Социально-бытовое ориентирование
Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:
— знание и умение называть части тела человека;
— знание своего адреса и полного имени членов семьи;
— знание частей помещения и умение в нем ориентироваться;
— знание условий своего быта;
— ориентация на улице;
— знание особенностей флоры и фауны;
— ориентация во времени (дни недели — времена года — часы);
— усвоение социальных норм и правил поведения.
Оценки «1—2» — не знает частей тела, не ориентируется
на улице и дома. Знает только места приема пищи.
«3—5» — знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и
проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.
«6—8» — пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое дляего жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями, самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе.
«9—10» — социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ
В данном разделе оценивается уровень достижений ребенка в чтении, письме и счете. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.
ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
В данном разделе по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В раз-
деле программы «Комментарий» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.
«1—2» — ребенок ничего не умеет делать.
«3—5» — ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью).
«4—5» — умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто.
«6—8» — ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может мастерить что-либо полезное своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.
«9—10» — индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.
КОММУНИКАТИВНОСТЬ
В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка производится по критерию замкнутость—общительностьв пределах 10 баллов.
«1—2» — явная интровертированность, замкнутость, ау-тичность.
«3»— тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах.
«4—6» — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах.
«7—8» — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.;
«9—10» — крайняя экстраверсия.
В разделе программы «Комментарий» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как:
— характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими;
— способы установления контакта с данным ребенком;
— стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.
Данная методика позволяет выявить потенциал реабилитации ребенка; описать личность в целом; увидеть направление психолого-педагогического воздействия и при повторном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляды и опыт различных специалистов и родителей ребенка.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)
ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.
Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16—18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде.
Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентации. Однако неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.
Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.
Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков.
Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий — моделирование жизни семьи, где семья — это педагоги и учащиеся.
Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений.
Особое внимание обращается на:
— самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье;
— посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов;
— умение ориентироваться в окружающей действительности;
— умение организовывать свой досуг;
— способность позаботиться о себе в отсутствие взрослых;
— развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривания того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).
Программа является коррекционно-развивающей, рассчитана на 2 года, предусматривает 4 этапа и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также людей, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей).
Помимо коррекционно-развивающих, программа помогает решить психодиагностические задачи. Наблюдая за каждым ребенком в течение 1—2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту его развития, определяют «зону ближайшего развития».
I этап — ориентировочный
Задачи 1 этапа:
— определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление степени сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье;
— совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры;
— составление «индивидуальных маршрутов развития» для каждого учащегося.
Условия для реализации:
— установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися;
— ориентирование в обстановке помещения, правилах и нормах поведения;
— установление позитивных взаимоотношений в группе.
II этап— переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой
Задачи II этапа:
— формирование отношений «особых» детей с близкими
взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений,
общения, совместной деятельности в условиях проживания в
семье;
— совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков;
— совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов;
— оперативный (ежемесячный) контроль за развитием учащихся (в сентябре и октябре — еженедельный).
Условия реализации:
— совместные действия со взрослыми, формирование
ролевого поведения;
— действия с определенным уровнем самостоятельности
(с помощью, под контролем, с частичным контролем,
самостоятельно).
III этап — переход к самостоятельным действиям
Задачи III этапа:
— широкое использование продуктивных видов деятельности;
— обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях — как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах;
— сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизнь.
Условия реализации:
— выполнение действий по правилам;
— выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых);
— обучение самоотчету о выполненной работе;
— взаимодействие с членами семьи и сверстниками;
— обеспечение успешной деятельности;
— выявление перцептивных навыков и умений.
IV этап — подготовка к допрофессиональной деятельности
Задачи IV этапа:
— изучение конкретных видов деятельности, доступных учащимся;
— социальная значимость деятельности учащихся;
— организация свободного времени;
— развитие речи;
— адресная подготовка на конкретное рабочее место.
Условия реализации.
Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии обучение должно быть направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности. Для трудовой деятельности (освоение разнообразных практи-
ческих навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка).
Обучение учащихся по программе СБА предусматривает формирование специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства; организацию собственного досуга; развитие социальных навыков поведения в общественных местах и коммуникативности.
Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, она должна дать возможность воспитаннику приобрести как можно больше самостоятельности.
Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду.
В связи с этим в программу включены следующие разделы:
— формирование жизненно необходимых навыков;
— социальная адаптация;
— организация свободного времени;
— развитие речи.
Занятия проводятся в специально оборудованной квартире, помещении (классе) для занятий, имитирующем домашние условия, которые позволяют развивать потенциальные творческие возможности воспитанников для самореализации. Комплекс помещений для занятий должен соответствовать нормальным условиям жизни воспитанников.
Помимо этого используются возможности проведения занятий в мастерских школы, внешкольных учреждениях и др.
