
Саша, Петя, Миша и т.д.