Игры на ознакомление детей с темпом

(скоростью следования звуков)

Детей учат определять, как звучит предъявленный для прослушивания отрывок или серия звуков — быстро или медленно, действовать с опорой на этот признак: шагать в темпе, соответствующем темпу музыки (медленно или быстро), а также выполнять действия «моделирующего» характера (например, находить соответствующие карточки, где определенным образом изображены предметы). Если скорость звуков высокая, т. е. они повторяются через очень маленькие промежутки, то ребенок выбирает карточку, где предметы изображены почти без промежутков. Если музыкальное произведение исполняется в медленном темпе, то выбор будет иным — на соответствующей карточке предметы находятся далеко друг от друга. Сначала детям предлагают для прослушивания серию звуков, потом переходят к обучению восприятия музыкальных отрывков.

Детей знакомят со словами и словосочетаниями: «темп», «в каком темпе», «быстро — быстрее», «очень быстро»; «медленный — медленнее, совсем медленно»,

«в среднем темпе» и пр. Их учат объяснять свои действия. Например, выбирая карточку с близким расположением кружочков, ребенок объясняет: «Играете быстро, часто ударяете, звуки тоже частые, их много. Кружочки нарисованы часто, их тоже много». Ниже мы приводим один из вариантов изображения темпа.

Игры на ознакомление детей с темпом - student2.ru

Большая наглядность необходима при проведении всех музыкально-дидактических игр, в том числе и игр на ознакомление детей с длительностью звучания. Длительность звучания они хорошо воспринимают прежде всего с голоса, при игре смычковых или духовых инструментов. Но воспроизводить, даже по подражанию, звук данной длительности часто оказываются не в состоянии. Возможно только сопряженное пропевание. В качестве наглядного материала используют различные предметы, в которых длительность выражается в длине, протяженности: полоски-линейки, ленты разной длины, палочки и пр. В ответ на долгий, длинный звук ребенок выбирает соответствующий предмет, в данном случае длинный. Для того чтобы дети полнее почувствовали длительность звучания, им предлагают, например, выполнять плавные движения руками до конца звучания. Сначала умственно отсталый ребенок может выполнять эти движения только когда воспитатель держит его руки в своих и выполняет задание вместе с ним. При этом внимание ребенка все время привлекают к звучанию: «Слушай, звучит еще? Не останавливайся». В ответ на короткие, сначала даже отрывистые звуки дети должны реагировать быстрым взмахом руки, хлопком и т. п. Эти упражнения формируют связи между слуховыми и двигательными ощущениями, обогащают восприятие.

Игры на ознакомление детей с характером музыки

Большая работа проводится с умственно отсталыми детьми по воспитанию у них способности чувствовать настроение, характер музыки (что выражает музыка, какие чувства она пробуждает) .

Для знакомства с характером музыкальных пьес специально подбираются картинки, которые отражали бы положительный и отрицательный эмоциональный опыт детей (например, дети танцуют; дети в хороводе; дети купаются в реке, катаются с горки на санках; или: изображение больного ребенка, лежащего в постели;

плачущей девочки, которая упала; ребенка, у которого отобрали игрушку, и т. д.).

Дети учатся распределять картинки на две группы самостоятельно или с помощью взрослого, а затем связывать их содержание с характером музыки (можно это сделать по прямому указанию: «Сюда положи веселые картинки, а сюда — грустные»).

В старших группах, когда дети имеют достаточный опыт игровой деятельности, умеют и любят рисовать, работа усложняется. В ответ на музыкальное звучание им предлагают подобрать карточки, окрашенные в разные цвета: к грустной музыке и картинке — карточки, окрашенные в холодные цвета, к веселой музыке и картинке — карточки теплых тонов. Каждому ребенку дают две карточки, а в ответ на музыкальное звучание дети поднимают ту или иную карточку, где цвет будет обозначать основное эмоциональное содержание музыки.

Пение

В дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей особое коррекционное значение приобретают работа над дыханием и голосом, развитие музыкального слуха, речи (а не только речевой моторики), умения участвовать в коллективном пении, прислушиваться к голосам музыкального руководителя, воспитателя и своих товарищей.

