РЕБЕНОК БОЛЕЕТ – УХУДШАЕТСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Когда тело во власти болезни, поведение ребенка тоже ухудшается. Некоторые дети, заболев, ведут себя прекрасно, потому что вся их энергия вовлечена в процесс выздоровления, однако другие дети становятся несносными, воинственными. Если ребенок не слушается, можно предполагать скрывающееся за непослушанием недомогание, особенно если прежде послушный ребенок разражается целым залпом протестующих «нет». Невыявленные инфекции верхних дыхательных путей (синусит, тонзиллит), а также отит возглавляют перечень заболеваний, ухудшающих поведение ребенка. Маленькие дети, подхватив эти инфекции, не скажут вам, что им что-то досаждает, что у них что-то болит. Они просто сделают всех вокруг такими же несчастными, как они сами. Сужение околоносовых пазух, пониженный слух, боль и нарушенный сон, обусловленные этими инфекциями, являются причинами плохого поведения ребенка. Анемия (понижение содержания эритроцитов в крови) – другая скрытая причина раздражительности детей. Некоторые дети, чей анализ крови показывает допустимый уровень гемоглобина, тем не менее страдают от дефицита железа, что обнаруживает скорее их поведение, чем анализ крови. Для выявления подобного нарушения – дефицита железа при отсутствии анемии – требуются специальные тесты. Существует много иных причин медицинского характера, в силу которых ребенок может плохо себя вести. Если ваш ангелочек превращается в бесенка, нужно, чтобы его осмотрел доктор.

Согласитесь на несочетаемую одежду. Помните, ребенок между двумя и пятью закрепляет определенные мыслеформы в мозгу, и он не примет замены. Маленькому ребенку не свойственно широко мыслить. Он не упрямится – просто он формируется в личность, формирует свое сильное «я». Ребенок хочет надеть оранжевую рубашку и фиолетовые штанишки? Позвольте ему это, даже если такое сочетание не в вашем вкусе. Или разложите перед ребенком три комбинации одежды, и пусть он выбирает. Это неважность – не стоит препираться. По словам одной матери, «ребенок, одевающийся самостоятельно, может ходить, в чем захочет». Разумеется, мать проследит за тем, чтобы в распоряжении ее сына была одежда по сезону. Другая знакомая нам мать выбирает одежду детям только по случаю праздников и посещения церкви. Подождите, пока ребенку исполнится десять, и тогда он, возможно, будет одеваться более стильно, чем вы сами.

Да, бывают ситуации, когда родителям лучше знать… Вот история о том, как одной мудрой матери удалось добиться от сына, чтобы он оделся соответствующим образом. При этом она проявила уважение к его воле и не подорвала свой авторитет.

Наш трехлетний сын обнаружил, что у него есть свое «хочу» и свое мнение. Мое стремление – укрепить его способность принимать решения. Когда наш ребенок проявляет свою волю и делает выбор, отличающийся от нашего, мы с мужем не видим в этом угрозу нашим авторитетам. Просто ему хочется чего-то другого, не того, что хочется нам. Наше дело – убеждать его. Например, как-то муж велел ребенку одеться. Остину захотелось надеть новенький толстый свитер, который он получил в подарок на Рождество. На улице было около 27 °C, мы шли с ребенком в залитый солнцем парк. Муж объяснил мальчику, что ему будет жарко, но Остин настаивал на том, что наденет свитер. После этапа убеждений муж сказал: «У меня есть идея. Давай возьмем свитер с собой, и если будет холодно, ты наденешь его». Остину идея очень понравилась. Его желание приняли во внимание, и ребенок взял свитер с собой. Мы положили его на скамейке – на случай резкого похолодания. В подобной ситуации муж мог бы просто сказать: «Нет, ты не наденешь свитер. Я тут решаю и знаю, что́ лучше для тебя. Ты не наденешь свитер в такой жаркий день». Вместо этого мы примирились с выбором Остина и пришли к соглашению, которое устроило обе стороны.

Предоставляйте ребенку право выбора в магазине. К четырем годам дети уже обычно обращают внимание на то, как они одеты. Берите детей с собой в магазин и предоставляйте им возможность выбора, когда покупаете одежду для них; например, сколько купить маек – две или пять, сколько брюк – одни или трое и т. д.

Воспитание в супермаркете

Наверное, вы любительница приключений, если берете с собой ходунка, когда идете за бакалейными товарами. Одна известная нам молодая мать почти постоянно, отправляясь за покупками, берет с собой двух детей – трехлетнего и годовалого. Говорит, что это своего рода спорт. Ожидать, что любопытный двухлетний малыш будет примерно вести себя в супермаркете, где обстановка провоцирует даже взрослых действовать, подчиняясь порыву, – нереалистично, но вы можете заранее позаботиться, чтобы ребенку было легче держаться в границах допустимого. Вот несколько разумных советов тем, кто отправляется за покупками.

