Методическая часть программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по русской лапте разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, на основании Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Программа по своей направленности является предпрофессиональной и рассчитана на 52 недели, 46 недель учебно-тренировочных занятий и 6 недель по индивидуальным планам.

Цели и задачи

Лапта –русская народная командная игра с битой и мячом.

Игра в русскую лапту (мини-лапта) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры русская лапта (мини-лапта).

Основными задачамипрограммы являются:

  • укрепления здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приёмами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по русской лапте;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте (мини-лапта).

Содержание работы со спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для игроков, возрастными особенностями.

Подготовка спортсменов предусматривает этапы:

- Этап начальной подготовки (с 8 лет)

- Учебно-тренировочный этап обучения (с 10 лет)

- начальная подготовка (3 года обучения) – воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики русской лапты, воспитание умений соревноваться; освоение основ гигиены и самоконтроля;

- учебно-тренировочный (4-5 года обучения) – освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям;

Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.

В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функциональной подготовленности.

Содержание рабочей программы

Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории русской лапты (мини-лапта), правила соревнований.

В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.

В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.

Комплектование занимающихся на различных этапах подготовки, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл.1.,2.

Таблица 1.

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта русская лапта.



Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 14-15
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 4-5 12 - 14

Таблица 2

НОРМАТИВЫМАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю 3 - 4 3-5 7 - 8 9 - 12
Общее количество часов в год
Общее количество тренировок в год 156 - 208 156- 364 - 416 468 - 624

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения (табл.3) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.

На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов.

Таблица 3

Примерный учебный план по годам обучения

№ п/п Наименование Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Теоретическая под-ка
ОФП
СФП
Техническая под-ка
Тактическая под-ка
Интегральная под-ка
Инструкторская и судейская практика - - -
Кол-во игр
Экзамены и контрольные испыт.
Восстановительные мероприятия - - -
Общее кол-во часов

Таблица 4

Примерный учебный план теоретической подготовки

№ п/п Основные темы занятий Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Роль ФК и С в обществе и формировании личности
Социальное значение спорта
Сведения о строении и функциях организма человека
Влияние физических упражнений на организм занимающихся
Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль
Правила игры в русскую лапту
Оборудование и инвентарь
Состояние и развитие лапты - - -
Основы техники и тактики - - -
Основы методики обучения - - -
Установка игрокам перед соревнованиями - - -
Организация и проведение соревнований - - - - -
  Итого:

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности тренера и воспитанника. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт. Полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных.

Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям лаптой и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

- методы упражнений;

- игровой;

- соревновательный;

- круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

- в целом;

- по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ФП)

На начальном этапе обучения объем физической подготовки доходит до 50% времени, отводимого на занятия.

ФП в первый год основана на разностороннем развитии ребенка, которая в дальнейшем будет способствовать формированию устойчивого интереса к занятиям и позволит овладеть необходимыми игровыми умениями и навыками.

Основные задачи этапа: укрепление здоровья; разносторонняя подготовка; овладение основными двигательными навыками (ходьба, бег, прыжки, метания).

Основные средства подготовки: легкоатлетические упражнения; спортивные и подвижные игры; другие виды спорта – такие, как гимнастика, акробатика.

Особое место отводится работе с мячами.

Задача таких упражнений – не только физическое развитие, но и освоение умений владеть мячом, согласовывать свои действия с мячом во времени и пространстве. По мере роста подготовленности игрока в лапту эта способность будет приобретать все большее и большее значение.

Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты, элементы акробатики, составляют 30% общего тренировочного времени. 20% отводится специальной физической подготовке (тестирование, контрольные упражнения и тренировки).

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТП)

Основная задача – овладение основными приемами техники: перемещениями, ловлей, передачами, подачей мяча, осаливанием, ударами битой по мячу, приемами, позволяющими избежать осаливания.

В основе ТП лежит воспитание способности выполнять изученные приемы в сочетании с различными способами перемещений (бег, прыжки, изменение направления движения и т.д.).

40% общего тренировочного времени отводится на обучение основам техники, причем основное место отводится методу сопряженного воздействия, позволяющему посредством специальных упражнений и методических приемов одновременно осуществлять задачи ТП и развития физических качеств.

3. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТкП)

Основные задачи: формирование и развитие тех способностей, которые лежат в основе тактического мышления и тактических действий, связанных с изученными приемами техники. Необходимо развивать внимание, зрительную память на ситуации, ориентировку во времени и пространстве.

Основные средства ТкП: спортивные и подвижные игры, эстафеты, которые требуют проявления быстроты реакции и ориентировки в пространстве, быстроты ответных действий, сообразительности, наблюдательности и др.

