Конспект занятия по рисованию
Тема занятия. Рисование животных красками по выбору.
Цель занятия.
1. Научить детей передавать в рисунке движения животных и характерные признаки их внешнего вида.
2. Учить детей объяснять предстоящую работу по частям, опираясь на свои представления и на вопросы Логопеда.
Материал для занятия. Белая бумага, кисти, краски, вода, подставочки для кисточек и тряпочки.
Ход занятия. Логопед привлекает внимание детей и говорит:
— Дети, сегодня я вам ничего не буду показывать, а только расскажу, что вы должны будете делать. Старайтесь запомнить. Сегодня мы будем рисовать красками различных диких зверей. Каждый нарисует, кого захо-ч.ет. Рисовать можно лису, зайца, медведя, волка, белку, ежа. Кто уже решил, кого он хочет нарисовать, пусть поднимет руку.
— Я буду рисовать лису.
— А я хочу нарисовать зайца.
— Можно я буду рисовать медведя, его еще никто не выбрал?
— А я нарисую белочку.
После того как дети выбрали животных, которых они хотели бы нарисовать, логопед сообщает цель занятия:
— Сегодня вы все рисуете разных животных, и нарисовать их надо так, чтобы мы сразу догадались, где медведь, а где лиса, у кого заяц, а у кого белка. Вы знаете, чем они отличаются, и нарисуете правильно. Первое задание вы поняли. Но главное в сегодняшнем занятии — нарисовать зверей так, как будто они двигаются. Это второе задание. Хорошо, если все нарисуют по-разному: чей-то зверь бежит, чей-то прыгает, у кого стоит, а у кого лежит (сидит).
Дети обдумывают и отвечают:
— Мой зайка будет прыгать на задних лапках.
— А у меня лиса убегает от волка.
— Я нарисую белочку. Она сидит на веточке.
— А мой косолапый медведь идет по лесу.
Дети еще не приступили к деятельности, только мысленно выбирают предмет для изображения и рассказывают о нем, опираясь на словесные указания логопеда. Необходимо отметить, что указания логопеда (задание) к предстоящей деятельности на этом этапе должны даваться один раз, так как умение слушать и запоминать задание воспитывалось у детей на предыдущих этапах обучения. Далее логопед уточняет с каждым ребенком цвет краски, которая нужна для изображения, размер того или иного животного в соответствии с величиной листа бумаги и общим замыслом и т. Д.
Таким образом, прежде чем ребенок начнет рисовать, он должен, отвечая на вопросы логопеда, рассказать, что он будет рисовать, где нарисует, а иногда и почему так нарисует, а не иначе, т. е. в своих ответах он должен вскрыть некоторые причинно-следственные связи, в результате чего получается рассуждение (объяснение) по поводу предстоящей работы:
— Миша, что ты сейчас будешь делать?
— Я сначала разведу оранжевую краску.
— А почему оранжевую?
— Потому что я буду рисовать лису, а лиса рыжая.
— А ты, Петя, что будешь делать?
— Я сначала намочу все краски.
— Для чего ты намочишь все краски?
— Потому что мне потребуется много красок.
— Какая краска тебе будет нужна раньше других?
— Сначала мне будет нужна черная краска, потому что я буду рисовать волка.
В начале занятия чаще всего ставится вопрос: Что сейчас будешь рисовать? Когда работа близится к концу, можно спрашивать немного иначе: Что не успел нарисовать? Что тебе осталось нарисовать? Чего не хватает твоему медведю?
Когда дети нарисуют животных, им можно разрешить нарисовать различные деревья там, где осталось свободное место на бумаге, чтобы создать картину леса. Во время выполнения рисунка вопросы задаются с целью уточнить предстоящую деятельность, объяснить ее. В этот период прерывание ответа ребенка, встречные вопросы для уточнения высказанного, дополнительные вопросы для более подробного ответа имеют общую цель — не только учить детей рассказывать очень подробно, чтобы «всем все было понятно», но и воспитывать умение переключаться при устном изложении рассказа на непредвиденный вопрос собеседника, а затем самостоятельно продолжать рассказ, быстро ориентироваться в словарном запасе с учетом создавшейся ситуации и адекватной реакции.
— Что ты нарисуешь сначала? — спрашивает логопед каждого ребенка.
— Я нарисую лисе овальное туловище, а потом круглую голову.
— А я сначала нарисую белый овал — это будет у зайчика туловище. А потом нарисую круг выше туловища. Это будет головка.
— А я буду рисовать коричневый овал.
— Почему ты нарисуешь коричневый овал?
— Потому что я буду рисовать медведя, а медведь коричневого цвета.
