Воспитание нравственного ребенка
Воспитывать нравственного ребенка – значит учить его жить согласно золотому правилу. Прежде чем ваш ребенок усвоит, что надо «поступать с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой», он должен научиться сочувствию, должен быть способен обдумывать свои действия и оценивать последствия своих действий для себя и для других. Именно так закладываются основы нравственности.
Растите участливых детей. Привязанность как родительский подход – первый урок нравственности для вашего ребенка. Родители – первые учителя, обучающие ребенка нравственности. Как наши наблюдения, так и многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что «привязанные» младенцы с большей вероятностью станут нравственными детьми и взрослыми. Одно из свойств, отличающих этих детей от тех, которые не узнали опыта привязанности в общении с родителями, – это чуткость . Мы видим в чуткости коренную добродетель . Прививайте ее ребенку, и тогда вы можете любоваться тем, как дадут ростки иные добродетели – самоконтроль, сострадание, честность. Вот путь воспитания ребенка, способного чувствовать.
Если ребенок проводит свои ранние годы с участливым, чутким воспитателем, у маленькой личности формируется чувство правильности , чувство благополучия. Короче говоря, ребенок чувствует себя хорошо. Если о малыше заботятся, откликаются на его нужды, у него возникает доверие ; он подрастает, способный испытывать и проявлять чувства . Эти достойные качества становятся частью подрастающей личности. Ребенок не просто вспоминает об этих свойствах – они неотъемлемы от него. Он чуток и доверчив . Он знает, что это хорошо, когда тот, кто нуждается в помощи и поддержке, получает их. У него есть способность заботиться , умение почувствовать то, что чувствует другой человек. И способность предусмотреть последствия своих, еще не совершенных действий для другого человека.
Такой внутренний кодекс поведения глубоко укореняется у «привязанных» детей. В результате у них формируется совесть, здоровое чувство вины, когда поступают плохо. Солгать для «привязанного» ребенка – это лишиться доверия. А тогда пострадает его чувство благополучия. И поэтому он будет стремиться сохранить или восстановить свое нравственное равновесие. «Привязанный» ребенок действительно способен поступать хорошо с другими, потому что другие хорошо поступают с ним.
С ребенком, лишенным привязанности, все обстоит иначе. Ребенок, который растет, не видя отклика и участия, сам становится безучастным. У него нет системы отсчета в том, как поступать, – нет примера со стороны воспитателей, а следовательно, и сам он этого не знает. При отсутствии внутренней системы руководящих принципов его ценностные ориентиры будут переменчивы, будут зависеть от его прихотей. Он становится нравственно мягкотелым. Отличие между участливыми детьми и безучастными сводится к способности испытывать раскаяние, к способности предугадать, какими будут последствия совершаемых ими поступков для других людей. Криминологи отмечают, что лишенных привязанности детей и взрослых психопатов наиболее роднит такая черта, как их неспособность испытывать угрызения совести и сочувствие, а следовательно, брать на себя ответственность за свое поведение.
Играет группа пятилетних детей, одна девочка падает и, разбив коленку, разражается плачем. «Привязанный» ребенок посочувствует ей участливой фразой: «Тебе больно? Ты поранила коленку?» И проявит желание утешить плачущую. Ребенок, не знающий привязанности, может сказать: «Плакса!»
Устанавливайте нравственную связь . «Привязанный» ребенок «ходункового» возраста начинает свое нравственное развитие с двух фундаментальных свойств – чуткости и умения доверять. Эта «азбука» добродетелей облегчает родителям дело обучения ходунка, а затем ребенка-дошкольника правилам жизни – тому, что надо, и тому, что не надо совершать. Умные, полагающиеся на привязанность родители доступно разъяснят ребенку, что такое «хорошо», что такое «плохо» и что за этим следует. Ребенок верит: всякое родительское слово – свято. Если папа говорит, что бить – это плохо, значит, это действительно плохо. Если мама говорит, что пожалеть плачущего ребенка – это хорошо, значит, это действительно хорошо. Родители – авторитеты в вопросах нравственности для ребенка.