4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Задачи: осуществление связи между видами подготовки.

Взаимосвязь сторон подготовки требует специального целенаправленного воздействия. После соответствующей подготовки в упражнениях необходимо использовать игровой метод.

Задача игрового метода – сопряженное воздействие на физическую, техническую и тактическую подготовленность юных игроков в лапту.

Основные средства: общеподготовительные упражнения с использованием сопряженного метода и игры по упрощенным правилам, а также мини-лапта.

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

1. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ФП)

ФП в этот период не принципиально не отличается от этапа начальной подготовки. Основное внимание должно быть обращено на формирование специальных физических качеств. В этом возрасте наиболее благоприятны предпосылки для развития быстроты и скоростно-силовых качеств.

Основные средства ФП – широкий набор упражнений из других видов спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, акробатика).

ОФП осуществляется главным образом групповым методом. К СФП подходят более дифференцированно, как правило, проводят ее с использованием метода круговой тренировки, который позволяет развить необходимые качества, а в первую очередь скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость с учетом индивидуальных возможностей игроков. ОФП и СФП отводится 30% тренировочного времени.

2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТП)

Основная цель заключается в продолжении разносторонней подготовки и освоении более сложных технических приемов. На учебно-тренировочном этапе 20% времени должно отводиться средствам ТП.

В центре внимания в это время должна быть работа над скоростной техникой. В таких приемах, как передачи, бросок мяча (осаливание), скорострельность достигается путем сокращения времени на подготовку к броску мяча и стабилизации рабочей фазы.

3. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ТкП)

На учебно-тренировочном этапе в результате уменьшения объема ФП значительно увеличивается объем тактической подготовки.

Задачи тактической подготовки:

- расширение арсенала индивидуальной тактики, основанной на изученных приемах техники;

- воспитание навыков взаимодействия между членами команды;

- изучение специфики игровых функций, развитие способности к анализу деятельности.

На данном этапе происходит формирование тактических умений в процессе обучения игроков техническим приемам. Обучение следует построить так, чтобы в игре в единстве реализовывались техника и тактика. Достигается это двумя путями.

Во-первых, по мере овладения техническим приемом его «соединяют» с качествами и способностями, обуславливающими успех тактических действий.

Во-вторых, игрок в лапту должен научиться оценивать расположение игроков на площадке и вне ее, положения и направления полета мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников и др.

4. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Основной задачей на данном этапе является приобщение детей к спортивной деятельности.

Игровая подготовка носит целенаправленный характер. Особое место отводят упражнениям с конкретной направленностью, нацеленным на обучение взаимопониманию, овладение техникой и ориентировкой в условиях высокой физической нагрузки.

Таблица № 5

2.4.СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО ВИДАМ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПАХ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА РУССКАЯ ЛАПТА

Разделы подготовки Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
1 год Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Общая физическая подготовка (%) 44 - 56 44 - 56 16 - 20 16 - 20
Специальная физическая подготовка (%) 17 - 23 17 - 23 17 - 23 17 - 23
Техническая подготовка (%) 11 - 15 12 - 16 40 - 52 41 - 53
Тактическая, теоретическая, психологическая подготовка (%) 2 - 4 3 - 5 4 - 6 4 - 6
Участие в соревнованиях, тренерская и судейская практика (%) 1 - 3 1 - 3 4 - 6 6 - 8

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка – это педагогический процесс направленный на воспитание спортсмена как личности, его морально-волевых качеств.

В психологии спорта принять делить психологическую подготовку на общую и к конкретному соревнованию. Каждый раздел психологической подготовки имеет специфические задачи.

  • Воспитание высоких моральных качеств.
  • Воспитание волевых качеств (целеустремленность и настойчивость, выдержка и самообладание, решительность и смелость, инициативность и дисциплинированность.)
  • Установление и воспитание совместимости в процессе совместной деятельности в составе команды и отдельных звеньев.
  • Адаптация к условиям соревнований.
  • Настройка на игру и методика руководство командой в игре.

Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов.

Основные из них:

  • Средство идеологического воздействия (радио, лекции, искусство, беседы).
  • Личный пример тренера, убеждение, поощрение, наказание.
  • Побуждение к деятельности, поручение.
  • Составление плана тренировочного занятия и самостоятельное его проведение.
  • Проведение совместных занятий.
  • Упражнения повышенной трудности.
  • Соревновательный метод.

СИТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

1.1.Конкретизацию критериев подготовки лиц, проходящих спортивную подготовку

на каждом этапе спортивной подготовки, с учетом возраста и влияния физических качеств и телосложения на результативность по виду спорта русская лапта.

