Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах.

Современная отечественная психология предлагает достаточно большой арсенал соответствующих методов изучения психологии малых групп. Их можно условно объединить в три относительно самостоятельные группы:

1. Всеобщий метод (диалектический), реализуемый для изучения всех явлений объективной и субъективной действительности, в том числе и внутригрупповых психологических явлений, но предоставляющий руководителю лишь ориентировочную информацию.

2. Общие методы включают в себя те из них, которые позволяют получать уже более точную информацию о содержании изучаемого явления. В интересах изучения психологии малых групп большинство психологов к ним относят методы наблюдения, изучения документов (контент-анализа), анализа результатов деятельности, независимых характеристик.

3. Специальные методы позволяют получать достаточно полную и точную информацию об изучаемых социально-психологических явлениях. В их числе наибольшее распространение в последние годы получил метод опроса, предполагающий изучение социально-психологических явлений на основе анализа ответов опрашиваемых (респондентов) на определенный перечень вопросов. Он реализуется в различных методиках. Среди наиболее известных заметна социометрическая методика американского социального психолога и психиатра Джакоба Морено (1892-1974). Она позволяет выявить четкую систему межличностных и эмоциональных отношений в малой группе, поскольку дает возможность определить количество предпочтений, выборов, отданных тому или иному человеку, отразить их качественные характеристики, проявляющиеся в межличностном взаимодействии. В психологии приняты специальные термины, обозначающие положение личности в межличностных отношениях в группе.

«Звезда» – член группы, получающий наибольшее количество выборов.

«Предпочитаемый» – член группы, коллектива, получающий половину или чуть меньше количества выборов, отданных популярному («звезде»).

«Оттесненный» – термин, обозначающий лицо, которое получает минимальное количество выборов.

Каждый член группы, коллектива занимает в группе то или иное положение. Оно не всегда одинаково в деловых и личных отношениях. Например, сотрудник в деловых отношениях оказывается в ранге «оттесненных», в личных он – «предпочитаемый», другой сотрудник в личных отношениях – «звезда», в деловых – «предпочитаемый». Но может быть и совпадение статуса «предпочитаемый» в деловых и личных отношениях.

Для того чтобы создать в подразделении положительный социально-психологический климат, руководителю необходимо знать сущность и закономерности формирования и проявления основных психологических явлений в социальной общности его подчиненных. Овладев доступными методиками оценки социально-психологических явлений в малых группах он сможет быстро и достаточно глубоко их изучить, оказывать на них эффективное управленческое влияние, повышая качество решения стоящих перед структурным подразделением задач.

Рекомендуемая литература:

[1]100 великих психологов / авт.-сост. В. Яровицкий. – М. : Вече, 2004. – 432 с. – (Серия «100 великих»).

[2] Айзенк М.Психология для начинающих / М. Айзенк. - 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 384 с.

[3] Азаров Ю.П. Педагогика Любви и Свободы. - М., 1994. – 608 с.

[4] Алексеев А. В.Познай себя, или Ключ к резервам психики / А. В. Алексеев. – Ростов-н/Дону : Феникс, 2004. – 320 с.

[6]Андреева Т.В. Семейная психология: учебное пособие / Т. Андреева. – 3-е изд. – СПб. : Речь, 2004. – 244 с.

[7] Бенсон Г. Как стать гением / Г. Бенсон, У. Проктор. – М. : Эксмо, 2004. – 384 с. – (Серия «Психологический Guide»).

[8]Бурганова И.Ф., Завада Г.В., Фролов А.Г. Психология и педагогика: Учеб. пособие. Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2007.

[9] Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., 1988. – 240 с.

[10] Волкова А.А. Психология и педагогика для студентов вузов / А.А. волкова, Л.В. Димитрова. – Изд. 2-е. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2005. – 249 с. – См. 9 – 11.

[11] Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: МГУ, 1988. С. 7-19.

[12] Гофруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц - М.: Мир, 1992. – 496 с.

[13] Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 415 с.

[14] Загузов Н.И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие/– 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Ореол – Лайн, 1998. – 192 с.

[15] Калюжный А.С.Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов. – Н.Новгород: НГПУ, 2007. – 380 с.

[16]Курек Н. С. История ликвидации педологии и психотехники в СССР / Н. С. Курек. – СПб. : Алетейя, 2004. –330 с. : ил.

[17] Либина А. Как научиться видеть людей насквозь: энциклопедия житейской психологии / А. Либина. - М. : Эксмо, 2004. – 512 с.

[18] Льюис Д. Тренинг эффективного общения.- М.: ЭКСМО – Пресс, 2002. – 224 с. – См. 209.

[19] Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. – См. С. 9.