Реализация программы осуществляется на основе практических работ, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, бесед.
На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т. д.
Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ученика. На занятиях, как правило, логически сочетаются все направления программы, поэтому количество часов на каждую тему заранее не определяется.
В основу программы положен концентрический принцип — одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у учащихся навыков, умений и потенциальных возможностей).
Приемы и формы обучения должны определяться педагогом с учетом способностей воспитанников (для каждого определяется «индивидуальный маршрут развития и обучения»).
«Индивидуальные маршруты развития и обучения» согласовываются с родителями ребенка и корректируются по мере продвижения воспитанника (или отсутствия продвижения).
Для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
Уровни знаний, умений, навыков.
Начальный уровеньпредполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности (при устном напоминании). Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
Достаточный уровеньпредполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой («непроиг-ранной») ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
Самостоятельный уровень— достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННО
НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ
ТЕМА 1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Содержание и место проведения занятий | Методы и приемы работы | Тактика педагога |
Правила личной гигиены (помещение для занятий) | Беседа, демонстрация учебных диафильмов: «Мойдодыр», «Чистюля», рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок, игры: «Правильно-неправильно», ребенок», «Верю — не верю» и др. | Побуждение к речевой деятельности, показу, сопряженная речь, эмоциональная поддержка, поощрение |
Уход за лицом, руками, ногами (умывальник в помещении для занятий, ванная комната в квартире) | Практические работы: выполнение утреннего и вечернего туалета, чистка зубов, мытье головы. Упражнения подражательного характера. Игры-наблюдения. Игры-соревнования. Совместное со взрослым выполнение действии | Своевременная помощь, доверие к ребенку. Сопряженная деятельность. Регистрация успехов воспитанника. Информирование родителей об успехах ребенка |
Уход за зубами | Поэтапное выполнение по речевой инструкции. Имитация действий в правильной последовательности. Ролевые игры. Посещение стоматологической поликлиники | То же |
Уход за волосами | Посещение парикмахерской | То же |
Гигиена зрения. Гигиена чтения | Беседы врача: как смотреть телевизор, просмотр и обсуждение реклам здорового образа жизни | То же |
Основные требования
Все учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболевании.
Учащиеся должны знать.
На начальном уровне- правила мытья рук, ног, правила
чистки зубов.
На достаточном уровне— порядок мытья лица, рук, ног, периодичность мытья рук, правила охраны зрения, правила
чистки зубов.
На уровне самостоятельности— последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила мытья рук в течение дня, правила чистки зубов, периодичность мытья головы, периодичность принятия ванн, правила охраны зрения при выполнении письменных работ, чтении и просмотре телепередач.
Учащиеся должны уметь.
На начальном уровне— выполнять утренний и вечерний туалет с помощью старших, причесывать волосы, занимать рабочее место по устной инструкции учителя.
На достаточном уровне— выполнять утренний и вечерний туалет под контролем старших (с частичной помощью), причесывать волосы, обращаться за помощью при стрижке ногтей на руках и ногах, выбирать рабочее место в соответствии с расположением источника освещения.
На уровне самостоятельности— выполнять утренний и вечерний туалет самостоятельно или с частичным контролем со стороны взрослых, поддерживать чистоту рук в течение дня, правильно пользоваться зубной пастой, причесывать волосы, в зависимости от длины и густоты волос выбирать расческу, массажную щетку, подбирать средства для мытья головы и для ухода за кожей рук, правильно и своевременно стричь ногти на руках и ногах, устанавливать искусственный источник света (настольную лампу) и направлять свет на рабочую поверхность при чтении, письме, работе, правильно ухаживать за очками.
ТЕМА 2. УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ
Содержание занятий | Методы и приемы работы | Тактика педагога |
Виды одежды и головных уборов, их назначение | Практические работы: чистка, сушка повседневной и легкой верхней одежды | Подбор посильных видов деятельности для |
Повседневный уход за одеждой (сушить, чистить, убирать на место после использования) | Пользование вешалкой, платяным шкафом: носовых платков, носков, трусиков, колготок. Чистка обуви из кожи, резины, текстиля | каждого ученика: — опора на сформированные навыки; — поощрение на всех этапах работы |
Подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов | Моделирование и анализ заданных ситуаций. Игры «Иду в школу», «Сегодня теплый солнечный день», «Мы идем на прогулку», «Ждем гостей», «Дома полный порядок», «Идем на экскурсию* в осенний парк» и пр. | Оказание своевременной помощи, доброжелательность, похвала, предупреждение утомления. Смена деятельности |
Виды обуви и их назначение | Сюжетные игры: «Идем в гости», «Генеральная уборка», «Готовлюсь к зиме», «Парад вещей», «Это мне идет» и пр. Сюжетно-ролевые игры: «Наши руки не знают скуки», «Ну-ка, зеркальце, скажи», «Мы — мамины помощники» и пр. | Не допускать принуждения к работе, искать и использовать «обходные пути» |
Основные требования
Учащиеся должны иметь представление о том, для чего нужно содержать в чистоте и порядке одежду и обувь.
