Корпоративное (внутрифирменное) обучение
Корпоративное(или внутрифирменное) обучение — это форма обучения, которая осуществляется в рамках одной бизнес-структуры и направлена на повышение уровня квалификации и подготовки ее специалистов. Данная форма обучения непременно связана со стратегическими и тактическими задачами компании. Конечной целью любой формы корпоративного обучения является повышение эффективности деятельности компании.
В пользу корпоративного обучения говорит такой факт: увеличение на 10% расходов на корпоративное обучение приводит к росту эффективности работы компании на 9%, в то время как увеличение капиталовложений на эту же сумму приводит к росту в 3,5%.
Недаром во всем мире корпоративное обучение получило самое широкое распространение. Главной особенностью корпоративного обучения является то, что оно осуществляется с учетом специфики конкретной компании и организации. В этом случае сотрудники имеют возможность преобразовывать полученные знания в опыт успешной деятельности, направленной на повышение эффективности работы компании.
На сегодняшний день существуют самые разнообразные виды корпоративного обучения, различающиеся по форме и способу организации. По форме корпоративное обучение бывает следующих видов:
ü программы личностного роста сотрудников;
ü семинары;
ü тренинги;
ü курсы и программы повышения квалификации.
По способу организации корпоративное обучение бывает основанное на:
ü использовании внутреннего тренера компании;
ü привлечении сторонних тренинговых компаний;
ü создании корпоративного университета (собственными силами или с помощью сторонних компаний).
Остановимся кратко на каждом из этих способов. Использование внутреннего тренера предусматривает подготовку и организацию работы специально подготовленного тренера, деятельность которого направлена на решение вопросов образования сотрудников конкретной компании. Тренер входит в штат компании и работает над вопросами обучения сотрудников компании. Этот способ обучения используется достаточно давно и достаточно эффективен. Однако его недостатками является слишком большая «включенность» тренера в процессы организации, что часто не дает возможность правильно, «со стороны» оценить проблемные вопросы, опасность навязывания тренеру со стороны руководства не присущих ему функций, часто не очень высокая квалификация самого тренера.
Сегодня все большую популярность приобретают другие два способа: привлечение для обучения тренинговых компаний и создание корпоративных университетов.
Тренинговые компании представляют собой коммерческие организации, которые предоставляют образовательные услуги в форме краткосрочных или долгосрочных обучающих программ. Тренинговые компании отличаются друг от друга составом и квалификацией тренеров, количеством, качеством и видами предлагаемых образовательных программ. Кроме того, тренинговые компании предлагают и дополнительные услуги: разработка программ корпоративных тренингов, нацеленных на решение специфических проблем компании, организация тренинга (бронирование билетов, гостиниц и т.д.).
В заключение отметим, что применение той или иной формы организации корпоративного обучения зависит от целей и специфики организации, ее проблем, политики и стратегии компании. Но всегда следует помнить, что корпоративное обучение — это не затратный, а инвестиционный проект. Правильное использование этой формы обучения значительно увеличит эффективность работы любой компании [13].
Тема № 6. Общение