Первые шесть лет жизни – пора широких возможностей, когда ребенок безоговорочно усваивает положительные нравственные качества, следуя родительскому примеру. Подумайте, что произойдет, если ребенку преподают всего лишь один «урок нравственности», но ежедневно в течение первых лет жизни. Например, Эшли поранила пальчик. Возможно, вы скажете своему ребенку: «Давай пожалеем ее». Ваш сынишка отнял мяч у товарища. Вы говорите: «Крис огорчен, потому что ты взял его любимый мяч». Или: «А как было бы тебе, если бы Крис взял твой мяч?»
На первых порах ребенок верит, что поступки хороши или же плохи, потому что вы оцениваете их таким образом, либо ребенок учится на последствиях поступков. К пяти годам ребенок начинает усваивать ваши ценности (процесс интернализации ). То, что хорошо для вас, теперь хорошо и для него. Ваши ценности, нравственно положительные или же нет, теперь составляют «я» вашего ребенка.
Возраст от семи до десяти – это возраст, когда ребенок рассуждает о том, что хорошо и что плохо. Теперь ребенок начинает поступать хорошо, потому что так и надо поступать. К семи годам большинство детей уже имеет представление о «норме». Если чуткость, заботливость, вежливость и сочувствие – это повседневная практика в семье, где растет ребенок, они для него – «норма», и он сам будет действовать так же. То, что родители принимают всерьез, принимает всерьез и ребенок. Вплоть до этого этапа ребенок верит, что его родители непогрешимы, и поэтому вступает в школьный возраст, усвоив родительские ценности, включив их в свое «я».
Далее ребенок сталкивается с детьми, у которых иные «нормы», которые выросли в семьях, где неизвестна чуткость, где, возможно, проявляется насилие, где у детей с родителями нет связи. В таких обстоятельствах «нравственно» привязанный к своей семье ребенок оказывается в выигрыше. Поскольку его нравственный кодекс является частью его «я» , иные ценности кажутся ему странными, чуждыми. Они воспринимаются как помехи его чувству благополучия. И он становится нравственно разборчивым: он принимает те ценностные ориентиры, которые подкрепляют его чувство благополучия, и отказывается от тех, которые вредят ему.
Все не так с морально неустойчивым ребенком. Он – продукт семьи, где нравственные качества не обсуждаются, где их не прививают; он вступает в школьный возраст, будто корабль без руля и якоря. Море нравственной неопределенности – вот где он пребывает, подвластный всякому внешнему воздействию. Поскольку у него нет системы отсчета, из которой можно было бы исходить, он заимствует чужие ценности или же меняет ценностные ориентиры, приспосабливаясь к требованиям момента. Этого ребенка сносит в пределы нравственного релятивизма. Мало найдется того, что для такого ребенка было бы хорошим или плохим, черным или белым; большинство его решений являют собой всевозможные оттенки серого; такой ребенок выбирает путь наименьшего сопротивления, самую проторенную дорогу. Такой ребенок в опасности, потому что ему недостает связи, необходимой детям связи с морально устойчивыми родителями.
Будьте образцом нравственности. Образец – это пример для подражания; пример может быть как хорошим, так и плохим. В ранние годы дети абсолютно зависимы от воспитателей, открывающих им мир. Ваши нормы автоматически становятся их нормами, потому что они впитывают как губка все, с чем сталкиваются в своем окружении. Они не выносят самостоятельных суждений относительно правильности или неправильности действий. Даже если вы совершаете что-то, что прежде охарактеризовали для них как неправильное действие, – например, вы бьете кого-то, – дети считают, что вы правы в своих действиях и что человек, которого вы ударили, заслужил это. Все, что совершают у них на глазах родители, все, что они слышат от родителей, – правильно, и дети хранят эти образцы поведения в своем восприимчивом уме как нечто, достойное подражания.