Как установить правильное взаимоотношение между непосредственным и замещающим раздражителем
Основная формула такова: в целях наиболее рационального воспитания условного рефлекса нужно давать условный раздражитель и через 0.1—0.5—1-2 секунды вызывать безусловный рефлекс (самое действие) путем ввода непосредственного раздражителя.
Поясним это примером: чтобы выучить собаку садиться по команде, мы знаем, что нужно как-то воспроизвести самый процесс посадки, заставить собаку сесть и связать этот момент с командой, даваемой на полсекунды, на секунду раньше.
Обычно дрессировщик, положив одну руку на крестец (в области почек) собаки и дав соответствующую команду, легким надавливанием (действие принудительного характера) заставляет ее согнуть задние ноги и сесть. В данном случае имеет место принуждение, искусственно вызывающее рефлекс положения, непосредственно заставляющий собак сесть. Это принуждение является и называется непосредственным раздражителем.
Немного ранее до посадки следует команда дрессировщика «сидеть» — звуковой раздражитель. Через известные промежутки времени процесс повторяется. После ряда повторений дрессировщик пробует, достаточно ли воспитался условный рефлекс. Для этого он не производит больше принудительного нажима рукой, а дает лишь одну команду, и если связь закрепилась, то, получив звуковое условное раздражение, собака, в силу установки условной связи, садится сама.
Элементы дрессировки
Значение интонации при дрессировке чрезвычайно велико, и это вполне понятно. Если человек не говорит на иностранном языке и попадает в общество иностранцев, мы можем заметить следующее: он не понимает их речи, но как-то особенно обостренно чувствует различные оттенки их интонаций; нечто подобное происходит и у собаки. Добавим к этому, что, собаки, обладая тонким слухом, различают 1/8 тона, тогда как человек свободно различает только 1/2 тона. Такую тонкость слуха у собаки создали условия борьбы за существование.
Наибольший запас «сигналов» у человека получается благодаря речи (словесный сигнал). Отсутствие у собаки способности речи компенсируется хорошо развитыми органами чувств: она более четко и тонко различает разнообразие звуков, запахов и оттенков.
Основные интонации
Интонация слагается из интенсивности и тем бра звуков. Теория дрессировки различает в общем три основных интонации: ласка, приказание, угроза. Необходимо предостеречь: интонации ни в коем случае не должны иметь искусственных ноток, ибо собака немедленно почувствует в силу остроты слуха фальшь и станет недоверчиво относиться к дрессировщику.
В каждом приеме обучения, помимо знания приема, необходимо применение вспомогательного условного рефлекса на угрожающую интонацию (для достижения безотказности выполнения приема), ибо знать еще не значит выполнять. Во время и в меру даваемые умелые переходы (контрасты) поощрительных и угрожающих интонаций являются основными моментами практической дрессировки.
Самое важное в применении интонаций — это, прежде всего, установление у собаки связи (условного рефлекса), факта удовольствия от реально получаемой ласки с самой интонацией ласки и, наоборот, — факта заставляющих действий не приятно-принудительного или запрещающего характера с интонациями угрозы. Важно также умелое комбинирование разных интонаций, в зависимости от поведения собаки; ласка при исполнении и угроза при невыполнении требуемого действия.
Контрастные интонации
Когда собака хорошо освоится с интонациями ласк и угрозы (поощрения, запрещения или принуждения), необходимо в проработку каждого приема вводить при необходимости так называемые контрастные интонации. Например: собака, зная прием, не исполняет требуемого действия; сейчас же слышится оттенок угрозы. В повторном приказании угрожающие тона повышаются и звучат резче и внушительнее, как бы напоминания о гряду щей неприятности (принуждении). Оборонительная реакция зовет к выполнению приема, наконец, прием выполняется. В таком случае немедленно слышны ласково-поощрительные интонации, приятные для собаки. Таким образом, контрастом (сменой) интонаций воспитывается у собаки связь получения неприятных ощущений, заставляющих тонов в моменты неисполнения и получение приятных положительных раздражителей при исполнении требуемого действия.
Команды
1. Команды при дрессировке должны быть: 1) кратки, 2) неизменяемы. Растянутые команды утомляют собаку — при них возможен преждевременный срыв ее с места; краткие команды всегда звучат резче. Стоит сравнить, например, «ко мне» и «раскапывай».
2. В словах команды мы считаем крайне желательной букву «р»: она придает команде соответствующую сухость и необходимую внушительность, например: «рядом», «барьер», «апорт».
3. Самым важным фактором является неизменяемость команд. Изменение команды является изменением последовательности сочетания звуков данной команды. Следовательно, мы имеем уже не один постоянный раздражитель, вызывающий нужный нам ответ, а целый ряд их, сходных между собой; такое явление только нарушает четкость работы собаки.
4. Дрессировщик должен всегда соизмерять свои движения, быть в них четким и постоянным, помня, что при нашей работе на собаку действует в качестве раздражителя все поведение дрессировщика, а не только звук команды.
5. Молодые дрессировщики, поддаваясь обстановке, иногда изменяют команды. Так, например, происходит обучение собаки апортированию на команду «апорт»; собака почти связала этот звук с действием, но почему-то отказывается взять предмет. Дрессировщик начинает «упрашивать»: «Ну, возьми, бери», т. е. вместо почти знакомого для собаки слова «апорт», которое в данный момент и нужно произнести в несколько повышенном тоне, применяются новые, незнакомые ей и сбивающие ее слова.