● Отправляйтесь за покупками одна или же проводите в магазине как м ожно меньше времени. Если у вас длинный список того, что требуется купить, оставляйте детей по возможности дома – разве что вы из числа матерей, которые обожают делать покупки вместе с ребятишками. Заскочить в магазин с маленькими детьми за двумя-тремя мелочами – это порой развлечение, но долгое пребывание в магазине истощит терпение любого.

● Продумайте все заранее. Отправляйтесь за покупками в то время дня, когда ваш ребенок ведет себя наилучшим образом (а у вас хорошее настроение), что обычно бывает по утрам. Позаботьтесь о том, чтобы ребенок переступил порог супермаркета сытым. Возьмите с собой притягивающую взгляд игрушку, которую вы можете привязать к тележке. Имейте при себе список необходимого, составленный с учетом расположения товаров в магазине.

● Держите ребенка при себе. Младенцы (и большинство детей постарше) вполне счастливы, когда их носят в шарфе-слинге; или же воспользуйтесь местом для ребенка в тележке из торгового зала и не забудьте про ремень безопасности. Он не позволит ребенку вставать, карабкаться, не даст упасть. Без ремня безопасности ваш ходунок найдет способ выбраться из тележки. Ему захочется побегать или исследовать коробку с яйцами. Крепко затяните этот спасительный ремень или же лучше сразу возвращайтесь домой.

● Займите вашего помощника. Внушите ребенку, что он вам помогает. В зависимости от возраста ребенка, дайте ему возможность действительно почувствовать себя полезным. Даже совсем маленький ребенок способен узнать по виду постоянные в вашем доме продукты. Ребенок может «помочь» вам найти на полках спагетти или апельсины. Со своего места в тележке ваша маленькая помощница может взять лежащий на полке требуемый (небьющийся) товар. Если ребенок начинает хуже себя вести, скажите ему, что самое интересное впереди, или дайте припасенный фрукт или сандвич.

● Говорите о том, что вы делаете. «Сначала мы возьмем салат… потом бананы… Кто у нас любит бананы? Ты? Папа? Какое печенье мы купим?» Разговор во время совершения покупок помогает ребенку развивать мышление. Будьте готовы как-то занять ребенка, когда стоите в очереди к кассе.

● Предложите ребенку перекусить. Открыв пачку печенья или крекеров, можно спасти поход за покупками: об этом нам известно не только из нашего опыта. Если вы всякий раз в супермаркете будете предлагать ребенку одни и те же два-три лакомства, он будет знать, что́ именно он получит от вас, и, возможно, не станет настойчиво требовать других сластей.

Вот рассказ о том, как одна мать справилась с ребенком, капризничавшим в супермаркете.

Наш пятилетний Джейсон просыпал угощенье на пол в супермаркете и закатил истерику: «Хочу еще! Пойди и купи мне еще!» Он не умолкал: «Купи мне игрушку!», «Ты противная!» и, наконец, его любимое в последнее время выражение: «Ты тьфу!» Мы покатили в укромный уголок супермаркета, и я попыталась урезонить мальчика, но – безуспешно. Что все-таки подействовало, так это моя попытка встать на его место: я заговорила о его чувствах. Я сказала: «Слушай, сын, когда я тоже роняю еду, меня это действительно злит. Мне тогда хочется пнуть что-нибудь!» Моя чуткость, мое «я-понимаю-каково-тебе» вернули Джейсона на путь здравомыслия, и он поделился со мной: «Я так разозлился, что мне хочется выкинуть эту тележку! Я расстроился из-за того, что ты не купила еще, что мне хотелось забросать тебя этими покупками из тележки!» Мы вместе рассмеялись и через минуту-другую уже смогли поговорить разумно и вернуться в зал. К тому времени, когда мы покинули магазин, инцидент был совсем забыт. Несколько дней спустя Джейсону надо было сделать укол в медкабинете, и пока мы ждали своей очереди, мальчик так боялся, что его будут колоть и каково ему будет, что расплакался. Я заново проиграла испробованное в супермаркете – подтолкнула Джейсона к тому, чтобы он высказался о своих чувствах. «Когда доктор уколет меня, я уколю его тоже! Я хочу взять все «уколы» и выбросить, чтобы для меня ни одного не осталось!» На взгляд взрослых, эти высказывания смешны, однако, выражая свои пожелания, Джейсон почувствовал, что как-то управляет происходящим. Он, разумеется, не стал делать то, что хочется, но выразил свои чувства. И все мы в результате испытали некоторое облегчение.