Таблица № 7

ВЛИЯНИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

ПО ВИДУ СПОРТА РУССКАЯ ЛАПТА

Физические качества и телосложение Уровень влияния
Скоростные способности
Мышечная сила
Вестибулярная устойчивость
Выносливость
Гибкость
Координационные способности
Телосложение

Условные обозначения:

3 - значительное влияние;

2 - среднее влияние;

1 - незначительное влияние.

3.2. Требования к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов спортивной подготовки

Результатом реализации Программы является:

На этапе начальной подготовки:

- формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

- формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

- освоение основ техники по виду спорта водное поло;

- всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

- укрепление здоровья спортсменов;

- отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта водное поло.

На тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):

- повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки;

- приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта водное поло;

- формирование спортивной мотивации;

- укрепление здоровья спортсменов.

Для обеспечения этапов спортивной подготовки организации, осуществляющие спортивную подготовку, используют систему спортивного отбора, представляющую собой целевой поиск и определение состава перспективных спортсменов для достижения высоких спортивных результатов.

Система спортивного отбора включает:

а) массовый просмотр и тестирование юношей и девушек с целью ориентирования их на занятия спортом;

б) отбор перспективных юных спортсменов для комплектования групп спортивной подготовки по виду спорта водное поло;

в) просмотр и отбор перспективных юных спортсменов на тренировочных сборах и соревнованиях

3.3. Требования к участию лиц, проходящих спортивную подготовку, и лиц, ее осуществляющих, в спортивных соревнованиях, предусмотренных в соответствии с реализуемой программой спортивной подготовки.

Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку:

- соответствие возраста и пола участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях и правилам вида спорта футбол;

- соответствие уровня спортивной квалификации участника положению (регламенту) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской спортивной классификации и правилам вида спорта футбол;

- выполнение плана спортивной подготовки;

- прохождение предварительного соревновательного отбора;

- наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;

- соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями.

Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с содержащимся в Программе планом физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и положениями (регламентами) о спортивных соревнованиях и спортивных мероприятиях.

3.4. Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы с учетом возраста, пола лиц, проходящих спортивную подготовку, особенностей вида спорта русская лапта.

Таблица № 8

Переводные нормативы по физической подготовке

№ п/п Показатели Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
девушки
Становая сила (кг)
Бег 30 м (с) 6,0 5,9 5,8 5,7 5,7 5,7 5,6
Бег 30 м (5*6,с) 12,3 12,2 11,9 11,6 11,3 11,3 11,0
Бег 100м с изменением направления 23,4 22,4 20,1 19,8 19.1 18,7 17,9
Прыжок в длину с/м(см)
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) 4,0 5,8 6.8 7,2 8,5 9,4 10.2
Юноши
Становая сила (кг)
Бег 30 м (с) 5,8 5,5 5,3 5,1 5,1 5,0 4,8
Бег 30 м (5*6,с) 12,3 12,1 11,8 11,0 10,5 10,2 10,0
Бег 100м с изменением направления 22,4 21.2 19,2 18,5 17,9 17,1 16,0
Прыжок в длину с/м(см)
Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками (м) 4,6 5,2 6,5 7,8 9,7 11,4 13,8

Таблица № 9

Переводные нормативы по технической подготовке

№ п/п Показатели Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Удары битой способом «сверху» во 2-ю и 3-ю зоны
Удары битой способом «свеча»
Удары битой способом «сбоку»
Подача мяча в круг подачи
Ловля высоко летящего мяча
Ловля мяча после передачи партнера
Бросок мяча в цель
Передача мяча в стену

Таблица № 10

Переводные нормативы по тактической подготовке

№ п/п Показатели Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Приемы, позволяющие избежать осаливания
Групповые действия, розыгрыш очков (2,4.6)
Командные действия, розыгрыш очков (8,10,12)
Ловля мяча в ближней зоне, передача в дальнюю зону партнеру
Ловля мяча в 4-й зоне, осаливание в 5-й зоне
Ловля мяча во 2-й зоне, передача в 4-ю зону, осаливание в 5-й зоне
Переосаливание
   
   
   
   
   
   
   