Поощрения и запрещения
Чтобы показать собаке правильность выполненного ею приема, употребляют слово «хорошо», связывая его с ласковым поглаживанием или игрой с собакой, дачей лакомства (мяса) и с поощряю щей ласковой интонацией.
1. Говоря о лакомстве как мере поощрения, нужно сказать, что, помимо непосредственного его действия как пищевого раздражителя, манеры дрессировщика, его мимика и движения должны придать особую «ценность» даваемому кусочку.
2. Кусочки лакомства должны быть небольшого размера: мясо или сухари в 1—2 см.
3. Быстрая, как бы формальная передача собаке этого лакомства, не создает должного эффекта и не поднимает в глазах собаки значимость этого лакомства.
4. Необходимо стимулировать его рядом подсобных действий дрессировщика, «дразнящего» собаку даваемым кусочком. Такие действия повышать «ценность» этого кусочка, являясь больше наградой за исполнение, а, следовательно, и стимулируют само выполнение приема.
Дачей лакомства ни в коем случае нельзя зло употреблять, давая его часто и бесцельно. Собака должна получать его лишь по выполнении требуемого действия. Такая установка бесспорно даст желаемый результат быстрее и легче.
5. Вначале лакомство дается часто, по исполнении каждого приема, каждого верного действия.
Затем, постепенно, дача лакомства оттягивается, заменяясь лаской, командой «хорошо». Наконец, дача лакомства в конце урока стимулирует четкое выполнение всех заданий, даваемых на уроке. Не злоупотребляйте командой «фу».
Принуждения
Принуждение есть заставляющий фактор к выполнению того или иного нежелательного действия или тормоз, мешающий идти по пути «влечения».
В основу всех видов принуждения положен тот принцип, что за невыполнение следует неприятность. Следовательно, само по себе принуждение является раздражителем, вызывающим оборони тельные реакции, где выполнение приема явится естественной разрядкой этой оборонительной реакции.
Само по себе принудительное действие при дрессировке играет две роли:
1. В одном случае оно является способом обучения, когда собака, не зная приема, при посредстве принудительного влияния выполняет прием, например, посадка или укладка собаки.
2. В другом случае принуждение является типичным способом воздействия, употребляемого тогда, когда собака «знает», но «не хочет» выполнить уже известный ей прием.
Когда необходимо применить принуждение как заставляющий фактор, уступок быть не может, иначе авторитет и сила воздействия дрессировщика будут потеряны.
Нет сомнения, можно научить собаку тому или другому приему и без принуждения, улавливая, например, у собаки моменты ее естественной посадки — ведь она умеет садиться сама, когда ей это нужно. Связав природные навыки с командой «сидеть», давая при этом лакомство как поощрение за посадку или вызывая саму посадку движениями руки, вертящей над головой собаки лакомство, надо добиться от собаки исполнения команды. Через некоторое время прием без всякого принуждения будет усвоен. При таком построении приема нет твердой безотказности выполнения приема. В этом случае повышение интонации не воздействует на собаку, ибо она ранее никогда не ощущала реальных принудительных мер, связанных с повышенной интонацией, и желание дрессировщика не являлось для нее законом. В сущности, воспитать знание приема сравнительно легко, добиться же безотказности выполнения и четкости работы без принудительных мер нельзя. Это — основной закон дрессировки.
Нельзя рассматривать принуждение как «месть» за плохое поведение собаки; принуждение не наказание.
Без умелого комбинирования ласки и угрозы мы сделаем собаку нервной, задерганной и трусливой. Мы погубим ее. Нам важен не самый факт действия на собаку того или иного вида принуждения, а эффект, получаемый при этом.
Метод комбинированных сочетаний принуждения и поощрения достаточно проверен, он безошибочен. Мы встречаем его на каждом шагу. Мы оперируем им всегда, и результаты его безотказны.
Под таким углом зрения и нужно рассматривать принуждения, применяемые в дрессировке.
В основу применения принуждений в дрессировке положено таким образом следующее:
1. Сила даваемого принуждения должна соответствовать характеру, т. е. типу нервных реакций собаки.
2. Принуждение целесообразно тогда, когда оно непосредственно связывается у собаки с ее определенным действием или проявлением. Помимо этого, необходимо, чтобы была установлена связь между принуждением и соответствующей угрожающей интонацией.
3. Действие принуждения всегда должно быть связано с лаской при исполнении требуемого действия.
4. Принудительное действие должно быть всегда связано с угрожающей интонацией, чтобы воспитать условный рефлекс обязательного выполнения на одну интонацию.
5. Принуждение должно быть связано с моментом неисполнения.
6. Принуждение не следует рассматривать как «наказание», как месть за содеянный поступок.
7. Парфорс, хлыст нужны только до тех пор, пока не будет воспитан условный рефлекс на интонацию. Но, время от времени, при ослаблении чет кости исполнения приема на одну интонацию, не обходимо на один-два раза вернуться к парфорсу, помня, что условный рефлекс без подкрепления гаснет.
8. Во всех случаях красной нитью в дрессировке должны проходить доброта (отнюдь не распущенность и безволие), справедливость дрессировщика и умелое комбинирование им запрещений принуждении и поощрений.
Отвлекающие раздражители