Методика ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с растительным и животным миром.
В процессе ознакомления с окружающим миром решаются следующие задачи:
· формирование, уточнение и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающей действительности;
· обогащение эмоционального, социально-бытового, познавательного, игрового опыта детей.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на:
расширение кругозора,
обогащение чувственного и практического опыта детей,
активизацию мыслительной деятельности и развитие речи.
Ознакомление детей с окружающим миром происходит на:
специальных занятиях,
в разных видах детской деятельности,
во время режимных моментов,
в процессе индивидуальной коррекционной работы, в повседневной жизни.
Методы ознакомления дошкольников с природой: наблюдение, рассказ, чтение, художественной, литературы, беседы, игры, труд, эксперимент.
Формы организации детей при ознакомлении их с природой:занятия,экскурсии,прогулки,работа в уголке природы,работы на земельном участке.
Главное - это усвоение всеми детьми программного материала. Это занятия, на которых дети знакомятся с природой в естественных условиях: осмотры участка, наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, игры с использованием естественного материала
Проводится ежедневно в часы, отведенные для труда.
Проводятся после дневного сна: наблюдения, дид. Игры, чтение худож. Произведений, беседы, рассказы
Работа с картинками: в лесу, на лугу, в саду, у водоема.
На занятиях дети с ТНР усваивают определенные знания о предметах и явлениях, которые формируются и выражаются с помощью речи. Интерес детей к окружающему миру способствует усвоению новых знаний и закреплению их через слово. Для развития речи как средства общения с окружающими на каждом занятии осуществляется работа по развитию понимания речи и активизации собственно речевой активности детей. В процессе ознакомления с окружающим миром формируется предметная соотнесенность слов. Слово по мере усвоения его лексического значения закрепляется в понятии о предмете.
Изучение предметов осуществляется в определенной последовательности. Сначала детям предъявляются натуральные предметы, которые они рассматривают, анализируют, определяют назначение, учатся действовать с ними. Затем сравнивают предметы по разным признакам, устанавливают пространственные и причинно-следственные связи, учатся делать простые выводы и обобщения. Дети учатся называть и показывать предмет в разном пространственном расположении, соотносить натуральные предметы
9.Методика обучения самообслуживанию дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Навыки:Содержание своего тела в чистоте;прием пищи;одевание,раздевание;уход за игрушками,вещами.Воспит. культурно-гигиенич.навыков и навыков самообслужив.– направление работы кот. содействует возникновению у дет.важнейшего новообразов. раннего возраста – самостоятельности.Овладение санитарно-гигиеническими навыками:-Снижает зависимость реб.от окружающих;-Способствует укреплению его уверенности в собственных силах;-Содействует продвижению в психомоторном развитии.Гл.задача–помочь детям приобрести независимость и самостоятельность в повседневной жизни.Цели обуч.:-Достижение более высокой степени самостоятельности в освоении различными навыками самообслуживания детьми с ТНР;-Обучение родителей работе по программе формиров. навыков самообслужив.Этапы занятий по формиров. навыков самообслужив.: Игра с куклой и др.игрушками (обыгрывание навыка с персонажем); Демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментирование каждого действия);Совместные действия педагога с реб.;Действия ребенка по подражанию.;Самостоят. действия ребенка.Обязательно создается предметная среда с учетом моторных возможностей:Оборудование по величине и расположению подбирается соответственно силе и возрасту ребенка;Желательно исключить неприятные ощущения.Необходимо учитывать индивидуальные речевые возможности каждого реб. и в соответствии с ними задавать вопросы.Пользоваться словесными поощрениями.
10. Методика обучения хозяйственно-бытовому труду.Направления:-уборка группы и др. помещений дет.сада;-уборка участка;-стирка белья;-сервировкастола;-подготовка к занятиям.Формыдет.труда:поручения,дежурства,коллективный труд.Задачи труд. воспитания: Воспитание интереса и потребности в труд. деятельности;Формир. познавательных и соц. значимых мотивов труд. деятельности;;Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах.Приёмы обуч. дошк. с ТНР навыкамсамообслуживания:показ;демонстрация;напоминание;упражнения;игры.Мл. дошк. возраст:игровые приёмы;положительный пример сверстников;рассматривание иллюстраций,использов. потешек, пословиц, чтение лит. произведений;контроль (если контроль отсутствует, то формируются отрицательные привычки, небрежность, неряшливость);помощь и взаимопомощь.Ср. дошк. возраст:игровые приёмы;систематическое напоминание и контроль за действиями;оценка деятельности ребёнка, поощрение успехов;взаимопомощь;привлечение детей к анализу результатов труда и к объективной оценке деятельности каждого ребёнка. Ст. дошк. возраст:контроль +все выше перечисленные.Метод.рекомендации.Дети ст. дошк. возраста могут выполнять следующие виды работ:1.Содержать в порядке свои игрушки.2. Протирать мебель(вместе с взрослым).3.Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носки, ленточки). 4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и др. 5. Подметать сырым веником пол в комнате, 6.Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, мыть овощи, делать печенье; собирать и чистить ягоды
11.Задачи развития речи детей с тяжёлыми нарушениями речи в специальном дошкольном учреждении.
1.Развитие словаря(пассивного затем активного):а) обогощение словарного запаса;б)активизация словаря;в)работа над уточнением словаря;г)устранение не лит.слов.(жаргонов,диалектов);2.Формирование грамматического строя речи(словообразование,словоизменение) (борьба с аграматизмами);3.Воспитание звуковой культуры речи:а)прав. звукопроизношение; б)выразит.речи;в)интонации;г)темп речи; д)пользов.качествами голоса в зависим.от ситуации;е)работа над дикцией(скороговорки,чистоговорки) ж)формиров.прав. диафрагмального дыхания; з)формиров. прав. словопроизношения;4.Формирование разговорной диалоговой речи;5.Формиров. монологич. речи(пересказ,рассказ по серии сюжетных картинок,творческое рассказывание);6.Ознакомление с художественной литературой;7.Подготовка детей к обучению грамоте.