  Список литературы 1. Валиахметов Р.Н., Костарев Ю.А., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа педагогических институтов. – Уфа: БГПИ, 1996. 2. Костарев А.Ю., Гусев Л.Г., Щемелинин В.И. Лапта. Техническая и тактическая подготовка игроков. – Уфа: БГПИ, 1996. 3. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с. 4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977. 5. Озолин Н.Г. настольная книга тренера: Наука побеждать. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 864 с. 6. Русская лапта/ Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства. – М.: советский спорт, 2004. – 80с. 7. Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.: ФиС, 1986. 8. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. Русская лапта с методикой преподавания. Программа для педагогических институтов. - Уфа: БГПИ, 1996. 9. Валиахметов Р.М., Костарев А.Ю., Гусев Л.Г. и др. Народная игра лапта. - Уфа: ГУП РБ "Уфимский полиграфкомбинат", 2003. 10. Валиахметов Р. М. «Лапта» 2007 г. 11. Ковалёв В.Д., Ткаченко В.Д «От русской лапты к софтболу» 2009г. 12. Костарев А.Ю. Программа курса "Русская лапта". - Уфа: Изд-во БГПУ, 2001. 13. Ноздрин А. М. «Русская лапта в сельской общеобразовательной школе». 2008 г. 14. Приказ Минспорта России от 12.09.2013 N 730 "Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам"(Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2013 N 30530).    

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по русской лапте разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, на основании Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказа Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 года № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам».

Программа по своей направленности является предпрофессиональной и рассчитана на 52 недели, 46 недель учебно-тренировочных занятий и 6 недель по индивидуальным планам.

Цели и задачи

Лапта –русская народная командная игра с битой и мячом.

Игра в русскую лапту (мини-лапта) направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы – углубленное изучение спортивной игры русская лапта (мини-лапта).

Основными задачамипрограммы являются:

  • укрепления здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приёмами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по русской лапте;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по русской лапте (мини-лапта).

Содержание работы со спортсменами по русской лапте на всех этапах подготовки определяется тремя факторами: спецификой игры, модельными характеристиками для игроков, возрастными особенностями.

Подготовка спортсменов предусматривает этапы:

- Этап начальной подготовки (с 8 лет)

- Учебно-тренировочный этап обучения (с 10 лет)

- начальная подготовка (3 года обучения) – воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к русской лапте: начальное обучение технике и тактике, правилам игры; развитие физических качеств с учетом специфики русской лапты, воспитание умений соревноваться; освоение основ гигиены и самоконтроля;

- учебно-тренировочный (4-5 года обучения) – освоение теоретического раздела программы; базовой технической, тактической, физической, специальной, интегральной, соревновательной подготовки; обучение элементам специализации по игровым функциям;

Направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных спортсменов определяется с учетом сенситивных периодов развития физических качеств.

В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты подготовки учащихся с учетом возрастных особенностей и уровня физической и функциональной подготовленности.

Содержание рабочей программы

Материал даётся в трёх разделах: основы знаний; общая и специально физическая подготовка; техника и тактика игры.

В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории русской лапты (мини-лапта), правила соревнований.

В разделе «Общая и специально физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.

В разделе «Техника и тактика игры» представлении материал, способствующий обучению техническими и тактическими приёмами игры.

В конце, обучения по программе, учащиеся должны знать правила игры и применять участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

В учебном плане отражены основные задачи и направленность работы по этапам многолетней подготовки игроков в лапту.

Комплектование занимающихся на различных этапах подготовки, их количественный состав, недельная и годовая учебные нагрузки представлены в табл.1.,2.

Таблица 1.

Продолжительность этапов спортивной подготовки, минимальный возраст лиц для зачисления на этапы спортивной подготовки и минимальное количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки по виду спорта русская лапта.

Этапы спортивной подготовки Продолжительность этапов (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Этап начальной подготовки 14-15
Тренировочный этап (этап спортивной специализации) 4-5 12 - 14

Таблица 2

НОРМАТИВЫМАКСИМАЛЬНОГО ОБЪЕМА ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки
Этап начальной подготовки Тренировочный этап (этап спортивной специализации)
До года Свыше года До двух лет Свыше двух лет
Количество часов в неделю
Количество тренировок в неделю 3 - 4 3-5 7 - 8 9 - 12
Общее количество часов в год
Общее количество тренировок в год 156 - 208 156- 364 - 416 468 - 624

Распределение времени в учебном плане на основные разделы тренировки по годам обучения (табл.3) осуществляется в соответствии с конкретными задачами многолетней подготовки.

На каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки игроков в лапту высокого класса для команд высших разрядов.

Таблица 3

Примерный учебный план по годам обучения

№ п/п Наименование Этапы
Начальной подготовки Учебно-тренировочный
Теоретическая под-ка
ОФП
СФП
Техническая под-ка
Тактическая под-ка
Интегральная под-ка
Инструкторская и судейская практика - - -
Кол-во игр <

Наши рекомендации