На практике часто бывает, что музыкальные руководители, знакомя детей с новой песней, ограничиваются ее называнием, кратким сообщением об ее основном содержании. После этого обычно сразу приступают к исполнению песни, а затем к непосредственному разучиванию. Однако для умственно отсталых детей даже старших дошкольных возрастов необходима более детальная подготовка к восприятию новых песен. Это связано с тем, что для детей -олигофренов песня трудна для разучивания и из-за сложности музыкально-структурного характера, и из-за плохого понимания содержания песни.

Музыкальные руководители часто жалуются на то, что умственно отсталые дошкольники недостаточно запоминают слова песен, забывая их, не могут вовремя вступать в пение, так как не могут вспомнить слова. Поэтому работа над текстом песни начинается на занятиях учителя-дефектолога. Он проводит специальные наблюдения, экскурсии, беседы, рассматривает картинки соответствующего содержания, при необходимости проводит драматизации и т.д. с целью формирования хотя бы самых первых представлений о событиях, о которых говорится в песне, чтобы дети действительно хорошо поняли, о чем идет речь. Тогда и музыкальное сопровождение ими воспринимается более осознанно, связывается с содержанием текста песни.

Когда детям становятся в некоторой степени ясны предметное содержание песни, причинные связи между событиями и их последовательность, можно знакомить их и со стихотворным текстом, по которому проводится беседа, в течение которой педагог привлекает

внимание детей к тому, как, какими словами говорится в песне о тех или иных событиях. В сочетании с музыкальным сопровождением стихи приобретают новое, обогащенное звучание, привлекают детей, пробуждают желание активно участвовать в пении.

Когда подготовительная часть закончена, музыкальный руководитель может работать над особенностями исполнения песни. Опираясь на представления детей, он учит их правильно исполнять песню, выделять вступление, «пропевать» трудные места, отдельные музыкальные фразы, т. е. решает специфические вопросы музыкального воспитания детей.

Специального внимания требует работа над тем, чтобы дети полностью произносили слова, соблюдали их ритмическую структуру. Выполнению этих задач в немалой степени способствует привлечение каждого ребенка к коллективному пению, даже если он совсем не умеет говорить. На первых порах достаточно, чтобы так называемые «безречевые» дети только открывали рот и подавали голос. С этими детьми нужно особенно внимательно заниматься в ходе индивидуальной работы. Вместе с тем на практике случается, что на индивидуальные занятия музыкальные руководители берут в основном тех детей, которые составляют основу поющего коллектива. Эти дети часто солируют, имеют достаточно сохранный музыкальный слух, и именно им уделяется время на индивидуальных занятиях, иногда даже в ущерб другим детям. И напротив, те дети, у которых грубо нарушены и музыкальный слух, и чувство ритма, и эмоциональная отзывчивость на музыку, имеется глубокое недоразвитие речи, остаются как бы вне поля зрения музыкальных руководителей.

Педагог следит за тем, чтобы дети пели сидя и стоя, меняя положение. Когда они долго сидят на стульчиках или долго стоят, у них возникает усталость, которая приводит к повышенной отвлекаемости, к снижению увлеченности, к исчезновению удовольствия от участия в пении. Это особенно важно соблюдать в работе с маленькими умственно отсталыми детьми, у которых отмечается слабость опорно-двигательного аппарата.

При выборе музыкального репертуара для самостоятельного пения детей музыкальный руководитель ориентируется на возможности группы (дети в параллельных группах могут быть совершенно разными по музыкальному развитию), на уровень речи, общий интеллектуальный уровень. Полезно петь, повторяя старые, уже хорошо знакомые песни, исполнение которых доставляет детям видимое удовольствие.

В старших группах детям дают прослушивать знакомые песни в грамзаписи, упражняют в узнавании песен по одной мелодии, звучащей без аккомпанемента, по вступлению, по отдельно сыгранным фрагментам.

В любой группе дети должны знать две-три песни наизусть, в старшем дошкольном возрасте — больше; уметь их петь со всей группой,

с несколькими детьми и отдельно (или с помощью музыкального руководителя).

Наши рекомендации