[20] Общая психология: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанова, А.Д. Виноградова и др., Под ред. В.В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1981. – 383 с.

[21]Орлов Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - 5-е изд. испр. – М. : Слайдинг, 2004. – 96 с. – (Серия «Исцеление размышлением»).

[22] Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., Российское педагогическое агентство, 1996. – 602 с.

[23] Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 2002. – 256 с.

[24]Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.

[25] Рысь Ю.И., Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2002. – 320 с. – См. С. 76 – 80.

[26] Сериков

[27] Скиннер Р. Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клиз ; пер. с англ. Н. М. Падалка.- М. : Астрель: АСТ, 2004. – 304 с.

[28] Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учебное пособие – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

[29] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзамен. ответов. Экспресс-справочник для студ. вузов. - Ростов н/Д., 2000. – 230 с.

[30]Тайлакер Й. Б. Тренировка IQ : ваш путь к успеху / Й. Б. Тайлакер, У. Визингер – М. : АСТ; Астрель, 2004. – 174 с.

[31]Целуйко В. М. Психология современной семьи : книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Владос, 2004. – 288 с.

Электронные ресурсы:

[32] Психологический словарь: http://psi.webzone.ru/

[33] Педагогический энциклопедический словарь: http://dictionary.fio.ru/

[34] Российская педагогическая энциклопедия: http://www.otrok.ru/teach/enc/

[35] Библиотека психологического форума «MyWord.ru»: http://psylib.myword.ru

[36] «Библиотеке Мошкова»: http://lib.ru/PSIHO

[37] «Библиотека психологической литературы» BOOKAP (Books of the psychology): http://www.bookap.by.ru

[38] PSYLIB: Психологическая библиотека «Самопознание и саморазвитие»: http://psylib.kiev.ua.

[39] Библиотека кафедры психологии БГУ: http://go2bsu.narod.ru/libr/index.htm

[40] «Библиотека учебной и научной литературы» РУССКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНТЕРНЕТ-УНИВЕРСИТЕТА: http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx

[41] «Социально-гуманитарное и политологическое образование» (Гуманитарное образование - федеральный портал высшего образования): http://www.humanities.edu.ru

[42] Всероссийская виртуальная энциклопедияhttp://www.portalus.ru.

[43] Белорусская цифровая библиотека: http://library.by/

Оглавление

Тема №1. Предмет изучения психологии и педагогики…………….......
1.1. Объект изучения психологии и педагогики и специфика их предметов………………………………………………………………………............
1.2. Задачи психологии и педагогики как наук……………………………..
1.3. Основные категории психологии и ее структура……………………...
1.4. Основные категории педагогики и ее структура………………………
1.5. Связь психологии и педагогики…………………………………………
Тема 2. Психика – сущность и уровни развития…………………….......
2.1. Сущность психического отражения как основы психики……….........
2.2. Физиологические основы психики……………………………………..
2.3. Уровни развития психики………………………………………….........
2.4. Основные формы проявления психики………………………………...
Тема 3. Личность…………………………………………………………….
3.1. Основные термины (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект)………………………………………………………………………..
3.2. Психологические свойства личности…………………………………...
3.3. Факторы развития личности……………………………………….........
Тема 4. Воспитание личности………………………………………………
4.1. Цель, понятие и характеристические черты воспитания……………...
4.2. Принципы гуманистического воспитания……………………………..
4.3. Методы воспитания……………………………………………………...
4.4. Воспитание в семье…………………………………………………….
Тема № 5. Процесс обучения как целостная система…………………...
5.1. Понятие, структура процесса обучения и его гуманистический характер………………………………………………………………………….
5.2. Принципы обучения……………………………………………………...
5.3. Формы и методы обучения. Методы активного обучения………….....
5.4 Современные технологии обучения………………………………….....
5.5. Корпоративное (внутрифирменное) обучение…………………………
Тема № 6. Общение……………………………………………………….....
6.1. Общение, коммуникация: понятия, их взаимосвязь…………………...
Аспекты общения: цель, содержание, средства……………………….. Общение как процесс обмена информацией, восприятия, взаимодействия…………………………………………………………………………… Конфликт: понятие, типы, стратегии поведения и один из способов предупреждения………………………………………………………………. Тема №7. Понятие группы и коллектива………………………………...    
7.1. Группа и ее структурная организация………………………………..... 7.2. Факторы образования, функционирования и развития группы……… 7.3. Межличностные отношения в группе…………………………………. 7.4. Лидерство и конфликт в малой группе………………………………… 7.5. Методы диагностики основных социально-психологических явлений в малых группах………………………………………………………….  
Список рекомендуемой литературы………………………………………
Оглавление……………………………………………………………………

Наши рекомендации