Методика проведения занятий в четвертом квартале
Основные образовательные (программные) задачи четвертого квартала состоят в закреплении полученных навыков и умений по всем разделам программы.
Коррежционные задачи направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности.
Для закрепления навыков пользования самостоятельной речью в четвертом квартале значительное место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой и над составлением рассказа, начатые на предыдущих этапах обучения.
При построении ответов и рассказов дети опираются на конкретные и общие вопросы, на собственные представления о том или ином предмете, высказывают суждения, делают доступные выводы.
В четвертом квартале наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми.
Для изучения программного материала используются следующие занятия: пересказ прочитанного текста, рассказ по картине с элементами творчества, творческие рассказы по образцу, данному логопедом, по опорным словам, продолжение рассказа логопеда, беседы, изображение сюжета на занятиях по замыслу в изодеятельно-сти (изображение сюжета сказок, рассказов, картин природы) индивидуально и коллективно. К этому времени у детей еще сохраняются различия в пользовании самостоятельной речью: еще ,не все дети могут построить свой рассказ без вопросов логопеда.
В этот период закрепляются знания детей об отдельных предметах, приобретенные за год, проводятся беседы обобщающего характера (характерные признаки всего весеннего периода, зимы, лета, осени и т. д.), закрепляются возможности самостоятельного рассказывания. Рассказывая о предстоящей работе, ребенок не только перечисляет последовательность действий (в лепке, аппликации, рисовании) в задуманной работе, но и поясняет расположение на бумаге отдельных предметов и их частей, соотношение предметов между собой, подбор красок, составление необходимого цвета и многое другое. Для проведения занятий по изобразительной деятельности на темы сказок и рассказов характерно то, что дети при выполнении поделок должны избежать копирования и в самой работе, и в рассказе о ней. Например, в коллективной лепке по сказке «Колобок» каждый ребенок задумывает вылепить одного зверя, а все вместе лепят персонажей всей сказки полностью. Поэтому рассказы детей о предстоящей лепке будут различными. Занятие по изобразительной деятельности строится так, что больилая часть его, а иногда и полностью все занятие отводится на рассказывание, а меньшая — на изображение задуманного. Этому способствуют прочные технические навыки, приобретенные за год.
Во время рассказа ребенку задается много вопросов о предстоящей работе для уточнения задуманной деятельности. Они не только помогают ребенку осмыслить предстоящую работу и уточнить порядок ее выполнения, но и наталкивают его на размышления, рассуждения, помогают изложить различные варианты использования разнообразных приемов, что требует применения более сложной самостоятельной речи.
— Ты правильно рассказал, как будешь рисовать цветущее дерево? А может быть, можно изобразить его иначе? Подумай: как еще можно рисовать листья?
— Листья можно нарисовать кончиком кисти, а потом закрасить. А можно рисовать мазками. Тогда листья сразу получатся закрашенными.
— А как ты думаешь, как получится быстрее?
— Быстрее получается, когда рисуешь мазками. — А как можно быстро нарисовать ствол?
— Надо прижать всю кисть к бумаге и провести сверху вниз прямую широкую полосу, а рядом еще одну полосу. Ствол сразу получится закрашенный.
— А если ты захочешь нарисовать небо, как приготовить голубую краску?
— Надо развести синюю краску и провести в верху листа одну полоску, а. потом ее размыть. Краску уже не надо брать, а только воду. Вторую полосочку надо проводить пониже, она уже будет светлее. И так много pa I макать кисть в воду и проводить полоски все свеча краску брать уже не надо.
— А как еще Можно получить голубую краску?
— Если вы дадите нам белую краску, то в нее можно добавить немного синей краски и размешать. Тогда получится голубая краска.
— А как ты хочешь сделать?
— Я бы стал смешивать две краски: белую и синюю.
Таким образом, с помощью речи активизируются различные приемы изображения предметов в лепке, аппликации, рисовании, конструировании, приобретенные детьми на протяжении учебного года.
В этот период можно отметить у детей определенную взаимозависимость между состоянием речи и навыками изображения предметов: с помощью речи совершенствуются ручные умения детей. Для того чтобы рассказать о более совершенных приемах изображения, требуется более сложная контекстная речь.
На занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим и природой дети закрепляют навыки контекстной речи в разнообразных творческих рассказах, перечисленных выше. Во всех рассказах соблюдается последовательность повествования, четкость и точность выражения мысли, поощряется умелое пользование выразительными средствами рассказа (эпитетами, сравнениями). С этой целью проводится подробный анализ детских рассказов, которые предварительно записываются логопедом. Для пересказа берутся уже значительно большие по объему художественные произведения. Во всех рассказах закрепляются навыки применения творческой фантазии, составляются разлые рассказы по одной и той же картине, дети учатся по содержанию отличать сказку от рассказа, широко используются рассказы по картине с самостоятельным придумыванием различных начал или концовок. При обучении рассказыванию используются такие же методические приемы, как и в массовом детском саду: вопросы к детям, образец рассказа, указания к составлению рассказа.