Что должно быть положено в основу психофизиологического воспитания
1. В основу психофизиологического воспитания щенка должно быть положено развитие общей активности, злобы, недоверчивости к чужим (если это нужно), жизнерадостности, а также других проявлений инстинктов, полезных для будущей служебной работы.
2. Кроме того, воспитание должно обеспечить щенку нормальный рост и работу органов чувств.
3. Совершенно не рекомендуется держать щенков разных возрастов вместе. Обычно более сильные щенки обижают слабых во время игры, отталкивают их, съедая весь корм, и т. д. В результате, часть щенков вырастает пугливыми и физически слабыми. Лучше всего иметь отдельные двоpики, пуская в них только однопометников.
4. Нежелательно также оставлять щенка одного, — он должен двигаться, а движения вызываются совместной игрой. Игры развивают гибкость, быстроту, общую активность и заинтересованность в работе, а также служат для укрепления костяка.
5. Необходимо все время тщательно наблюдать не только за испражнениями, но и за тем, чтобы щенки не перекармливались.
6. Воспитателю необходимо постоянное общение со щенками, чтобы последние усвоили как интонации человека, так и необходимые навыки, вытекающие из этого общения. 5—6 часов совместного пребывания ежедневно, общие прогулки, травля, игра под постоянным наблюдением человека не дадут щенку разлениваться и будут прививать ему характер и навыки служебной собаки. Необходимо заметить, что в первые недели жизни щенки много спят; это явление чисто физиологического порядка и препятствовать сну не следует. Время для сна само собой уменьшится и за определенный период дойдет до нормы.
12. 2. Последовательность образования условных рефлексов у щенка
1. Постепенно у щенка образуются условные рефлексы, воспитанные на явлениях окружающей среды. Вначале идут группы рефлексов, так или иначе связанных с пищей, ибо пища в первое время является главной отправной точкой, координируя вокруг себя остальные «надстройки». Этим должен воспользоваться воспитатель, развивая (для военносторожевых, розыскных и пограничных собак) недоверчивость к людям, злость и сторожевые рефлексы путем отнятия корма и кости. У щенка воспитывается «понятие» о том, что чужой человек и есть его личный враг, его приближение вызывает неприятности и настороженность, словом защитную реакцию. Хозяин же, наоборот, хороший и добрый. Такие простейшие установки необходимы, но и здесь воспитатель должен учесть, что при постоянном отнятии корма и кости, т. е. при потере их щенок явится «пострадавшим», и у него разовьется крайняя нервозность. В силу этих соображений, подобные упражнения должны заканчиваться «победой» щенка, получающего удовлетворение, необходимое для разряда нервного напряжения.
2. У молодых щенков полезно развивать «хватку», дразня их тряпкой, но не запугивая. Та кое упражнение развивает крепость челюстей, энергичную хватку, необходимую активность. В этих же целях хорошо в питомниках на гибких палках привешивать тряпки для игры. Для собак полезно развивать темп бега, выпуская их на чашку с едой, находящуюся на расстоянии 50—75 шагов, а также пробегами на зов хозяина.
3. Для воспитания собак, работающих на человека, вводятся соответствующие раздражители — дразнение, убегание и т. п. При всех упражнениях такого рода необходимо помнить, что всякое особенно резкое наступление в большинстве случаев вызывает отступление и, наоборот, всякое отступление вызывает нужное для нас проявление пре следования. К этому нужно отнестись особенно осторожно: один удар, нанесенный щенку при активном наступлении, может воспитать страх, который угасает с большим трудом. Осторожное, таинственно наступающее действие обычно вызывает первый бросок собак. В это же мгновение нужно, сделав «испуганный вид», начать отступление — это вызовет второй бросок щенка вперед. Упражняясь таким образом несколько раз и видя, что рефлекс преследования проявляется безотказно, можно усложнить это действие тряпкой или палкой (осторожно), с целью воспитать у щенка бесстрашие к ударам и стремление отнять тряпку или палку. Лучшим способом является легкая попытка вытянуть из пасти собаки эту тряпку после первого момента схватывания. Упражнения такого рода необходимо ставить так, чтобы молодой щенок вначале заинтересовался тем или иным видом борьбы, предложенной ему в виде игры или в виде раздражителя его оборонительного инстинкта. В конце концов, выйдя победителем (отнятие кости, тряпки, преследование и хватка убегающего и т. д.), он должен получать от лица, ухаживающего за ним, поощрение.
4. В целях развития сторожевых рефлексов, возможна посадка щенка на цепь в будку поблизости от караульной собаки. В таком случае сторожевые рефлексы выявляются обычно довольно быстро. Всякое новое явление внешнего мира действует на щенка или отвлекающе или запугивающе.
Поэтому необходимо систематическое ознакомление щенка с этими явлениями.
5. Приблизительно с 3-месячного возраста щенка знакомят с факторами отвлечения путем регулярных прогулок среди людей, животных, по улицам, в толпе у вокзалов, у ряда других мест, словом, всюду, где можно получать сильные и но вые впечатления. Ввод отвлечений должен идти в последовательности от более слабого к более сильному; сюда же относится приучение к выстрелам.
6. В возрасте 3 месяцев можно приучать щенка к барьеру (до 1 м) без каких бы то ни было принудительных влияний, а также делать пробы на чутье путем поиска спрятанных костей, спрятавшегося хозяина и т. д. В этом же возрасте необходимо начать воспитание любви к апорту и заинтересованности к процессу апортировки.
7. С 5-месячного возраста возможен переход на первоначальные упражнения по охране вещей, а также на работу по преследованию и задержанию, с целью усилить злобу, недоверчивость к чужим и хватку. В этих видах упражнений особенно важно воспитать у собаки уверенность в победе путем искусственно создаваемых положений. С этого же возраста должны вводиться и более твердые дисциплинирующие начала (причем от игры к дисциплине следует переходить легко и незаметно). В период 5—7 мес. начинается смена зубов; в этот период нужно осторожно подходить к развитию хватки.
За все время воспитания собак, предназначенных к работе на человека, необходимо стремиться к закреплению комплекса условных рефлексов, которые можно сформулировать так: «хозяин есть справедливый человек, друг и защитник; все остальные люди — враги».