Учащиеся должны знать.
На начальном уровне— виды сезонной одежды и обуви правила ухода за обувью.
На достаточном уровне— виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью и верхней одеждой, правила стирки хлопчатобумажных изделий.
На уровне самостоятельности— виды одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за одеждой, обувью, головными уборами, правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами и химическими средствами.
Учащиеся должны уметь.
На начальном уровне— в совместной деятельности с помощью старших: подбирать одежду в зависимости от погоды, сушить мокрую одежду и обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью, обращаться за помощью к взрослому при чистке верхней одежды и обуви, просить пришить пуговицу, заботиться о наличии чистого носового платка, готовить к стирке носовые платки, носки, трусики, различать чистые и грязные вещи.
На достаточном уровне— с помощью и при поддержке взрослых: подбирать одежду в зависимости от сезона, сушить мокрую одежду и обувь, чистить щеткой верхнюю одежду, правильно ухаживать за резиновой обувью, пользоваться сапожными щетками для чистки кожаной обуви, сортировать изделия по цвету и видам, стирать носовые платки, трусики и пр., подбирать подходящие пуговицы, обращаться за помощью при «неполадке» в одежде.
На уровне самостоятельности— самостоятельно или после консультации со старшими: подбирать одежду, головные уборы в зависимости от сезона и погоды, от ситуации (повседневную, праздничную, спортивную); сушить мокрую одежду, обувь, головные уборы, чистить легкое верхнее платье, пользоваться платяными щетками, подбирать чистящее средство и чистить кожаную обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью (мыть, вытирать); убирать легкое платье в платяной шкаф, верхнюю одежду — на вешалку, правильно ставить обувь в отведенное место, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы.
Содержание и место проведения занятий |
Тактика педагога |
Виды жилых помещений в городе и деревне |
Варианты жилья, виды отопления |
Формирование положительной мотивации деятельности воспитанников. Совместная работа (индивидуально и в группе). Поощрение-демонстрация работ учащихся в группе перед родителями. Поддержка инициативы самостоятельности в работе. Обучение последовательности работы по «картинному плану», опорам |
Гигиенические требования к жилым помещениям |
Ежедневная и еженедельная уборка помещения. Уборочный инвентарь |
Сезонные работы в жилых помещениях |
Мебель и уход за ней |
Интерьеры жилых комнат |
ТЕМА 3. ГИГИЕНА ЖИЛИША
Методы и приемы работы
Практические работы:
— повседневная уборка квартиры, учебной комнаты (сухая и влажная);.
— уход за полом (в зависимости от покрытия: паркет, линолеум, дощатый пол);
— чистка мягкой мебели, мытье подоконников, батарей, уборка кухни, санузла, ванной, мытье зеркал, поддержание порядка в спальне (застелить постель, разобрать и собрать диван-кровать), проветривание жилых помещений, чистка ковров, утепление окон, открытие окон весной, пользование бытовыми приборами (чайник, утюг, фритюрница, гриль и пр.);
— пользование холодильником, стиральной машиной;
- посещение мебельных салонов
Бытовая техника (квартира, учебная комната, мебель- ный магазин, хо хозяйственный и промтоварный отделы магазина) и промтоварный от делы магазина) |
расширение сферы обитания: экскурсии в прачечную, химчистку, мастерскую по ремонту обуви и пр. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевые игры. Имитация действий. Просмотр рекламных проспектов
ния, правила и последовательность проведения сухой и
влажной уборки.
На уровне самостоятельности— виды жилых помещении в городе и деревне, гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами.
Учащиеся должны уметь.
На начальном уровне— застилать постель, проветривать помещение, вытирать пыль, мыть кафельную плитку.
На достаточном уровне— кроме вышеизложенного: готовить мыльный раствор, производить сухую и влажную уборку комнаты, мыть двери и стены, покрытые масляной краской и кафельной плиткой; правильно пользоваться электроприборами (настольной лампой, бра, электрочайником), соблюдая правила техники безопасности.
На уровне самостоятельности— кроме вышеизложенного, убирать и разбирать диван-кровать, производить сухую и влажную уборку мест общего пользования, мыть двери, стены, оконные рамы и подоконники, полы, покрытые масляной краской и линолеумом, пользоваться пылесосом, соблюдать правила техники безопасности при использовании бытовой техники.
Основные требования
Учащиеся должны знать.
На начальном уровне— гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения.
На достаточном уровне— гигиенические требования кжилому помещению, последовательность уборки помеще-
КАРТЫ КОНТРОЛЯ
Для оперативного наблюдения за реализацией программы используются карты контроля.