Методика проведения дидактических и подвижных игр.
Дидактич.игра: Содержания её направлено на развитие познават деятельности детей. она развивает самостоят-ть и активность мышления и речи детей. В этих играх перед детьми ставятся задачи, решение кот. требует сосредоточенности,произвольного внимания, умения осмыслить правила, и т.д.Они содействуют развитию у дошк. ощущений и восприятий, формиров. представлений, усвоению знаний. Руководя играми, воспитатель использует разнообразные ср-ва воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу.Для работы с дет. с НР воспитатель должен уметь подбирать инструкции и задания, в соответствии с дефектом, контроль правильности речи детей.Результат игры:Показатель уровня достижений детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений. Коррекц.компонент по развит. речи: Развивают логичность и последовательность высказывания, расширять словарь, развивать лексико-грамматический строй речи, освоение различных типов словосочетаний и предлож., связную речь.
Проведение подвижной игры .Эти игры прежде всего средство физ. воспитания детей. Они дают возможность развив. и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании, ловле и т. д. Эти игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкульт. занятий. Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила. Руководство п.и. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого ею хар-ра двигат деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста.Он следит чтобы в игре участвовали все дети, выполняя требуемые игровые движения, но не допускает избыточной двигательной активности, кот. может вызвать их перевозбуждение и утомление. Педагог, для детей должен подбирать соответствующие инструкции, контрол высказывания детей., следить за правильным дыханием и пр.Этапы организации:1.Выбор игры.2.Подготовка места для игры.3.Подготовка инвентаря.4.Разметка площадки.5.Расстановка играющих.6.Объяснение правил и хода игры.7.Назначение водящих.8.Распределение по командам.9.Судейство.10.Окончание игры.11.Подведение итогов. важных задач руководителя игры — дозирование нагрузки.Способы:сокращение длительности игры; введение перерывов для отдыха; изменение количества играющих; уменьшение поля игровой площадки;изменение правил;смена ролей играющих;переключение на другую игру.Результат игры: Показатель уровня развития двигательной активности (мелкой и общей моторики). Коррекц. компонент по развит. речи: Движение – фактор развития речи, т. к. через действие познается мир. Тренируется не только крупная, но и мимическая мускулатура, важная для становления четкой речи, дикции, развивается речевое дыхание.
4.Развитие движений у дошкольников с нарушениями речи.Физич. восп – организ пед. процесс, направ-й на совер-е организма в соотв-и с требов. общества, разв физ. качеств, формиров. Двиг-х умений и навыков, спец. знаний в области спорта и культуры.Для детей с НР в общем хар-на.Несформир-ть динам характеристик двига активности, выраж-еся в трудн-х переключ с одного движ на другое. При выполнении дви заданий наблюд сильное напряж мышц, трудности регуляции мышеч тонуса, скрытые гиперкинезы ,общая моторная неловкость. плохую коорди-я, выглядят моторно-неловкими при ходьбе, беге, движениях под музыку. Осн двиг умения и навыки сфор недостаточно, движ ритмично не организованы, повышена двиг-я истощаемость, снижена двиг память и внимание. страдает прод-сть запомин, забывают сложные инструкции, элементы и послед-сть заданий.Для дет. с дизартрией характерно своеобразие развития общей, мелкой и артик-й моторики:1.двигат неловкость,2.малый объем движ,3.недостат их темп и переключаемость. Задачи физ.подготовки дет. с алалией:При сенсорной алалии необходимо преодолевать:-Двиг беспокойство;-Упрямство, капризность, склонность к слезам;-Труд в ориент в простр-ве; в запомин и воспроиз-и действия по образцу;-Трудности контроля своих движ. При моторной алалии преодолевать:-Наруш общей моторики;-Трудности в коорди движ;-Наруш статического и динамич равновесия;-Значит нарушения мелкой моторики.У дет. с заиканием необходимо:-Преодолевать трудности при выпол осн видов движ: ходьба, бег, прыжки;-Искоренить двиг-ю скованность и неуверенность. На каждом занятии реализуется потребность детей в двиг активности. Осуществляется работа по:А) обогащению кинест-го опыта детей,Б) развитию ОД, направл-х на предупр-е вторичных отклонений в физ-м развитии,В) укреплению мышц, кот формируют прав осанку детей. внимание уделяется развитию физ. способностей и качеств:ловкости, быстроты, равновесия, глазомера.У дет. с ТНР отмечаются трудности формиров. Простран-ых представлений требует опред-й специфики проведения двигат. Упражнений( использование зри-й опоры,.