ТЕМА 12. Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников.

Задержка, нарушение целостной структуры, размытость, а иногда отсутствие кризисных возрастов. Недоразвитие формиро­вания ведущих мотивов и их соподчинения. Слабость социальной направленности умственно отсталых дошкольников: отражение этого в содержании основных видов деятельности дошкольного возраста (игре, рисовании, речи). Несформированность предмет­ной деятельности как ведущей, отсутствие совместной деятельности со взрослым как одна из причин «неотделенности» умствен­но отсталого ребенка от взрослого, слабого стремления к самосто­ятельности и достижениям (основных новообразований кризисного периода).

Недостаточность коммуникативной деятельности как по­казателя личностного развития. Слабое выделение матери, трудности идентификации себя со взрослыми, но особенно со сверстниками (сосуществование рядом, но не вместе). Специ­фичность возникновения и развития Я-позиции. Трудности взаимодействия со сверстниками, невозможность учета пози­ции и интересов партнера в игре. Несформированность субъ­ект-объектных отношений. Ограниченность коммуникатив­ных средств.

Недоразвитие произвольности как одного из существенных качеств личности, психических процессов, поведения. Слабость контрольных функций в свете новообразований ведущей дея­тельности. Особенности общего процесса социализации и знаково-символической деятельности умственно отсталых детей.

ТЕМА 13. Особенности коммуникативной деятельности умствен­но отсталых детей в дошкольном возрасте.

Общее снижение социальной направленности и социально­го восприятия у умственно отсталого ребенка. Недоразвитие генетически ранних форм общения — эмоционального и де­лового. Значение социальной ситуации развития в формировании коммуникативной деятельности. Несформированность ведущих личностных новообразований детства и коммуника­тивная деятельность. Связь с невыраженностью кризисных возрастов. Коммуникативная деятельность и развитие ведущей деятельности у умственно отсталого ребенка. Несформи­рованность всех компонентов коммуникативной деятельности (мотивационных, ориентировочных, операционально-техни­ческих, контрольно-целевых) в отдельности и как целостной структуры.

Средства коммуникативной деятельности. Трудности ис­пользования как речевых, так и внеречевых средств общения. Недоразвитие диалогической речи как отражение низкого уров­ня Я-сознания, межличностных процессов, социальной ориен­тации и пр. Зависимость от качества педагогической работы.

Психологические основы коррекционно-педагогической работы (развитие Я-сознания, идентификации со сверстником, де­ловых и игровых мотивов сотрудничества, речевой активности, партнерства в игре, социальных представлений; организация работы на коммуникативной основе; опора и использование жестовой и графической знаковых систем; использование на­глядных моделей; обучение замещению и пр.). Основные направления коррекционной работы.

ТЕМА 14. Формирование психологической готовности к школьно­му обучению у умственно отсталых детей.

Проблема психологической готовности к школьному обуче­нию (позиции Л.И.Божович, Л.А.Венгера, Д.Б.Эльконина, Е.Е.Кравцовой, Н.Г.Салминой). Интеллектуальный, эмоцио­нальный и социальный аспекты готовности к школьному обу­чению. Важность овладения семиотической функцией в струк­туре готовности. Роль ведущей деятельности.

Методы формирования эмоционально-волевой готовности. Занятия продуктивными видами деятельности и возникнове­ние внутри их направленности на достижение результата, кон­троля за собственной деятельностью, оценки действий других.

Когнитивная готовность к школьному обучению. Развитие и коррекция различных психических процессов: внимания, анализирующего, социально направленного восприятия, памя­ти, воображения, зрительно-двигательной координации и т.д.

Особенности развития произвольного поведения у детей с на­рушением интеллекта. Связь с восприятием, представлениями, ведущей деятельностью.

Коммуникативная готовность к школе. Сотрудничество со взрослым. Восприятие сверстника на положительной эмоцио­нальной основе, пробуждение совместной деятельности. Необ­ходимость специальной коррекционно-развивающей работы по формированию кооперативных умений у умственно отсталых детей и игрового партнерства, интереса к сверстнику, его пове­дению. Связь с формированием межличностных отношений. Особенности овладения умственно отсталыми детьми речевы­ми и внеречевыми средствами коммуникации.

Предупреждение школьной дезадаптации у детей с нарушени­ем интеллекта в процессе коррекционно-педагогической работы.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.(вар1/вар 2)

№ п/п Наименование раздела дисциплины. Тема. Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
Предмет, задачи и методы детской олигофренопсихологии. Роль Л.С.Выготского в становлении олигофренопсихоло­гии как науки. 4/6 Аудиторная конрольная работа
Особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в младенчестве. Психологическая характеристика у. о. ребенка в младенчестве 10/6 Написание двух развернутых психологических характеристик
Специфика психического развития умственно отсталого ребёнка в раннем детстве. Характеристика ведущей (предметной) деятельности этого возрастного периода. Овладение способами использования предметов детьми с умственной отсталостью.   10/4 Сделайте сравнительную таблицу овладения предметной деятельностью в норме и при раннем органическом поражении ЦНС.
Особенности наглядно-действенного мышления умственно отсталых детей. Роль руки в развитии первых форм мышления.   10/4 Заполнить таблицу «Развитие руки и хватки»
Развитие предметного и социального восприятия умственно отсталых детей от рождения до 7 лет. сенсорное развитие умственно отсталого ребенка на первом году жизни.   6/4 Показать в таблице этапы формирования
Особенности восприятия плоскостных изображений умственно отсталыми дошкольниками. Л.С.Выготский о соотношении восприятия картины и ее словесной интерпретации умственно отсталыми 4/4 Аудиторная контрольная работа
Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых детей в дошкольном детстве. Представления и образное мышление умственно отсталых дошкольников 4/4 Доклад на тему: «Особенности представлений и образного мышления умственно отсталых дошкольников».
Характеристика ролевой игры у дошкольников с нарушением интеллекта. Игровая деятельность у.о. дошкольников   4/4 Подготовить картотеку ролевых игр у.о. дошкольников ( не менее 15 )
  Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность у.о. дошкольников 8/6 Показать особенности развития в таблице
Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. Конструктивная деятельность умственно отсталых дошкольников. 6/4 Показать особенности развития в таблице
Особенности речевого развития детей при умственной отсталости. Речевое развитие дошкольников при умственной отсталости. 6/6 Показать в таблице этапы формирования
Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников. Личностное развитие умственно отсталых дошкольников. 4/4 Представление библиографических карточек по теме
Особенности коммуникативной деятельности умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. Коммуникативная деятельность умственно отсталых детей в дошкольном возрасте. 4/6 Показать в таблице этапы формирования
Формирование психологической готовности к школьному обучению у умственно отсталых детей. Психологическая готовность к школьному обучению умственно отсталых дошкольников 8/5 Подготовить пакет диагностических методик по определению готовности к школьному обучению
ИТОГО: 88/67  

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Занятие 1.

Наши рекомендации