На данном этапе логопед на один вопрос получает разные ответы, так как каждый ребенок выполняет разные рисунки и говорит о них по-своему. Это дает возможность увеличить количество детских высказываний. Логопед говорит все меньше, а дети все больше.
Когда работа выполнена, необходимо проанализировать ее с точки зрения первоначального замысла. С этой целью логопед может показать один из рисунков и спросить так:
— Кого рисовал сегодня Витя?
— Витя рисовал лису.
— Почему мы догадались, что это лиса?
— Потому что она рыжего цвета. ■— Еще почему?
— У нее длинная, вытянутая мордочка.
— У лисы длинный и пушистый хвост.
Так анализируется выполнение первой задачи и на других рисунках.
— Как вы думаете, что делает лиса?
— Витина лиса бежит.
— Она, наверное, убегает от волка.
— Нет, она гонится за зайцем. И т. д.
— Почему вы догадались, что лиса бежит?
— Потому что она выставила вперед передние лапы, а задние — назад.
— Потому что Витя так нарисовал ноги лисе, что она бежит.
— Потому что хвост остается сзади, когда лиса бежит. И т. д.
— Дети, вы хорошо меня слушали, правильно выполнили задание: нарисовали различных животных и все они двигаются по-разному, — подводит логопед итог занятия.
При подведении итога важно обратить внимание детей на то, что они правильно выполнили задание, т. е. возвратить их к началу занятия и связать задание с результатом его выполнения детьми. Это необходимо и длявоспитания произвольного внимания, и для закрепления технических навыков изображения предметов. В результате анализа дети узнают причину недочетов в своей работе и как избежать их в другой раз, если недостаточно отработана техника рисования — надо потренироваться с воспитателем, если подвела невнимательность, то на следующем занятии перед выполнением задания следует напомнить ребенку примерно так:
— Саша, слушай внимательно; в прошлый раз ты ошибся, потому что был рассеян и плохо понял задание.
На этом этапе развития контекстной речи дети уже могут сравнивать, делать выводы, поэтому на занятиях по развитию элементарных математических представлений продолжается сравнение множеств, но на более высоком уровне обобщения.
В третьем квартале проводятся такие же занятия, как и во втором, но дети учатся пересчитывать большее количество предметов, т. е. сравнение множеств и отсчет предметов по образцу и по заданному числу производится в пределах десяти. Изучается не только количественный счет, но и порядковый.
Для ознакомления с порядковым счетом можно использовать построение детей на занятия. Дети строятся в два ряда, а логопед спрашивает:
— Дети, Коля у нас идет впереди. Кто догадается, как можно про него сказать, если он идет впереди? Который он по счету?
— Передний.
— Первый.
— Правильно, дети. Кто идет впереди, про него говорят первый. А как же сказать про Свету, если она идет сзади?
— Последняя.
— Тоже правильно. А как можно сказать про Сашу?
— Средний.
— А если посчитать. Кто хочет посчитать, который по счету Саша? Коля, считай.
— Первый, второй, третий. Саша третий.
— Правильно. А Света которая? Вы говорили «последняя», а ведь можно посчитать. Считай, Витя.
— Один...
— Нет, Витя, «один» говорят тогда, когда спрашищ» ют «сколько?» А я спросил^; «Света которая?»
— Первый.
— А Таня?
— Вторая, — отвечает ребенок и считает дальше: — Света пятая.
— Теперь давайте посмотрим в другом ряду и посчи-таем, кто который по счету.
После такого наглядного и доходчивого объяснения дети считают по порядку предметы, которые им предлагаются на занятии, определяя и объясняя их место в ряду.
Заикающиеся уже дают полное объяснение предстоящего счетного действия на основании устноло задания логопеда:
— Я сначала буду слушать и считать, сколько раз вы ударите по столу, а потом положу столько же квадратиков на среднюю полоску.
— У меня пять уточек. Я возьму кружков на один больше и положу их на верхнюю полосочку. Задание я выполню правильно.
— Почему ты правильно выполнишь задание?
— Потому что я запомнил все, что надо делать.
К этому времени дети в состоянии мысленно представить план своих действий в соответствии с полученным заданием, отличить правильное выполнение задания товарищем от неправильного и объяснить ошибку.
Таким образом, в третьем квартале дети закрепляют навыки отдельных развернутых ответов по представлению и овладевают рассказыванием сначала по вопросам, а затем без вопросов логопеда; продолжают упражняться в построении различных ответов на один вопрос, овладевают ответами, в которых вскрываются простейшие причинно-следственные связи; учатся пересказывать прочитанное сначала по вопросам, а затем без вопросов.
Более высокие речевые навыки позволяют увеличить речевую практику детей, упражнять их в сложной контекстной речи, которая все больше выступает в качестве регулятора их деятельности. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темп приближается к уровню массового детского сада.