Результаты опытно экспериментальной работы.
Цель: выявить изменение уровней развития связной речи детей подготовительной к школе группы после апробирования разработанной системы занятий.
Задачи:
Провести повторную диагностику детей контрольной и экспериментальной группы;
Сделать анализ уровневой диагностики развития связной речи детей.
Дать заключение по выдвинутой гипотезе.
В ходе контрольного эксперимента был проведен ряд диагностических мероприятий, использованных на констатирующем этапе. Были соблюдены все те же условия обследования.
I этап - определение умений детей анализировать предложенный литературный текст с позиции связанности.
КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА:
Тенденцию роста умений детей, в данном направлении, проследить тяжело, так как в данную категорию вошли дети с высоким и средним (ближе к высокому). Хотя имеются положительные результаты у детей, имеющих затруднение в некоторых вопросах.
Например:
- Ангелина Ц, ранее затруднялась в четком определении темы, по итогам работы она легко справилась с заданием.
- Саша М. и Илья С. Затруднялись в определении отсутствия начала, в ходе контрольной диагностики они безошибочно определяли отсутствие всех структурных элементов литературного текста. Следовательно, работа в обычном режиме дает положительные результаты в данном направлении.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА:
В ходе анализа проведенной диагностики, мы можем увидеть уровневый рост умений детей в данном направлении. Дети экспериментальной группы с уверенностью справились с определением отсутствия компонентов рассказа на 100%. Большинство сохраняли структуру при пересказе, лишь у двоих ребят возникли трудности при сохранении связей, хотя они пытались использовать свои. У Миши М. и Алины С. остались трудности в четком определении темы. Имеются также показатели низкого уровня: Илья Х. не справился с 1 и 2 заданием. У данного ребенка имеются серьезные проблемы со звукопроизношением; по заключению логопеда, ребенок направлялся в специализированный детский сад, но родители отказались его переводить. Хотя с заданием №3, ребенок справился безошибочно. Данному ребенку требуется специализированная помощь.
II этап - выявление умения детьми составлять рассказ, сочинять сказку.
Проведение данной диагностики предполагало также сохранение всех условий констатирующего эксперимента.
По ходу диагностирования мы могли наблюдать тенденцию роста не только развития речи, но и тенденцию роста детского речевого творчества. Особенно в сочинениях детей экспериментальной группы. Заметно уменьшилось количество повторов, пауз в детских рассказах. Увеличился объем сочинений, речь обогатилась средствами выразительности, большинство ребят с легкостью стали находить «слова-связки». Но сохранились также и трудности. Некоторые ребята, по ходу рассказывания, уходили в сторону от выдвинутой темы сочинения, особенно в контрольной группе. В экспериментальной группе у части детей остались такие ошибки как: повторы, отсутствие эмоциональности в голосе, отсутствие лексических повторов и ошибки в временной соотнесенностью глаголов, но была замечена четкость в построении и сохранении структуры текста.
Для наглядного сравнения результатов проведенной работы были составлены следующие гистограммы:
Умение составлять рассказ - сочинять сказку
Констатирующий этап
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА
Таким образом, мы можем проследить динамику роста уровней развития, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Но в контрольной повысился лишь высокий на 10%, а в экспериментальной - высокий на 20% и средний на 20%. Из этого следует, что проводимая целенаправленная экспериментальная работа имела большую эффективность, чем работа по развитию речи в обычном режиме.
Заключение
Таким образом, анализ положений о развитии связной речи детей дошкольного возраста известных отечественных ученых как: Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, С.Л. Рубенштейн и др., позволил нам сделать вывод, что развитие связной речи играет ведущую роль в процессе не только речевого развития, но и практического овладения языка ребенком - звуковым и грамматическим строем, словарным составом -, и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении.
Одним из решений выдвинутой проблемы является знание специфики и особенностей развития связной речи дошкольников в разные возрастные промежутки. Наиболее оптимальным для этого является старший дошкольный возраст. В данный период совершенствуется диалогическая и монологическая речь, усложняется синтаксическая структура детских высказываний. Однако, у большинства детей данные умения не устойчивы, что является основанием для целенаправленной работы в данном направлении и поиска наиболее эффективных средств овладения детьми связной речью.