Кассы супермаркета – это место, где большинство детей забывают о том, как нужно вести себя. Привлеките ребенка к процедуре – пусть он поможет вам выкладывать покупки, может быть, считать их или называть. Иными словами, займите его делом «на финише». Вы избегнете сражений из-за выставленных тут же леденцов и жвачки, если удержитесь от соблазна познакомить малышей с содержимым восхитительных на вид пакетиков. Старайтесь, чтобы ваша тележка с ребенком, пока вы выкладываете покупки, стояла подальше ото всех этих лакомств. Когда путь перед вами свободен, мчите на безопасную территорию. Если ребенок уже знает, что такое шоколадка, вам нужно разработать план. Не говорите ребенку «да» всякий раз, когда он попросит шоколад. Можно на лакомства откладывать деньги, «заработанные» ребенком. Можно заранее договориться, в какой день покупаются сладости, а в какой нет. Настраивайтесь на лучшее и не поддавайтесь, если ребенок закатит истерику на финишной прямой. Важно, чтобы ребенок не думал, что он привел вас в замешательство. Если ребенок знает, что вы всегда скажете «нет», когда он будет приставать к вам с просьбами в супермаркете, он не станет устраивать вам сцен. Он может получить лакомства в другой раз… Вся эта мудрость далась нам ценой воспитания шестерых детей. Наши младшие ничего не клянчат в супермаркете, потому что Марта не допустила, чтобы у них сложилась подобная привычка.

Наука чистить зубы

Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.

● Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и прорезавшиеся зубы пальцем, обернутым марлей. Совершайте эту процедуру ежедневно, чтобы она стала привычной для ребенка к тому времени, когда он подрастет. Некоторых ходунков пугает чистка зубов, если вы начинаете знакомить их с этим пунктом личной гигиены слишком поздно.

● Подавайте хороший пример. Взяв зубную щетку, посадите ребенка рядом с собой, и пусть он видит, какое это интересное занятие – чистить зубы. Улыбнитесь малышу, когда рот у вас полон пены от зубной пасты. Как только ребенок уловил смысл процедуры и хватает вашу зубную щетку, поторопитесь купить ему его личную зубную щетку – с мягкой щетиной. Ребенку пока не требуется зубная паста. Ребятишки часто отвергают пасту с насыщенным вкусом. Некоторые ребятишки приходят в восторг от процесса выплевывания – именно этому моменту они усердно подражают, а не гигиенической процедуре.

● Не надейтесь на то, что дети до трех лет самостоятельно сумеют по-настоящему почистить зубы. Вы должны направлять своей рукой ручку ребенка, держащую зубную щетку. Начинайте с очищения передних зубов и продвигайтесь без нажима к коренным. Если ваш ребенок обожает чистить зубы и хорошо откликается на ваше предложение все делать «вместе», водите рукой ребенка у него во рту и тщательно очищайте каждую щель между зубами.

● Превратите процедуру в игру. «Сейчас мы выгоним сахарных микробов» (или «куриных, картофельных, печеньевых»). Напевайте какую-нибудь песенку. Мы пользуемся мелодией старого рекламного ролика со словами: «Чист, чист, чист…» Или такими строчками: «Чистим, чистим, чистим наши зубы: щеткой – верх и щеткой – вниз…» У ведущего детских программ Раффи есть великолепная песенка о чистке зубов. Можно также вслух пересчитывать зубы: ваш бодрый голос поможет ребенку расслабиться. (Кстати, прием счета срабатывает и в кабинете у дантиста на первых осмотрах.)

Будьте настойчивы с ребенком, не желающим чистить зубы. Оба родителя садятся на стулья, лицом к лицу, соприкасаясь коленями; ребенок лежит у вас на коленях, головой к тому из вас, кто будет чистить ему зубы. У чистящего – наилучший обзор, если ребенок лежит на спине и смотрит в потолок. Вначале ребенок может сопротивляться тому, что вы держите его. Но как только он поймет, что с этой процедурой надо смириться и что обсуждению она не подлежит, ребенок подчинится. Будьте осторожны и не причиняйте ему боль щеткой, проявляя чрезмерные усилия, не ударьте его случайно по рту. Продолжайте пользоваться пальцем, обернутым марлей, если малыш протестует против щетки. Пусть эта процедура совершается в деловой и спокойной атмосфере – несмотря на то что вам так легко разозлиться и потерять терпение, когда ребенок извивается и уворачивается от вашей руки. Наша двухлетняя Лорен повинуется, если мы напоминаем ей, что она не услышит никаких историй, пока зубы у нее не будут чистыми. Старайтесь также, чтобы процедура чищенья зубов совершалась со всей тщательностью. Мы пришли к такому выводу через горький опыт: у нашего Стивена образовалась дырка в первом же коренном зубе. Мы уставали, и у нас не хватало сил на споры с мальчиком, отказывавшимся чистить зубы.

Наши рекомендации