Тенденция к целенаправленным действиям
По данной подшкале оценивается степень желания ребенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса.
Оценка «1» — полное отсутствие целенаправленных действий, их беспорядочность, «скользящее внимание».
«2» — беспорядочные, часто бесполезные действия, не соответствующие характеру и цели задания.
«3—5» — средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.
«6—8» — ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.
«9—10» — крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.
ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы. Количественная оценка производится в пределах 10 баллов по трем подшкалам: «мелкая моторика рук»; «общая координация движений»; «мимика».
Мелкая моторика рук
Мимика
Объект наблюдения — движение пальцев и кистей рук.
Оценка «1» — практически полностью парализованы кисти рук и пальцы.
«2» — ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать ими захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.
«3—5» — средний уровень развития мелкой моторики: ребенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.
«6—8» — хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести.
«9—10» — мелкая моторика фокусника: необычайная гибкость и ловкость пальцев и суставов.
Общая координация движений
Данная подшкала заполняется на основании наблюдений за общим состоянием двигательных возможностей.
Оценка «1» соответствует возможностям практически парализованного тела.
«2» — ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.
«3—5» — средние двигательные возможности. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятельно или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (поднять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, наклонить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.
«6—8» — хорошие двигательные возможности и координация движений. Ребенок легко передвигается, бегает, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.
«9—10» — координация движений и двигательные возможности спортсменов и акробатов.
Данная шкала позволяет оценить способность ребенка к адекватному мимическому выражению.
Оценка «1» соответствует «каменному» лицу.
«2» — чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ребенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.
«3—5» — средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.
«6—8» — хорошо развитая мимика, умение выразить адекватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные состояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замешательство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).
«9—10» — артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.
В разделе «Комментарий» можно отразить наличие индивидуальных мимических особенностей (характерная гримаса). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять какие-либо новые движения, важно отметить, когда и при каких обстоятельствах это произошло.
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ
В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка вносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарий» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.
2-1637
Навыки самообслуживания
Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:
— личная гигиена;
— одевание и раздевание;
— прием пищи.
Оценки «1—2» — делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно.
«3—5» — может с многим справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
«6—8» — справляется самостоятельно.
«9—10» — справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.