Опираясь на исследования Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, где подчеркивалось значение картинки, как для общего развития детей, так и для речевого, мы экспериментально доказали о значимости пейзажных картин в формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе исследования, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы.
* Дети научились самостоятельно более полно раскрывать свой замысел в составлениях рассказов,
* Дети проявляют творчество в выразительном повествовании различной тематики и характера.
* У ребят появилось желание самостоятельно придумывать сказки, рассказы и доносить их до сверстниками .
* Дети творчески передают действия персонажей в описании сюжетных картин.
* У детей появился интерес к самостоятельному замыслу.
* Дошкольники с удовольствием увлеченно входят в воображаемую ситуацию
* С большим интересом дети используют художественные средства выразительности речи.
* С удовольствием выполняют творческие задания.
* Заметно изменились взаимоотношения детей, они стали проявлять большое внимание друг к другу.
На основе проведенных исследований, нами были разработаны
Практические рекомендации для педагогов:
При направленном развитии связной речи детей, необходимо учитывать, что цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для этого: эмоциональный настрой, стимулирование детской деятельности, эстетически оформленный материал и т.д.
Работу по развитию связной речи посредством пейзажной живописи следует вести в определённой системе, последовательности.
Исследование пейзажных картин рекомендуется проводить поэтапно:
1 этап – накопление впечатлений.
2 этап – спонтанное выражение творческого начала в описании пейзажа.
3 этап – поиск творческих и художественно-выразительных решений.
4 этап – самостоятельность.
5 этап – индивидуальное и коллективное творчество.
Учитывать возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.
Тщательно продумывать:
- дидактические цели при использовании репродукций,
- методику показа и постановки заданий;
- количество наглядности и последовательность демонстрации,
- сочетание репродукции,
- создание эмоционального фона.
Использовать различные формы и методы работы, в том числе, путем интегрированных и комплексных занятий.
Стараться правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формировать у дошкольников основы художественной культуры, воспитывать любовь и интерес к различным видам и жанрам искусства, развивать творческие способности.
Методы и приемы речевого развития применять в зависимости от индивидуальных и психо – физиологических особенностей каждого ребёнка.
Стремиться эффективно реализовывать вышеперечисленные требования, повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, применять их на практике.
Список использованной литературы:
1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2010. - с.27-43.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 400 с.
3. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
4. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – С-Пб.: Изд-во ПГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «Союз» 2015. – 138 с.
5. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 213 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2014. - 102 с.
9. Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
10. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
11. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
12. Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
13. Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
14. Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
15. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
16. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 143с.
17. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2015. – 312с.
18. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2014. – 107 с.
19. Ивченко С. «Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. – с.57-59.
20. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
21. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с.
22. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485с.
23. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
24. Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., Педагогическое общество России, 2007.
25. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке). - СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39с.
26. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2009. — 223 с, ил., 4 л. ил.
27. Развитие речи и творчества дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Творческий центр «СФЕРА», 2004. – 144.; 16 с. ил.
28. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений), 2014
29. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
30. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание. -2010. - №19. с.16-20
31. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11.- с. 8-12.
32. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание, 2004. - N10. - с. 9-14.
33. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2004.- 287с.
34. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии.2001. – 256 с.
35. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.- М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.
Разм
[1] Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2010. - с.27-43.
[2] Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. – 400 с.
[3] Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
[4] Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /Отв. ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2015. - с. 4-16.
[5] Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 213 с.
[6] Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2015. – 160 с.
[7] Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 255 с.
[8] Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 2014. - 102 с.
[9]Воспитание детей в игре /Сост.А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
[10]Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии. – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
[11] Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста // Д.Б.Элькомин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
[12] Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
[13] Выгодский Л.С.Собрание сочинений. Т.5. - М.: Педагогика, 2003.
[14] Выгодский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
[15]Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
[16] Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 143с.
[17] Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Хомловской. - М.: Педагогика, 2015. – 312с.
[18] Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2014. – 107 с.
[19] Ивченко С. «Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. – 2005. -№2. – с.57-59.
[20] Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 132 с.
[21] Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. – Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с.
[22] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики – 4-е изд. – М.: Изд. МГУ, 2005. – 485с.
[23] Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
[24] Макарова В.Н., Ставцева Е.А, Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольников. – М., Педагогическое общество России, 2007.